Звучи, о арфа, ты все о Казани мне!
Г.Державин


Путешествие в столицу Татарстана.

Ежегодная поездка в Казань стала, практически, традицией для Региональной национальной татарской культурной автономии. Не исключением стал 2010 год. Около сорока человек из городов Подмосковья составили делегацию активистов РТНКА. Руководителем поездки была выбрана тогдашний председатель Электростальской МНТКА – Румия Каюмовна Юсим, которую хорошо знают во всех татарских общинах Подмосковья. В состав делегации вошли и представители Электростали. Среди участников поездки были не только татары-мусульмане, но и православные – русские, украинцы, что вполне естественно ведь атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания очень характерна для подмосковных мусульман, да и, вообще, для всех истинных мусульман.

Кто-то впервые готовился к встрече татарской столицей, а кто-то бывал здесь уже не раз, но все с нетерпением примкнули к вагонным окнам, ожидая увидеть символы Казани – башню Сююмбеки и минареты Кул Шариф. И вот Казань, вокзал, где нас уже поджидал комфортабельный автобус.
После размещения в гостинице «Татарстан» - первый визит в Казанский Кремль. И, конечно, Джума намаз в главной мечети Татарстана - Кул Шариф, поражающей одновременно величием и изяществом, использованием современных отделочных и строительных материалов и точным следованиям традициям старины. Сказочная красота и ощущение высокой духовности.
Экскурсия по Казанскому Кремлю, а затем – Исторический музей. Экспозиция, рассказывющая о жизни населения земли Казанской много веков назад. Вот подлинная карета Екатерины II. Эту императрицу казанцы с уважением ласково называли " Бабушка царица» (эби-патша). Именно Екатерина, посетившая Казань в 1767 году, отменила насильственное крещение, разрешила строить новые мечети, в том числе и каменные с минаретами любой высоты - "Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения".
Обед в национальном кафе. Очень вкусно - эчпечмаки, суп с домашней лапшой, чак чак, ароматный чай – все, практически домашнее. После обеда – старая Казань – Закабанная, за озером Кабан. Там после взятия Казани Иваном Грозным в основном и проживало татарское население, там расположено большинство старых мечетей.

 

DSC05098.JPG DSC05156.JPG DSC05160.JPG DSC05270.JPG DSC05383.JPG DSC05392.JPG bulgar_hanskaya_usipalnitsa.JPG bulgar_maliy_minaret.JPG drevnaya_keramika_v_ist_museum.JPG drevnie_nadgrobiya_bulgara.JPG expozitsiya_v_muzee_tukaya.JPG kazn_kremlin.JPG kul_sharif.JPG muzey_saydasheva.JPG muzey_tukaya.JPG vid_s_minareta.JPG

Утром – ранний подъем – предстоит долгая дорога в Булгар. По дороге заезжаем в одну из пригородных мечетей. Местный имам хатыб, после намаза и беседы, показал нам помещения мечети и разрешил подняться на минарет. Сверху открывался удивительно родной «деревенский» вид.
Дорога бежала вдоль берега Волги. Пейзаж за окном, практически не менялся, но однообразия не было. Порой широта великой реки поражала воображение.
Вот и Булгар. Первое, что бросается в глаза – Минарет и Церковь. Своеобразный символ равного уважения к двум культурам, двум религиям. В Татарстане такая картина на каждом шагу.
Однако, Булгар еще и место святое для каждого мусульманина. Одиннадцать веков назад в Булгар пришло посольство халифа ал-Муктадира из Багдада. Караван из пяти тысяч человек добирался сюда на верблюдах и лошадях восемь месяцев. Этот караван принес с собой нечто несравнимо большее, чем товары из дальних стран. Он принес на земли Поволжья Ислам.
Теперь здесь музей, созданный в советское время. Однако, еще Петр I, посетивший Булгар в 1722 г., осознавая огромную историческую и духовную ценность этого места, издал специальный указ "о сбережении памятника". На территории обширного городища находятся древние руины Черной палаты, Малого минарета, Соборной мечети, Северного и Восточного мавзолея, Ханских бань, Ханской усыпальницы, сохранившиеся с XIII века.
Внутри Северного мавзолея бережно собраны намогильные плиты найденные на территории городища. Малый минарет, хоть и называется малым, достаточно высок. Подъем по внутренней винтовой лестнице занимает определенное время и требует усилий. Как же много веков назад, возможно, немолодой муэдзин, пять раз в день взбирался на такую высоту, чтобы призвать верующих к молитве и летом и холодной зимой?
Осмотрев городище, возвращаемся к автобусу. Современный Булгар радует глаз картинами мирной сельской жизни – красивые лошади с лоснящимися на солнце спинами, овцы, козы – покой и умиротворение. Отъехав немного, делаем привал на берегу Волги. С помощью наших экскурсоводов – студентов Казанского университета, готовим настоящий плов «с дымком» в большом казане установленном на таган, на костре.
В Казань вернулись вечером.
Утром музей великого поэта Габдуллы Тукая. Музей расположен в доме, где когда-то жил сын Шамиля - Мухаммед Шафи - генерал-майор и почетный член "Общества пособия бедным мусульманам Казани". В этом музее многие плачут, ибо история жизни сына деревенского муллы - Габдуллы Тукая, оставшегося круглым сиротой в четыре года очень печальна. И прожил-то он всего неполных двадцать семь лет. Часто болел. Откуда же такие жизнерадостные строки - «Под Казанью есть деревня под названием Кырлай…»
В экспозициях музея - редкие мемориальные вещи Габдуллы Тукая, его фотографии и издания его произведений, экземпляры газет и журналов, с которыми поэт сотрудничал, вещи и документы людей из окружения поэта.
Широко представлены предметы быта Старо-Татарской слободы, на территории которой находится музей, издания произведений Г. Тукая различных лет.
Следующий музей – композитора Салиха Сайдашева. Именно он написал тот бравурный восточный марш, который всегда звучит на Сабантуях. Оказывается это «Марш Красной Армии».
Вот и походит к завершению программа нашего путешествия, вечером уезжаем. Осталось немного времени, чтобы еще раз прогуляться по казанским улицам. Вот кафе «Мак Дональдс». Таких много по всему миру, по разным странам. А вот девушки в хиджабе. Новое и старое? Нет - Новое и Вечное. Это тоже символ Казани – сохраняя истинные ценности развиваться и всегда быть современной.