Стремительное восстановление российско-турецких отношений заставляет говорить о степени ответственности и подлинно государственного подхода к текущим событиям большого числа российских муфтиев и мусульманских религиозных деятелей. Трагический инцидент со сбитым 24 ноября 2015 года турецкими ВВС российским СУ-24 наглядно показал опасность и вредность скоропалительности выводов и безапелляционности всевозможных заявлений.  
Несколько дней назад пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков анонсировал визит турецкого лидера Реджепа Эрдогана в Россию. Уже сегодня вице-премьер Турции Мехмет Шимшек сообщил, что президент Эрдоган готов приехать 9 августа в Санкт-Петербург. Скорейшая встреча с Владимиром Путиным, по словам Шимшека, «должна сделать отношения с Россией лучше, чем они были до ноября прошлого года».

В то же время министр иностранных дел Сергей Лавров говорит о возможности присоединения Москвы к Совету сотрудничества тюркоязычных государств. «У нас есть тюркоязычное население, тюркская культура, которая никуда не исчезает и, как и любая другая культура любого другого народа РФ, пользуется защитой государства», - отметил глава МИД. Это при том, что еще не так давно тюркские регионы нашей страны были вынуждены отказаться от участия даже в конкурсе «Тюрквидение».

Подлинная природа кризиса в отношениях с Россией окончательно прояснилась в результате последних трагических событий в самой Турции. И те, кто был неудержим в ноябре в радикальных призывах, предстали, мягко говоря, совсем в нелицеприятном свете.

Наш СУ был сбит теми, кто готовил государственный переворот. По заказу заокеанских «партнеров» (точнее, хозяев) они совершенно сознательно провели эту операцию в целях подорвать российско-турецкий диалог и, соответственно, позиции законной власти.

И те, кто подливал масла в огонь российско-турецкого разлада, объективно содействовали не нашим национальным интересам, а интересам наших стратегических противников. Те же, кто, несмотря на всеобщий ажиотаж, мудро выступал с призывами не делать однозначных выводов, настаивал на необходимости разобраться в ситуации и не предпринимать резких шагов, в итоге продемонстрировали выдающиеся аналитические способности и высочайшие моральные качества.

Позиция последних – подлинно ответственная и государственническая. В основе ее четкое понимание фундаментальных интересов России, которые заключаются в диалоге, мире и дружбе с ближайшими соседями, и, прежде всего, в партнерстве Москвы и Исламского мира.

Сразу же после инцидента 25 ноября прошлого года глава ДУМ РФ Равиль Гайнутдин обратился к Президенту РФ Владимиру Путину и выступил публично с заявлением, что обоим государствам, несмотря на все трудности, - жизненно необходимо сохранять мир и согласие. В российско-турецком сотрудничестве залог мира и стабильности на всем евразийском пространстве. Именно это, отмечал муфтий Гайнутдин, является целью атак наших общих недругов. 

Попытка переворота полностью подтвердила его правоту. В истории двухсторонних отношений третьи силы вообще часто играли существенную негативную роль. Они всячески провоцировали столкновения двух держав, отчего те только теряли. 


Настоящего религиозного деятеля должно отличать именно это - взвешенный подход и последовательность, а не популизм и готовность колебаться как лист на ветру стремительно меняющихся политических событий. Последовательность и ответственность в критический момент российско-турецких отношений продемонстрировал фактически только муфтий Гайнутдин. 

К сожалению, поведение многих других российских муфтиев и мусульманских деятелей в ноябре прошлого года было продиктовано отнюдь не ответственностью, патриотическими чувствами и даже не интересами своей страны и своего народа, но в большей степени стремлением быть "святее Папы Римского", то есть в своем осуждении действий турецкого летчика они задались целью перещеголять даже завсегдатаев телевизионных ток-шоу.

СМИ много писали о "бойкоте Турции со стороны муфтиев". ДУМ Чувашии, муфтием которого является Альбир Крганов, объявило о "прекращении любого сотрудничества с официальными и около государственными исламскими религиозными организациями Турции до тех пор, пока данные структуры не осознают происходящие события и не сделают соответствующих публичных оценок по поводу совместного противодействия идеям экстремизма и терроризма в мире". Любопытно, что ДУМ Москвы и Центрального региона, руководителем которого себя называет все тот же Крганов, в итоге воздержалось от полного разрыва взаимоотношений, но призвало турецкое духовенство прояснить свою позицию по отношению к инциденту.

Наиболее вызывающе выступил председатель ЦДУМ муфтий Талгат Таджуддин. В письме, адресованном Эрдогану, он призвал турецкого лидера извиниться, а в интервью прессе сравнил его ни больше ни меньше с "вором и бандитом". Несмотря на лишение духовного сана и увольнение, с Таджутдином солидаризировался его бывший коллега Равиль Панчеев, называющий себя главой Регионального ДУМ Петербурга.

СМИ сообщали также о том, что к бойкоту Турции присоединился КЦМСК в лице председателя Исмаила Бердиева. От сотрудничества с турецкой стороной в возведении Соборной мечети Симферополя отказалось даже ДУМ Республики Крым и города Севастополя.

Интересно, что внятной позиции, в основе которой убежденность в жизненной важности российско-турецкого сотрудничества, не заняло и ДУМ Татарстана. От поддержки татарстанского руководства, однозначно заявившего, что не может и не намеренно рвать братские отношения с Анкарой из-за популистсткой пропаганды, муфтий республики Камиль Самигуллин отказался.

Своеобразную черту под этим всем подвел скандальный публицист Роман Силантьев, профессиональный географ, называющий себя исламоведом. В характерном комментарии по событиям, наряду с призывом к «детуркизации российского Ислама», он, однако, выступил за то, чтобы сохранять в России бизнес-структуры (и, следовательно, финансовое влияние) близкие к Фетхулле Гюлену, по мнению официальной Анкары, главному вдохновителю и организатору государственного переворота, в результате которого было убито почти 300 человек.

Но Господь, как известно, с терпеливыми (Св.Коран, 8:46). А русская пословица говорит, что худой мир лучше доброй ссоры. Тем более, когда речь идет о соседе, границы которого отделяют нашу страну от региона, в котором цветет пышным цветом терроризм и много лет идет гражданская война.

Время показало, что злополучный инцидент 24 ноября 2015 года в небе на турецко-сирийской границе был направлен не только против турецко-российского стратегического партнерства, но и против самой Турецкой Республики. Уже официально заявлено, что виновные понесут наказание.

Время также показало, что наиболее ответственной и государственнической, наиболее мудрой была позиция тех лидеров, которые призывали трезво и взвешенно оценивать произошедшее, не поддаваясь всеобщему антитурецкому ажиотажу и не жертвуя стратегическими интересами страны во имя сиюминутного пиара и популизма. На высоте, как это и должно быть, те, кто твердо следует патриотическому курсу на мир и дружбу с соседями, кто, чтобы ни происходило, работает во имя развития стратегического диалога России и Исламского мира.

В этой прозорливости нет ничего особенно удивительного. Просто надо твердо стоять на своих принципах, а еще требуется мудрость духовного наставника и ответственность патриота и государственника. Если, не обращая внимания на текучку, стоять на этих китах, то не ошибешься никогда. Муфтий Гайнутдин снова тут наглядный пример.   

IslamRF.Ru