Проповедь имама-мухтасиба Московской области Рушана хазрата Аббясова в мечети г. Ногинск по случаю празднования Ураза-байрама.

 

Дорогие братья и сестры, единоверцы! Дорогие соотечественники!

 Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух

Мир вам, милость Аллаха и Его благоволение!

Наступил  светлый праздник «Ид аль-Фитр» - «Ураза-байрам». Закончился Священный месяц Рамадан, в который ниспослан был Священный Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого истинного пути и различение.

 

Верующие – мусульмане всего мира – исполнили одно из основных богослужений, один из пяти столпов Ислама и обязанностей мусульманина – соблюдение поста. Это праздник радости от сознания исполненного долга, счастливого времени обретения искренности и душевного равновесия, неизменного стремления к духовному очищению и гармонии.

Мы выполнили фард – обязательство перед Аллахом, Который нам сказал в Священном Коране:

 «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, как и предписан тем, кто был до вас, может быть, вы будете богобоязненны!» (2:183).

От имени Духовного управления мусульман Московской области, Мусульманской общины «Аль-Ихсан» Ногинского района и от себя лично сердечно поздравляю всех вас с завершением Великого поста Благословенного месяца Рамадан - «Ид аль-Фитр» - «Ураза-байрам»!

Молю Всевышнего Аллаха принять наш Пост, все благочестивые деяния, молю о прощении наших грехов, о которых нам известно и о которых мы находимся в неведении, и о вознаграждении нас обещанным Раем и защитой от Огня Ада.

 

 

Дорогие братья и сестры!

По случаю Праздника «Ид аль-Фитр» - «Ураза-байрам» в наш адрес поступили многочисленные поздравления. Мусульман России поздравили Президент России В.В. Путин, Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, Губернатор Московской области С.К. Шойгу, Глава Ногинского муниципального района В.Н. Лаптев.  В своем обращении по случаю праздника Ураза-байрам Духовный лидер мусульман России,  Председатель Совета муфтиев России Муфтий шейх Равиль Гайнутдин призывает нас: «Любить и уважать друг друга, ибо Всемогущий Аллах соберет всех нас вместе в мечетях, чтобы мы почувствовали свое братство и единство, чтобы мы не забывали о предстоящем Собрании в день Суда. Все мы, в независимости от национальности и цвета кожи, являемся братьями и сестрами по вере. Хвала Аллаху Всемогущему, сейчас, стоя рядом друг с другом, в одном ряду, мы чувствуем и осязаем это! Всевышний Аллах в  Священном Коране сказал: «Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может, вы будете помилованы». (Сура «Покои», 10 аят).

Каждый из нас, кто соблюдал пост Рамадана, понимал значение - смысл сказанного нашим Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи ва салям) в хадисе Кудси:

«Каждое из деяний сына Адама – это для себя (ему), кроме поста. Пост для Меня. Я сам вознагражу человека за его пост. Ибо он только ради меня, ради достижения моей милости отвергает пищу, питье и все свои плотские желания. Есть два мгновения радости, которые  вкушает постящийся.  Это время разговения после соблюдения поста дня и время, когда он, возвратившись к своему Создателю, предстает перед Аллахом»  (Сахих аль-Бухари, аль-Муслим, ат-Тирмизи).

 Пост является для верующего и обязанностью, и испытанием, и нитью, связывающей его и Создателя, милостивого и милосердного Аллаха. Пост бывает только между верующим и Аллахом, и только ради Аллаха, и ради достижения милости и милосердия Аллаха.

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал “Нет перед Аллахом благодеяния более ценного и достойного награды, чем пост!” (Хадис от Сунан Насаи).

В длинные дни и короткие ночи Рамадана соблюдать пост от утренней темноты, еще до появления зари и до вечерней темноты, после захода солнца не брать в рот ни крошки еды и ни капли воды – это могло казаться нелегко, но Всевышний говорит в Священном Коране: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).

И мы на собственном примере убедились, как легко и благостно проходило время поста. С какой радостью мы собирались во время ифтаров в наших общинах, за праздничными столами, проводили обсуждения наших текущих вопросов, наших перспектив, затем совместно совершали молитвы и делали дуа. Пост в месяц Рамадан – это, поистине, благое время, благие ощущения, с которыми не сравнятся никакие другие дни в году. Несмотря на большое количество повседневных дел и забот, несмотря на занятость, работу, семейные дела, несмотря на какие-либо другие привычки, в Рамадан мы полностью меняем и устоявшийся ритм жизни, и из года в год этот месяц учит нас остановить  взгляд, оглянуться вокруг, и с особой внимательностью задуматься над смыслом нашей жизни, над ценностью всего того, что мы имеем. Ведь каждый день поста и особенно первые его дни мы испытываем великолепное чувство – чувство прекрасного вкуса, которым обладает простая вода! Мы учимся быть ближе к своему организму, который также как и великое множество благ данных нам Всевышним в распоряжение на время земной жизни. Мы учимся чувствовать его, понимать, ощущать его благодарность за глоток выпитой воды и за один съеденный финик. Мы учимся быть ближе к тем из нас, кто действительно находится в положении нуждающихся. Мы осознаем с каждым днем, сколь много благ даровано нам Всевышним, и мы не ценим это. И во всем этом – величайшая мудрость Всевышнего.

И поэтому, провожая месяц Рамадан, мы неизменно чувствуем грусть в наших сердцах. Грусть того, что это благое время закончилось, и мы не знаем, суждено ли нам дожить и встретить следующий месяц Рамадан. А знание об этом только у Всевышнего Аллаха.

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) неся радостную весть верующим говорит: “Кто благодаря посту откажется от еды и питья, того Аллах накормит плодами из садов райских и напоит водой из источников райских” (“Канз аль-Уммаль”, 3/328).

В Благословенный месяц Рамадан, соблюдая пост, воспитывая в душах богобоязненность, укрепляя веру и очищая свою плоть и сущность, а, главное, очищая нутро – душу, мы старались больше времени уделять чтению и изучению Священного Корана, совершению дополнительных намазов и молитв, старались оказывать милосердие и сострадание нуждающимся, быть щедрее и добрее ко всем окружающим нас людям, старались как можно больше совершать благодеяний и добра, остерегались вражды и греха.

Посланник Аллаха обещал нам, сказав:

«Когда наступит Конец Света, сам пост человека обратится к Аллаху с мольбой о заступничестве и скажет: “Господи! До самого вечера я не позволял ему ни есть, ни пить, ни получать удовольствие. Так прости же его ради меня” И тогда Всевышний Аллах услышит эти мольбы и позволит заступиться за этого человека, который соблюдал пост в своей земной жизни” ». (Ат-Таргыйб, 2/84)

И обещано верующему увидеть плоды своей богобоязненности, своих благодеяний и богослужений перед своим Творцом, Господом миров после ухода из земной жизни и возвращения к Всевышнему Аллаху.

Но если правильно извлекать уроки из этого Благословенного месяца, мы должны перенести всю его благость на другие месяцы года. Мы должны использовать те уроки, которые получаем в этот месяц, в течение всего года. Мы должны всегда ценить ту еду и питье, что имеем, проявлять терпение и быть немногословными, думать о наших родных и близких, кого кормим в этот месяц и кому отдаем милостыню  -  саадака или закят через наши мечети и фонды закята. Мы должны читать Коран и заучивать его, размышлять над его смыслами, в течение всего года.

Каждый год мы должны духовно-нравственно расти. К следующему месяцу Рамадан мы должны прийти с хорошим багажом добрых дел и поступков. То, что казалось нам сложным, мы должны это преодолевать через усердие, труд, терпение. И по воле Всевышнего завтра мы сможем взять уже совершенно новые высоты.

Дорогие мои единоверцы!

Всевышний, требуя от Своего творения – человека покорности, богобоязненности, установил обряды для поклонения. Поклонение – это есть установление нерушимой связи между человеком и его создателем Аллахом. После произнесения слов веры и уверования всем своим разумом и сердцем, верующий укрепляет опоры своей веры.

Намаз является опорой веры, пост является опорой духа, а закят – выплата обязательного пожертвования – является опорой общества. Это означает, что без намаза трудно сохранить веру, без поста трудно сохранить в богобоязненной чистоте дух, а без исполнения закята – сложно развивать крепкое просвещенное общество -  умму Ислама.

Благодаря посту Рамадана человек обогащает свою социальную жизнь. Мы, приступая к соблюдению поста совместно, собравшись в наших мечетях, вместе встретили наступление месяца Рамадан, старались коллективно совершать молитвы Таравих, участвовали вместе на ифтарах – разговениях, отмечали «Ночь могущества и предопределения» - Лейлят аль-Кадр», укрепляли между собой братские отношения, распространяли братскую любовь, уважение и дружбу.

Дорогие единоверцы, братья и сестры!

Ураза-байрам отмечен еще одним важным религиозным предписанием. Накануне праздника мусульмане выплачивают пожертвование на нужды бедных и неимущих, именуемое "закят уль-Фитр", или же "садакат уль-Фитр".

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сделал обязательной выплату закятуль-фитр для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также в качестве источника питания для неимущих. Если человек выполнит эту обязанность до праздничной молитвы, то это — принятый от него закят. Если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это — милостыня из числа милостыней».

Однако закят аль-фитр – это не основная милостыня, выплачиваемая мусульманами. Обязательным для верующих является выплата закята. Закят – поистине, заключает в себе множество блага. Блага как для человека, так и для общества, так и для имущества, каким бы большим или малым оно не было. Ежегодно благочестивые мусульмане, (то есть те, для кого ислам является образом жизни), дают подсчет своему имуществу, стремясь быть точными, ибо знают и убеждены в том, что в Судный день ничто не скроется из явного и скрытого, чем мы владели и чем наделил нас Всевышний Аллах во время земной жизни – богобоязненные из нас  считают стоимость своего имущества и ровно одну сороковую его часть или более того – отдают в качестве закята. Закята, который направлен на решение многих важных вопросов: оказание медицинской помощи бедным, поддержку сирот, престарелых и неимущих, поддержку мусульманских общин, мечетей и образовательных учреждений.

В одном из хадисов Пророка говорится:

ما خالطت الصدقة – أو قال: الزكاة – مالا إلا أفسدته

«Милостыня – или закят - никогда не смешивается с имуществом без того, чтобы испортить его или повредить ему».

Аль-Хумейди добавляет к комментариям к данному хадису: «На имущество твое наложена милостыня, а если ты не выделяешь на нее, то грехи твои уничтожат твою добродетель». (Найль аль-автар, т. 4, стр. 126).

Еще один хадис передает слова Пророка, схожие по смыслу:

ما تلف مال في بَرٍّ و لا بَحرٍ إلا بحبس الزكاة

«Имущество, что на суше, что на море, портится только неуплатой закята»

Иногда мы думаем, как приумножить, как накопить, как сделать так, чтобы на всех и на все хватило, как купить то, что нам хочется. И не дай Бог, кто-то что-то у нас украдет, что-то потеряем, где-то сократится наше состояние. Где-то акции упадут в цене. Мы думаем, что это отрицательно повлияет на наше состояние. Нет. В процитированных хадисах дается четкий ответ. Портит наше имущество ТОЛЬКО неуплата закята. То есть все то, что мы имеем, может превратиться в пылинку, в ничто, если вовремя не было очищено. А очищением является - закят. Имущество портится только неуплатой закята.

В Священном Коран Всевышний Аллах сказал:

وَلَا يَحْسَبَنَّ الَّذِينَ يَبْخَلُونَ بِمَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ هُوَ خَيْرًا لَّهُم بَلْ هُوَ شَرٌّ لَّهُمْ سَيُطَوَّقُونَ مَا بَخِلُوا بِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلِلَّهِ مِيرَاثُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ

«И пусть не считают те, которые скупятся на милости, дарованные им Аллахом, что это – лучше для них. Нет, это – хуже для них! В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Коран, 3:180)

Однако многие из нас не понимают полного смысла и значения закята, и даже не знают, каким образом правильно его рассчитать и какое имущество принимается в учет при расчете. А те же, которые сознательно занижают стоимость своего имущества при расчете — неужели они не понимают, что их никто не упрекнет за это сокрытие из людей, но Всевышний Сам заберет то, что человек поскупился отдать. И уже на этот раз то, что было сокрыто, не принесет прибыли и пользы. Неужели мы думаем, что то, что мы теряем из имущества, в результаты бедствий, утери, убытков и краж – это пустая случайность? Нет. Поистине в этом – результат наших же дел, либо испытание от Всевышнего. Поистине, никто кроме Него не может гарантировать нам, что мы будем бедны или богаты в течение нашей жизни, и никто никогда не уносил с собой ничего из богатства в могилу.

Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Умершего до могилы провожают три составляющие: его богатство, родственники и деяния. Однако двое из них покинут его после захоронения. И лишь его дела останутся с ним навечно».

Как мы видим из приведенного хадиса, каждый из нас, покидая этот мир, будет вынужден расстаться со своими близкими и богатством, которое он накопил. И только лишь та его часть, которую он успел отдать в качестве закята и садака, – будет приносит ему благодать в виде нескончаемой череды благих дел, на которые были направлены эти средства.

Дорогие  братья и сестры!

Хвала Всевышнему Аллаху, вот уже три года мы совершаем праздничные молитвы в мечети города Ногинска. В Московской области сегодня 30 мусульманских общин в самых разных городах и населенных пунктах. В 9 общинах верующие имеют возможность совершать молитвы в мечетях. В 6 общинах мечети находятся в стадии строительства и оформлении земельных участков. А в остальных – верующие вынуждены арендовать помещения, где они проводят молитвы, организуют занятия, проводят мероприятия. За месяц Рамадан мы побывали в гостях у многих общин, а также собрались за праздничным столом в Москве, где присутствовали руководители и наиболее активные члены подмосковных мусульманских организаций. Мы обсуждали с Вами наши текущие проблемы и то, каким образом мы можем и должны их решать. Мы понимаем, что для развития Ислама необходимо прежде всего быть активными членами общины, быть деятельными, не оставаться в стороне от нужд и потребностей нашей общины, а значит и нас самих. К этому призывает нас Ислам. И на деле мы видим, что наиболее развитые общины там – где наиболее сплоченный и активный костяк общины. Невозможно нормальное развитие и без выстраивания партнерских отношений с местными органами власти. Хвала Аллаху, во многих городах муниципальные власти с миром и пониманием относятся к своим горожанам, стараются решать сложности верующих и помогают им в реализации их религиозных треб. Однако кое-где еще есть сложности. В отдельных городах на протяжении более 10 лет община мусульман не получает ответа на запросы о выделении земельного участка под строительство мечети. Но ислам призывает нас к терпению и проявлению лучшего примера.

Ведь Всевышний призывает нас, чтобы мы делали все, от нас зависящее, во благо сохранения веры. А все, что нам не по силам изменить – это в руках Аллаха. И мы молим Аллаха о том, чтобы Он даровал руководству городов, тем, за кого мы как граждане нашей страны, как жители наших городов, отдавали свои голоса и ожидаем от них соответствующих действий во благо развития мира и согласия в нашем многорелигиозном и многонациональном обществе.

Дорогие  соотечественники, единоверцы,  братья и сестры!

Молю Всевышнего даровать всем нам мир и радость, счастье и здоровье, успех и благополучие, милость и благоденствие! Я желаю всем вам снискать Его Благословение  и Милость.

Молю Всевышнего о Его милосердии ко всем, находящимся на прямом пути!

Да будет принят Всевышним Аллахом наш пост и все совершенные богобоязненные дела. Да сбудутся все наши добрые молитвы и пожелания! Да ниспошлет нам всем Аллах благополучие и покой в обоих мирах! Да ниспошлет Аллах нам и нашим семьям здоровья и счастья! И да будет благоденствие, мир и покой в нашей любимой стране-России!