Выступление представителя Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на Заседании Консультативного совета при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые дамы и господа, коллеги!

Разрешите поприветствовать Вас от имени Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России. Создание Консультативного совета при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями я считаю шагом крайне своевременным и востребованным. Молитвенно желаю Совету плодотворной работы по изучению современной ситуации в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений в России и выработки дальновидных и эффективных предложений по гармонизации межнациональной сферы. Надеюсь, что деятельность вновь созданного органа будет способствовать укреплению как российского государства, так и дружбы и согласия между народами, населяющими нашу страну.



Разрешите перейти к теме обсуждения. Наша страна изначально складывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство, об этом заявил глава нашего государства Владимир Владимирович Путин на первом заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям 24 августа 2012 года в Саранске. Согласно нашей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Согласно главному закону нашей страны, а также ряду нормативно-правовых актов, включая Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации от 15 июня 1996 года, всем гражданам России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т.д. равны перед законом.

В целом, российское законодательство в области государственной национальной политики учитывает и отражает интересы и права представителей различных этносов и религий, обеспечивает их равенство. И тем не менее, на протяжении ряда последних лет мы видим рост напряжения в сфере межнациональных отношений и гражданского согласия. Отчасти именно этими новыми вызовами обусловлено и появление соответствующего Совета при Президенте, нашего Совета и других органов.

Постараемся разобраться, в чем заключаются причины роста межэтнического напряжения и что угрожает межнациональному согласию в нашей стране?

Во-первых, необходимо указать на объективность ряда глобальных факторов, которые находят отражение и в нашем обществе. В частности, мы наблюдаем, что во всем мире религиозные убеждения переходят из мировоззренческой, сугубо личной плоскости в политическую сферу. Религиозные лжеучения мотивируют людей на ненависть и насилие. Вместе с тем, религиозные институты подвергаются систематическим нападкам и даже агрессивным нападениям. Все это в полной мере характерно и для нашей страны, включенной в систему международных отношений и глобальных процессов. Известны случаи, когда для выражения неких политических идей отдельные лица избирают кощунственную, оскорбляющую религиозные чувства верующих форму.

Во-вторых, нельзя недооценивать влияние внутрироссийских факторов на обсуждаемую сферу. В упомянутом мной Указе президента РФ от 1996 года говорится о том, что основа противоречий на межнациональной почве, с которыми Россия столкнулась в 1990-ые годы, была заложена, в том числе, унификаторской политикой в советский период. Об этом же говорится и в проекте Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, который был обнародован Советом при Президенте 27 сентября 2012 года. Цитирую: «К негативным факторам относятся современные территориальные споры и конфликты, связанные с неоднократными произвольными изменениями административных границ СССР, репрессиями и депортациями в отношении некоторых народов».

Все это говорит о том, что необдуманные решения, несправедливость и жестокость в этнополитической сфере дают свои горькие плоды и через 50 и через 100 лет. Нельзя вести себя в этнической и межконфессиональной сфере словно слон в посудной лавке. К сожалению, это мы наблюдаем довольно часто, в том числе и со стороны представителей органов власти очень высокого ранга. Накануне праздника Курбан-байрам в 2011 году один из видных российских политиков распространял ложные, клеветнические сведения о том, что мусульман в Соборную мечеть специально свозили на автобусах для демонстрации силы.

Все чаще нам приходится говорить о том, что средства массовой информации в стремлении провокационной подачи материала, наносят урон существующему гражданскому согласию.

В последние годы мы много говорим о толерантности, но забываем о другом понятии – человечности. Умение видеть в представителе другой расы, национальности или вероисповедания прежде всего Человека – это мерило нашего с вами уровня морали, образованности и культуры. Когда безусый юнец от недостатка образования, родительского внимания или каких-то других причин, пропитывается идеями фашизма или нацизма – это одно. Но когда мы с высоты своей «цивилизованности» и общественного статуса начинаем рассуждать о мигрантах как о людях второго сорта, это, извините, уже расизм.

Мы неоднократно подчеркивали, что религиозное воспитание мигрантов, большинство из которых являются мусульманами по вероисповеданию, в официальных мечетях под руководством официального духовенства будет способствовать их гармоничной интеграции в наш социум, поскольку религия учит уважать и соблюдать законы и учит высоким нравственным ценностям. Для того, чтобы приезжие не совершали противоправных действий, прежде всего мы сами – россияне, должны показать, что мы уважаем и соблюдаем законы и нормы своей страны.

В Стратегии прописана необходимость формирования общероссийской гражданской идентичности  и этот тезис целиком поддерживается нами, поскольку в2010 году мы в Совете муфтиев России обозначили в качестве одного из приоритетов воспитание гражданской мусульманской идентичности и работаем в этом направлении через наши проповеди, книжную продукцию, средства массовой информации. Современный россиянин-мусульманин должен быть законопослушным гражданином, патриотом своей страны и активным членом общества, при этом сохранять свою религиозную и национальную идентичность. Благо, такая модель совмещения государственных и персональных интересов была выработана татарскими учеными-джадидами еще в начале прошлого века и нам есть на что опираться в своей работе.

Также я бы хотел сказать несколько слов-пожеланий как к составителям и редакторам Стратегии, так и к членам Совета.

Нам кажется, что сегодня ориентиры государственной национальной политики должны быть связаны с организацией четырехгранной системы, включающей:

- органы государственной власти, которые бы выполняли функции текущего управления этнополитическими и этнокультурными процессами, а также их законодательного обеспечения;

- система научно-исследовательских учреждений, ориентированных на предоставление квалифицированной и научно обоснованной информации для органов государственной власти;

- национально-культурные общественные объединения, которые бы взяли на себя функции социализации молодого поколения в традициях российских народов, популяризации своей культуры;

- религиозных объединений, которые могут выполнять целый спектр задач по воспитанию российских граждан, в том числе адаптации мигрантов и морально-этического воспитания молодежи.

Переходя ко второму пункту нашего обсуждения - проекту Федерального закона «О внесении изменений в статьи 15 и 24 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», подготовленного Госсоветом Республики Татарстан. Согласно мнению экспертов, предлагаемые поправки носят уточняющий характер и не предполагают серьезных изменений в правоприменении.

Согласно настоящего текста 125 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные организации и так вправе устанавливать требования для кандидатов на должности духовных лиц и внесение изменений в закон лишь конкретизирует это их право.

Инициатива внесения поправок в федеральное законодательство появилась после трагических событий июля 2012 года в Казани, когда от рук убийц погиб религиозный деятель Валиулла Якупов и был ранен председатель духовного управления мусульман Илдус Файзов. Желание законодательного органа субъекта федерации обеспечить безопасность своих жителей, стабильность и согласие в религиозной сфере вполне понятно. Мы понимаем и разделяем обеспокоенность радикализацией определенной части мусульманской молодежи в Поволжье и с тревогой наблюдаем за тем, что волна насилия под псевдорелигиозными лозунгами подбирается к Татарстану и Башкортостану. Мы неоднократно подчеркивали, что руководство страны должно учесть ошибки, которые были совершены на Северном Кавказе и максимально сконцентрироваться на объединении всего гражданского общества против экстремизма, так как сугубо силовые методы не даютискомых результатов. Пресечь дальнейшее расползание радикализма можно только через сплочение всего общества вокруг единых, общих ценностей. К великому сожалению, не все духовные лидеры Татарстана это понимают и делят людей на угодных и неугодных, правильных и неправильных. Отсюда возникают противоречия, рыхлость общественной ткани и ее неспособность противостоять внешним угрозам.

 Спасибо за внимание.

09.11.2012Главная задача - сохранять гражданское согласие

Выступление представителя Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на Заседании Консультативного совета при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые дамы и господа, коллеги!

Разрешите поприветствовать Вас от имени Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России. Создание Консультативного совета при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями я считаю шагом крайне своевременным и востребованным. Молитвенно желаю Совету плодотворной работы по изучению современной ситуации в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений в России и выработки дальновидных и эффективных предложений по гармонизации межнациональной сферы. Надеюсь, что деятельность вновь созданного органа будет способствовать укреплению как российского государства, так и дружбы и согласия между народами, населяющими нашу страну.

Разрешите перейти к теме обсуждения. Наша страна изначально складывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство, об этом заявил глава нашего государства Владимир Владимирович Путин на первом заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям 24 августа 2012 года в Саранске. Согласно нашей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Согласно главному закону нашей страны, а также ряду нормативно-правовых актов, включая Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации от 15 июня 1996 года, всем гражданам России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т.д. равны перед законом.

В целом, российское законодательство в области государственной национальной политики учитывает и отражает интересы и права представителей различных этносов и религий, обеспечивает их равенство. И тем не менее, на протяжении ряда последних лет мы видим рост напряжения в сфере межнациональных отношений и гражданского согласия. Отчасти именно этими новыми вызовами обусловлено и появление соответствующего Совета при Президенте, нашего Совета и других органов.

Постараемся разобраться, в чем заключаются причины роста межэтнического напряжения и что угрожает межнациональному согласию в нашей стране?

Во-первых, необходимо указать на объективность ряда глобальных факторов, которые находят отражение и в нашем обществе. В частности, мы наблюдаем, что во всем мире религиозные убеждения переходят из мировоззренческой, сугубо личной плоскости в политическую сферу. Религиозные лжеучения мотивируют людей на ненависть и насилие. Вместе с тем, религиозные институты подвергаются систематическим нападкам и даже агрессивным нападениям. Все это в полной мере характерно и для нашей страны, включенной в систему международных отношений и глобальных процессов. Известны случаи, когда для выражения неких политических идей отдельные лица избирают кощунственную, оскорбляющую религиозные чувства верующих форму.

Во-вторых, нельзя недооценивать влияние внутрироссийских факторов на обсуждаемую сферу. В упомянутом мной Указе президента РФ от 1996 года говорится о том, что основа противоречий на межнациональной почве, с которыми Россия столкнулась в 1990-ые годы, была заложена, в том числе, унификаторской политикой в советский период. Об этом же говорится и в проекте Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, который был обнародован Советом при Президенте 27 сентября 2012 года. Цитирую: «К негативным факторам относятся современные территориальные споры и конфликты, связанные с неоднократными произвольными изменениями административных границ СССР, репрессиями и депортациями в отношении некоторых народов».

Все это говорит о том, что необдуманные решения, несправедливость и жестокость в этнополитической сфере дают свои горькие плоды и через 50 и через 100 лет. Нельзя вести себя в этнической и межконфессиональной сфере словно слон в посудной лавке. К сожалению, это мы наблюдаем довольно часто, в том числе и со стороны представителей органов власти очень высокого ранга. Накануне праздника Курбан-байрам в 2011 году один из видных российских политиков распространял ложные, клеветнические сведения о том, что мусульман в Соборную мечеть специально свозили на автобусах для демонстрации силы.

Все чаще нам приходится говорить о том, что средства массовой информации в стремлении провокационной подачи материала, наносят урон существующему гражданскому согласию.

В последние годы мы много говорим о толерантности, но забываем о другом понятии – человечности. Умение видеть в представителе другой расы, национальности или вероисповедания прежде всего Человека – это мерило нашего с вами уровня морали, образованности и культуры. Когда безусый юнец от недостатка образования, родительского внимания или каких-то других причин, пропитывается идеями фашизма или нацизма – это одно. Но когда мы с высоты своей «цивилизованности» и общественного статуса начинаем рассуждать о мигрантах как о людях второго сорта, это, извините, уже расизм.

Мы неоднократно подчеркивали, что религиозное воспитание мигрантов, большинство из которых являются мусульманами по вероисповеданию, в официальных мечетях под руководством официального духовенства будет способствовать их гармоничной интеграции в наш социум, поскольку религия учит уважать и соблюдать законы и учит высоким нравственным ценностям. Для того, чтобы приезжие не совершали противоправных действий, прежде всего мы сами – россияне, должны показать, что мы уважаем и соблюдаем законы и нормы своей страны.

В Стратегии прописана необходимость формирования общероссийской гражданской идентичности  и этот тезис целиком поддерживается нами, поскольку в2010 году мы в Совете муфтиев России обозначили в качестве одного из приоритетов воспитание гражданской мусульманской идентичности и работаем в этом направлении через наши проповеди, книжную продукцию, средства массовой информации. Современный россиянин-мусульманин должен быть законопослушным гражданином, патриотом своей страны и активным членом общества, при этом сохранять свою религиозную и национальную идентичность. Благо, такая модель совмещения государственных и персональных интересов была выработана татарскими учеными-джадидами еще в начале прошлого века и нам есть на что опираться в своей работе.

Также я бы хотел сказать несколько слов-пожеланий как к составителям и редакторам Стратегии, так и к членам Совета.

Нам кажется, что сегодня ориентиры государственной национальной политики должны быть связаны с организацией четырехгранной системы, включающей:

- органы государственной власти, которые бы выполняли функции текущего управления этнополитическими и этнокультурными процессами, а также их законодательного обеспечения;

- система научно-исследовательских учреждений, ориентированных на предоставление квалифицированной и научно обоснованной информации для органов государственной власти;

- национально-культурные общественные объединения, которые бы взяли на себя функции социализации молодого поколения в традициях российских народов, популяризации своей культуры;

- религиозных объединений, которые могут выполнять целый спектр задач по воспитанию российских граждан, в том числе адаптации мигрантов и морально-этического воспитания молодежи.

Переходя ко второму пункту нашего обсуждения - проекту Федерального закона «О внесении изменений в статьи 15 и 24 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», подготовленного Госсоветом Республики Татарстан. Согласно мнению экспертов, предлагаемые поправки носят уточняющий характер и не предполагают серьезных изменений в правоприменении.

Согласно настоящего текста 125 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные организации и так вправе устанавливать требования для кандидатов на должности духовных лиц и внесение изменений в закон лишь конкретизирует это их право.

Инициатива внесения поправок в федеральное законодательство появилась после трагических событий июля 2012 года в Казани, когда от рук убийц погиб религиозный деятель Валиулла Якупов и был ранен председатель духовного управления мусульман Илдус Файзов. Желание законодательного органа субъекта федерации обеспечить безопасность своих жителей, стабильность и согласие в религиозной сфере вполне понятно. Мы понимаем и разделяем обеспокоенность радикализацией определенной части мусульманской молодежи в Поволжье и с тревогой наблюдаем за тем, что волна насилия под псевдорелигиозными лозунгами подбирается к Татарстану и Башкортостану. Мы неоднократно подчеркивали, что руководство страны должно учесть ошибки, которые были совершены на Северном Кавказе и максимально сконцентрироваться на объединении всего гражданского общества против экстремизма, так как сугубо силовые методы не даютискомых результатов. Пресечь дальнейшее расползание радикализма можно только через сплочение всего общества вокруг единых, общих ценностей. К великому сожалению, не все духовные лидеры Татарстана это понимают и делят людей на угодных и неугодных, правильных и неправильных. Отсюда возникают противоречия, рыхлость общественной ткани и ее неспособность противостоять внешним угрозам.

 Спасибо за внимание.

09.11.2012

http://muslim.ru/1/cont/1/3146.htm