На сайте Малаховки вывешено сообщение о намерениях мусульман построить здесь мечеть. Полгода назад в поселке отметила новоселье местная еврейская община, вместо сгоревшей синагоги отстроившая новый общинный центр. Недалеко от него принимает православных прихожан возрожденный храм Петра и Павла. На первый взгляд известное каждому москвичу стародачное место становится территорией межконфессионального равенства и братства. Так ли это, выясняла на месте обозреватель "Недели" Наталья Давыдова.

Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России Равиль Гайнутдин уже обратился к Владимиру Ружицкому, главе Люберецкого района, на территории которого расположилась Малаховка, с просьбой выделить мусульманам участок земли. Житель Малаховки с 32-летним стажем Фаиль Ибятов - доцент МГУ, автор книги "Татары Подмосковья", а по совместительству руководитель религиозной общины мусульман Люберецкого района Подмосковья - отправил официальное послание главе администрации поселка Александру Автаеву.

 

Не дадут земли, сложимся и купим

- Ответ отрицательный. Нам объяснили, что земли для мечети в Люберецком районе нет, - сообщает он. - Будем добиваться, чтобы участок все-таки выделили. Не получится, сложимся и сами купим. Не только татары, но и башкиры, дагестанцы, азербайджанцы, ингуши, аварцы...

Локомотив, конечно, татарская община. Соплеменники Фаиля Ибятова, как можно прочесть в его книге, давно и прочно обжили Подмосковье, в том числе окрестности Казанской железной дороги, особенно станций Малаховка, Удельная и Ильинское. К примеру, в соседнем с Малаховкой поселке, где еще при царях начали выращивать норку и ондатру, сегодня больше тысячи татар - подмосковных жителей в третьем и четвертом поколении. В Люберецком районе сохранивших татарский язык и традиции около четырех тысяч - рекорд для районов Подмосковья. Костяк мусульманской общины обитает как раз в Малаховке.

Для мечети требуется как минимум 10 соток, а продается малаховская земля по цене 20-30 тыс. долларов за одну.

- 300 тысяч долларов за участок - это, конечно, слишком. Мы готовы купить землю у администрации, но не по рыночным ценам, - сокрушается руководитель мусульманской общины.- У нас есть готовые проекты, можно сказать, типовые, опробованные в Башкирии и Татарстане. Имеется подрядчик - "Татнефть", готовый дать строительные бригады и взять на себя расходы. Загвоздка только с землей.

В других подмосковных районах (всего их в Мособласти 38) уже пошли навстречу мусульманам, рассказывает он. Правда, им достаются не райские кущи, а чаще всего участки под стихийными свалками, которыми завалено все Подмосковье. В Орехово-Зуеве в таком месте выстроили мечеть, и в ней за 10 лет образовалось чуть ли не пять тысяч прихожан - на пятничный намаз помещение не вмещает всех молящихся. Мусульманской общине Звенигорода участок достался тоже не из лучших, но зато больше 20 соток. Удалось даже разместить кладбище.

- Мечеть нужна не только для пятничных намазов, - поясняет мой собеседник. - Откроем два класса - по изучению арабского языка и основ ислама. Откуда преподаватели? Будут приезжать из Москвы, из центрального муфтията.

Постигать основы веры и совершать намаз в Малаховке можно и сегодня - в сентябре на втором этаже старого здания администрации на улице Южной открылся офис религиозного общества мусульман Люберецкого района. В соседях у него рекламная фирма, агентство недвижимости и детский клуб. Прямо за стенкой - редакция местного еженедельника "Малаховский вестник".

 

Мечеть рядом с лаврой

Хозяин 18-метровой комнаты с компьютером и телефоном - Рамиль Рахманкулов, по светской специальности преподаватель русского и литературы. Мечеть, говорит он, место окультуривания. Многие гастарбайтеры считают себя мусульманами, хотя часть из них - вчерашние пастухи без образования и знаний. В мечети их будут просвещать не самоучки, а выпускники Московского исламского университета, который окончил и он сам. Эти высокообразованные люди научат многим полезным вещам, в том числе как вести себя на том же рынке.

Когда люди приходят сюда на пятничный намаз, руководитель офиса надевает тюбетейку, а поверх обычной одежды что-то вроде куртки свободного покроя и превращается в имама - священника, имеющего право вести молитву. В воскресной программе - изучение арабского и татарского языков и основ ислама. В первую неделю пришло всего три человека, на прошлой неделе - уже 15.

- На 15 миллионов столичного и 10 миллионов областного населения приходится 2,5 миллиона только учтенных мусульман. А сколько еще неучтенных? Но в Москве всего 4 мечети, - возмущается имам Рамиль. - В Пекине их 80, в Париже и Лондоне - несколько десятков. Поэтому по большим праздникам, которых у мусульман всего два в году, у московских мечетей давка.

В Подмосковье, по его словам, небольших мечетей и молельных домов уже примерно два десятка: в Ногинске, Наро-Фоминске, Звенигороде, Купавне, Подольске... В поселке Родники маленькое помещение площадью пять на десять метров, открытое для верующих только по пятницам, содержит на личные сбережения пенсионерка. Строится мечеть в Солнечногорске. В Балашихе верующие выкупили для молельного дома 300 кв. метров бывшего магазина в пятиэтажке. Мечеть на небольшом участке в шесть соток появилась даже в Сергиевом Посаде, по соседству с Троице-Сергиевой лаврой.

Малаховские жители, считает Рамиль Рахманкулов, против мусульман ничего не имеют.

- Население относится лояльно. Мы ни от кого не скрываемся, в местную газету даем еженедельные объявления о том, что проводим занятия. Ни одного звонка с угрозами не поступало. И с местной синагогой у нас хорошие отношения - они нас понимают.

 

"Делали для себя, получилось для всех"

- Поддерживаем абсолютно, - одобряет планы мусульман почетный председатель еврейской общины и почетный житель Малаховки Михаил Глимчер.

Старожилы помнят, что до войны в этом дачном поселке жили три тысячи татар. После войны их тоже немало приехало - тогда здесь строились два завода, превратившие окрестности в странную смесь элитного предместья с рабочим поселком. Да и Москву тогда отстраивали, так что рабочие руки были в дефиците. Сколько их сейчас, не знает никто. Официально все население городского поселения, как называется теперь Малаховка, - 18 с половиной тысяч. Хотя кто в это поверит, если в 1950-е, когда подмосковных дачников регистрировали, летом число обитателей поселка увеличивалось до ста тысяч.

- Получить землю в Малаховке действительно непросто - на все разрешения и оформление 10 соток под новый общинный центр ушло больше двух лет. Зато вот она, малаховская достопримечательность, - корреспонденту "Известий" показывают солидное здание с кованой оградой и охранником у ворот.

- Никакой дороги здесь не было, только свалки и грязь. И света не было. А теперь люди идут по чистой освещенной улице. - Михаил Глимчер демонстрирует подступы к общинному центру. - Делали для себя, а получилось для всех.

Двухсветный молитвенный зал небольшой, на 70 человек. Еще 30 метров и столько же мест на балконе, где обычно сидят женщины. Есть библиотека, кухня и столовая, комната, где будут вести бесплатный прием больных...

 

Новый центр - не чета прежнему бревенчатому, почти без окон, что возвели в 1932 году на дачном участке на улице Лермонтова. По документам строение проходило как сарай для хознужд. Владелец участка по имени Нуэх Альтерман строил молельню на средства религиозных евреев двух поселков - Томилина и Малаховки. И даже заключил на этот счет неофициальный договор. Но, попав под бдительное око НКВД, решил подпольную синагогу прикрыть. Удивительно, но спор Альтермана с общиной в итоге рассматривал Люберецкий суд. Он и передал спорное строение в собственность горжилуправления, что, впрочем, не помешало использовать его по прямому назначению еще почти 70 лет, до пожара в ночь на 10 мая 2005 года. Как выяснило следствие, поджег синагогу наркоман, заметавший следы кражи. А повязали его в храме Петра и Павла, куда он залез следом.



подробнее http://lubernet.ru/id/2/pid/4433/