Печать
1926

Дорогие единоверцы! Братья и сестры!

Хвала Всевышнему, приближается месяц мухаррам. С его началом наступит новый 1437 год по хиджре.

Мухаррам напоминает нам об испытаниях, которые выпали на плечи пророка Мухаммада (мир ему) и первых сподвижников.

Многие влиятельные курайшитские старейшины отвергли призыв и предприняли все силы, чтобы потушить свет Аллаха. Тогда Посланник (мир ему) решил проповедовать религию вне Мекки и отправился в Таиф. К сожалению, жители этого поселения оказались более невежественными. По приказу руководителей местных племен Пророка (мир ему) забросали камнями и прогнали оскорбительными словами. И буквально через небольшой промежуток времени Аллах избрал для Своего посланника (мир ему) новое место для призыва – селение Ясриб, куда в дальнейшем, мусульмане, проживающие в Мекке, совершили переселение-хиджру. Именно хиджра послужила главной причиной становления первого исламского государства и распространения религии. Не нужно путать и тем более сравнивать исламское государство времен Пророка (мир ему) и современным псевдоисламским государством (ДАИШ). Если сегодня лица, придерживающиеся крайних взглядов, и преступники бегут к террористам, чтобы убивать и грабить, то первые мусульмане-мухаджиры отправлялись в Медину с противоположной целью, они всячески избегали конфликтов. Сахабы (сподвижники) не хотели провоцировать язычников Мекки на столкновения и проявляли терпение.

Мы должны изучать и размышлять о пророческой хиджре. Из этого исторического события в жизни уммы мы извлекаем для себя множество уроков:

Жертвовать ради Аллаха

Посланник (мир ему) как и сотни, тысячи сахабов имел родной дом в Мекке. Его жизнь была тесно связана с ее жителями. И подумайте, каково было нашему Пророку (мир ему) оставлять родные края? Абдулла ибн Ади ибн аль-Хамра аз-Зухри сказал, что он слышал, как посланник Аллаха (мир ему) однажды, стоя на рынке аль-Хазвары, произнес следующие слова о Мекке:

«Поистине, ты наилучшая и любимейшая земля Аллаха для Него, и если бы меня не изгнали из тебя, я не ушел бы» (ат-Тирмизи).

Посмотрите на состояние несчастных сподвижниц-мусульманок! Отправляясь в хиджру, они разлучались с семьями и детьми. История о первой женщине, совершившей переселение, Умм Сальмы затрагивает сердца:

Умм Сальма - супруга Пророка (мир ему) рассказывала: «Когда Абу Сальма решил уехать в Медину, пошел к своему верблюду, потом посадил меня на него, вместе со мной посадил моего сына Сальму на колени мои, потом пошел, ведя верблюда со мной. Когда его увидели мужчины рода Бану аль-Мугира, подошли к нему и сказали: «С собой ты можешь сделать, что хочешь, а эту ты отнял у нас — она наша родственница. Как же мы позволим тебе увезти ее в другую страну?» Вырвали повод верблюда из его рук, отняли меня у него. Тогда Бану Абд аль-Асад, родня Абу Сальмы, рассердились и сказали: «Нет, ей-богу, мы не оставим нашего сына у нее, поскольку вы отняли ее у нашего родственника». Они стали вырывать моего сына друг у друга, пока не вывихнули ему руку. Сына увели Бану Абд аль-Асад. Меня заперли у себя Бану аль-Мугира. Мой муж Абу Сальма отправился в Медину. Так я была разлучена с мужем и сыном. Я уходила каждое утро в долину аль-Абтах и сидела там до вечера, плача. Так продолжалось год или около того» (Ибн Хишам).

Удивляет и поражает история еще одного сподвижника по имени Сухейб ар-Руми, который был одним богатым торговцем. Как и многие сахабы, он решил покинуть Мекку тайно — ночью. Проблема была в том, что как только до язычников доходила весть о том, что кто-то из жителей покидает селение, они тут же отправляли вооруженных гонцов. Мухаджира либо убивали, или же обратно возвращали в Мекку и бросали в тюрьму. Курайшиты узнав о бегстве Сухейба, отправили за ним в погоню самых быстрых скакунов. Догнав, остановились около него и стали угрожать. Один из преследователей сказал:

« — Клянёмся Аллахом, мы не позволим уйти тебе невредимым и с деньгами... Ты пришёл в Мекку нищим бедняком, а затем разбогател и добился того, что имеешь». Сухайб спросил:

— А если я оставляю вам мои деньги, вы позволите мне продолжать путь?

— Да! — ответили они.

Сухайб рассказал им, где хранит свои деньги в Мекке. Вернувшись в Мекку, преследователи забрали деньги Сухейба, а затем отпустили его. Так Сухейб оставил все, что у него было, и совершил переселение в Медину. Он ни о чем не сожалел, все это делалось только ради Аллаха и Его посланника.

Никогда не отчаиваться в милости Аллаха

Сподвижники, несмотря на испытания и лишения, держали себя в руках, старались не жаловаться и верили в помощь Всевышнего. Когда Пророка (мир ему) изгнали из Таифа, ему уже было пятьдесят лет. Многие в свои пятьдесят уходят на пенсию, стараются беречь здоровье и ведут спокойный образ жизни. Как только его (мир ему) изгоняли из одного места, он не опускал руки, а отправлялся к другим племенам. Пророк (мир ему) использовал каждый день и каждый случай для призыва и распространения ислама. Во время паломничества он подходил к делегациям и говорил:

«Есть ли среди вас кто-нибудь, кто заберёт меня к своему народу, ибо эти курайшиты препятствуют мне доносить до людей речь моего Господа?» (Ибн Маджа).

Пятнадцать племен и делегаций отвергли его призыв и лишь паломники-ансары прибывшие из Ясриба прислушались к нему и приняли ислам. В помощь ансарам Пророк (мир ему) отправил Мусгаба ибн Умайра — молодого, умного и набожного юношу, который обучал их чтению Досточтимого Корана и другим важным религиозным знаниям. Таким образом, Мусгаб стал первым послом будущего мусульманского государства.

Тут мы видим, что помощь Аллаха приходит оттуда, откуда мы ее и не ждем. Нельзя жаловаться на трудности жизни, нельзя останавливаться на пути Всевышнего. Аллах знает, что для нас в данное время лучше, а что хуже.

Иметь праведных друзей

Пророческая жизнь, в частности хиджра, учит не пренебрегать добрыми и искренними друзьями. В Мекке перед переселением царила тяжелая атмосфера. Главы племен не знали как покончить с исламом. Язычники предлагали Пророку (мир ему) деньги и власть, просьба у них была только одна — отказ от исламского призыва. Посланник (мир ему) отказывался выполнять их требования, тогда невежды стали прибегать к более радикальным методам. Они между собой договорились убить Мухаммада (мир ему). В ту ночь ангел Джабраил предупредил Посланника о предстоящем покушении. Было решено оставить дома племянника Али ибн Аби Талиба. Он лег спать на место, где спал Пророк и укрылся одеялом. Дом уже был окружен вооруженными язычниками и взят в кольцо. Пророк (мир ему) вышел из дома читая аяты Корана:

«Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят» (36:9).

Он (мир ему) взял в руки песок и рассыпал все над головами неверующих и прошел мимо них. Они даже не увидели его, все произошло в мгновения ока. Когда уже Пророк (мир ему) был далеко, к стоявшим с мечами в руках язычникам подошел мужчина и спросил:

— Что вы тут стоите и кого ждете? Мухаммад (мир ему) прошел среди вас, разве вы его не увидели?

Язычники в ярости ворвались в дом и обнаружили Али, который спал на месте Пророка (мир ему). Они схватили его и стали спрашивать о нахождении Посланника (мир ему), тот ответил им, что он спал и ничего не знает. В это время Пророк (мир ему) и Абу Бакр покинули Мекку и спрятались в пещере. Абу Бакр вошел туда первым, проверил, нет ли там змей и прочих хищных зверей. В Коране сказано:

«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): "Не скорби, ибо Аллах - с нами". Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели» (9:40).

В самый трудный и опасный час Абу Бакр поддержал Посланника (мир ему) и отправился с ним в Медину. Настоящая дружба проверяется временем и испытаниями. Толкователи Корана утверждают, что аят «Но тот, кто явился с правдой, и тот, кто признал ее истинность, действительно являются богобоязненными» (39:33) был ниспослан в отношении Абу Бакра.

Праведные друзья могут сделать нам наставления, дать добрый совет. От них мы получаем пользу.

Протягивать руку помощи нуждающимся

Представьте себя в роли мухаджира. Вот вы прибыли в чужой город, никого не знаете. Все свое имущество, родных вы оставили где-то далеко. У вас нет денег и пропитания… По сути переселенцы из Мекки были беженцами. Жители Ясриба приняли их достойно. Кто-то отдавал им на безвозмездное пользование земли, были и такие, кто дарил половину дома. Доброта и гостеприимность одних верующих к другим описывается в Коране:

«А также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми. А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (59:8-9).

Мухаджиров и ансаров объединял ислам, рядом с ними был Посланник (мир ему). Он наставлял и успокаивал их сердца.

Под хиджрой мы понимаем не только телесное переселение из места в место, но и переселение от грехов и пороков. Аллах говорит в аяте:

«И скверны беги!» (74:5) — уходи оттуда, где совершается харам. Ибо ты рискуешь своей верой. Грехи рано или поздно негативно влияют на нас. Можно ими заразиться. Поэтому важно, чтобы верующий жил рядом с праведными и добрыми людьми.

Кто по настоящему является «мухаджиром» — переселяющимся ради Аллаха? Посланник (мир ему) ответил на этот вопрос:

«Муджахид — это тот, кто борется со своей собственной душой, чтобы подчиниться Аллаху; А мухаджир — это тот, кто оставил грехи!» (аль-Бухари).

Как ни странно сегодня появляются провокационные призывы и лозунги покинуть Россию и уехать в «настоящие» исламские страны. На одном сайте предлагается совершить хиджру в Турцию и приобрести там жилье. В нашей стране, альхамдулиллях, имеются все условия для исповедования ислама: строятся новые мечети, вузы открыты для всех желающих. Мы не нуждаемся в хиджре — в переселении в другую страну. Наоборот, так случилось, что миллионы арабов-мусульман сегодня бегут из своих стран в Европу. Для них хиджра — это необходимость, ибо невозможно жить в таких условиях.

В наши дни мы должны бежать не из России, а из собственных соблазнов и грехов. Кто-то курит, пьет, плохо относится к детям и семье и т.д. — так соверши хиджру от харама к добродетели, начни другую жизнь, измени себя, перестань следовать своим страстям.

Пророческая хиджра привела к расцвету исламской цивилизации. Впервые верующие смогли построить мечеть аль-Куба в пригороде современной Медине. В Священном аяте о ней сказано:

«Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней» (9:108).

Затем дома Аллаха стали появляться по всему свету. До хиджры верующим приходилось собираться для поклонений и чтения Корана в доме Аммар ибн Ясира, либо в доме Абу Бакра.

Мечети сыграли огромную роль в воспитании мусульманского общества. Вся общественная и духовная жизнь проходила в мечетях. Люди там не только выстаивали намазы, но обсуждали важные государственные вопросы, принимали делегации и обучали исламу.

Пророк Мухаммад (мир ему) побратал жителей Мекки и Медины. Они стали братьями и олицетворяли единое тело и единый организм. Известны случаи, когда умирал кто-то из ансаров, то он завещал половину состояния и мухаджиру.

После хиджры верующие впервые открыли мусульманский рынок, в котором торговцы торговали строго по законам шариата. Вся современная исламская экономика берет начало именно с нее.

Хиджра послужила началом межрелигиозного диалога мусульман с еврейской общиной. Обе стороны подписали договор и закрепили взаимоотношения подписями.

В мире проживают несколько миллиардов человек, и все они представляют разные конфессии и национальности. Все люди на земле дети одного Адама, несмотря на единые корни происходят кровопролития и конфликты. От имени ислама выступают различные крайние группировки и сеют хаос. Они разрушают храмы, уничтожают исторические и культурные объекты. Ни один из прошлых халифов и правителей ислама не делал то, что творят радикалы. Совершив хиджру Пророк (мир ему) наладил официальные отношения со всеми. Он (мир ему) принимал христианские и иудейские делегации, ходил к ним в гости, вкушал их пищу. Никто не посягал на жизни иноверцев.

Весь мир нуждается в хиджре от раздора к согласию, от поклонения золотому тельцу к богобоязненности.

Важно правильное понимание ислама и ее истории. Как я говорил выше, есть и те, кто пытается навязать нам ненависть, призывает бежать из России и жить в другой «мусульманской стране». Россия — это не только православная, но и мусульманская страна; в ней функционирует более семи тысяч мечетей и проживают около двадцати миллионов единоверцев. Наша общая задача сохранить мир и взаимопонимание между народами. Поверьте, если будет плохо христианам, будет плохо и нам — мусульманам. Мы связаны историей, культурой и живем на одной земле.

Я прошу Аллаха, чтобы в новом году мы больше укрепили веру и больше принесли блага обществу и единоверцам!

Пусть Всевышний в 1437 году наставит нас на добрые дела!

Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов