Хвала Аллаху, превосходящая все написанное и все сказанное, и благословение Аллаха Мухаммаду, Его Пророку и посланнику, благодаря чьему путеводительству избегают заблуждения, а также его семье и сподвижникам.

Священный месяц Рамадан — месяц поста, очищения от грехов, месяц для испытания и укрепления нашей веры. В хадисе от Абу-Хурайры Пророк (мир ему) сказал: «Когда начинается месяц поста, раскрываются врата Рая, закрываются врата Ада и накладываются оковы на Сатану и его слуг», — то есть действия и влияние Сатаны в Рамадан ограничиваются. Если человек по милости Всевышнего застал Рамадан в добром здравии, он обретает дополнительную возможность очиститься и подняться еще выше по духовным ступенькам. Ведь в этом месяце больше возможностей для благих дел: больше поминать Аллаха, размышлять над Кораном и, уединившись в мечети, проанализировать свои жизненные ориентиры, измерить себя на весах Всевышнего, построить правильный план на будущее, потребовав у себя отчета за прошлый год, и очиститься от грехов. Достоверно известно, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) соблюдал и‘тикаф — особое, одухотворенное, направленное на пополнение жизненных и душевных сил пребывание постящегося в мечети с намерением находиться в ней — ежегодно в последние десять дней Рамадана, начиная с года его прибытия в Медину и вплоть до смерти.

Уважаемые братья и сестры! Я еще раз хотел напомнить себе и вам о важности покаяния и обращения к Аллаху, чтобы Он простил нам наши дурные поступки и спас нас от мучительного огня. Ведь Он Милосердный и Прощающий.

Каждый из нас по-своему понимает такие ощущения, как боль, скорбь, глубокая печаль. И каждый по-своему переживает одиночество, утрату и духовный кризис. Но никто из нас никогда еще не чувствовал одиночество, болезненный холод и мрак узкой могилы. И никто из нас еще не видел бедствия и сокрушительного страха Судного Дня, как упоминается в Коране в суре 80:33–37: «Когда же раздастся Оглушительный глас. В тот день человек бросит своего брата, свою мать и своего отца, свою жену и своих сыновей. Ибо у каждого человека своих забот будет сполна» — то есть даже самые близкие в этой жизни люди будут в тот День не готовы и не способны помочь друг другу.

Страх, беспомощность, боль в могиле и в Судный День из-за совершенных им грехов, если он не раскаялся и не освободился от них, когда он был живой. Ведь сказано в Коране: «Преуспел тот, кто очистил ее (душу) и понес урон тот, кто ее скрыл» (опорочил, обрек на несправедливость) (сура 91:9). Но, несмотря на это, человек совершает грех. Некоторые совершают по незнанию, некоторые еще не окрепли в вере, а некоторые упорно следуют своим страстям и не считают это грехом. Ведь человек — слабое создание. Он часто забывает о себе, но хорошо замечает ошибки других, как сказал один поэт: «Ты стремишься найти ошибки у других, начни со своих — и до чужих не доберешься». Да, именно мы быстро забываем о своих ошибках и прегрешениях. Разве помним мы, какие необдуманные слова уронили мы в адрес своего брата два дня назад, помним ли мы, какое скверное деяние совершали в прошлом месяце, а можем ли вспомнить людей, которых обидели и оскорбили год назад? К сожалению, мы не помним, это было давно. Но ведь Аллах не забывает, Его ангелы были свидетелями и все записали. Конечно, мы готовы оправдывать себя любыми средствами, особенно часто прибегая ко лжи. Что уже само греховно. Но в Судный День будет иначе, ведь сказал Всевышний Аллах: «Сегодня мы запечатаем их уста, их руки будут говорить с нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они приобретали» (36:65).

Безусловно, человек никогда не желает себе горя, страха и несчастья. Но больше всего этого не желает нам Сам Создатель небес и земли.

В суре «Женщины» (аяты 27–28) сказано: «Аллах желает принять ваши покаяния, а потакающие своим страстям желают, чтобы вы (верующие) сильно уклонились в сторону (от истинного пути). Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым». А также, обращаясь к верующим, Всевышний говорит в Коране: «О верующие, обращайтесь к Аллаху все вместе, — быть может, вы преуспеете».

Слово «тауба» в арабском языке обозначает возвращение, обращение, раскаяние, а в шариате — оставление ослушания (всего греховного) и искреннее обращение к Аллаху. В книге имама ан-Навави «Сады Праведных» в главе «Покаяние» сообщается, что улемы говорили о необходимости покаяния за каждый совершенный грех. При этом если прегрешение касается только (совершившего его) раба перед Аллахом Всевышним, а никого из людей это никак не затрагивает, то покаяние должно удовлетворять трем условиям:

во-первых, человеку следует отказаться от совершения греха;

во-вторых, раскаяться в том, что он совершил это;

в-третьих, принять твердое решение никогда не совершать подобного впредь.

Если хотя бы одно из вышеупомянутых условий соблюдено не будет, то покаяние не может считаться правильным (в полной мере).

В том случае, когда грех, совершенный человеком, так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно отвечать уже четырем условиям, а именно — трем вышеупомянутым и еще одному, суть которого состоит в том, чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от его прегрешения.

Со слов Абу-Хурайры, да будет доволен им Аллах, Пророк однажды спросил людей: «Знаете ли вы, кто является неимущим?» Они ответили: «Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда он сказал: «Поистине, неимущим из числа членов общины моей окажется тот, кто в День воскресения принесет свои молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого, и тогда придется ему отдать нечто из своих благих дел одному и нечто отдать другому. А если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных они станут брать что-то и возлагать на него, а потом его ввергнут в Ад» (Сахих Муслим). Этот хадис предупреждает всех тех, кто причиняет другим верующим зло своим языком и своими руками, о том страшном, что грозит каждому из них. Для того чтобы отнестись к этим угрозам должным образом, нашим сердцам необходимо поразмыслить о том, в каком положении окажется тот неимущий, о котором говорится в данном хадисе. Речь идет о мусульманине, который соблюдает посты, молится и оказывает помощь неимущим и который в этот День, день величайшего страха, будет стоять, трепеща при виде каждой записи о своих дурных делах и испытывая неописуемую радость при виде каждой записи о том или ином благом деле. Из хадиса становится ясно, что каждому человеку необходимо соблюдать права Аллаха и права других людей.

Двери покаяния открыты и ждут нас всех, пока мы живем. По словам Абу-Муса Абдулла бин Кайс аль-Ашари, Пророк сказал: «Поистине, Аллах будет протягивать руку Свою ночью, чтобы покаялся тот, кто совершил что-нибудь дурное днем. И будет Он протягивать руку Свою днем, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью, и это будет продолжаться до тех пор, пока солнце не взойдет оттуда, где оно заходит (то есть вплоть до самого Судного Дня)» (Муслим). Это значит, что Аллах постоянно готов принимать наши покаяния и освобождать нас от бремени грехов.

Пусть Аллах примет наши посты, молитвы и все благие дела и очистит наши души и намерения светом благословленного месяца Рамадан. Аминь.

Ильхам-хазрат Аляутдинов