Прямота (истикама) и вера (иман)

عَنْ أَبِي عَمْرٍو وَقِيلَ: أَبِي عَمْرَةَ سُفْيَانَ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ رضي الله عنه قَالَ: «قُلْت: يَا رَسُولَ اللَّهِ! قُلْ لِي فِي الْإِسْلَامِ قَوْلًا لَا أَسْأَلُ عَنْهُ أَحَدًا غَيْرَك؛ قَالَ: قُلْ: آمَنْت بِاَللَّهِ ثُمَّ اسْتَقِمْ». رَوَاهُ مُسْلِمٌ [رقم:38].

Сообщается, что Абу Амр (или Абу Амра) Суфйан бин Абдуллах ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я попросил: «О посланник Аллаха, скажи мне в Исламе такие слова (, чтобы после этого) я уже не спрашивал о нем никого другого». Он сказал: «Говори: «Я уверовал в Аллаха », - а потом придерживайся прямоты» (Муслим, 38).

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Этот хадис является одним из удивительных примеров немногочисленных, но полных смысла слов, способностью произнесения которых был наделён только посланник Аллаха, ( ﷺ ). Несмотря на краткость своего ответа человеку, задавшему этот вопрос, он сумел вместить в два слова все основы ислама: вера и прямота. Известно, что ислам есть признание единственности Аллаха /таухид/ и повиновение /ита'а/.
Таухид достигается путём признесения слов: "Я уверовал в Аллаха", - а к повиновению приходят благодаря прямоте, под которой подразумевается исполнение всех велений Аллаха и отказ от всего запрещаемого Им. Составной частью этого являются действия сердца и тела, имеющие отношение к вере, чистосердечию и исламу.
Аллах Всевышний сказал:
"Придерживайтесь же прямоты по отношению к Нему, и молите Его о прощении..." "Разъяснены", 6.

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ

1. Что такое прямота? 
Слова пророка, ( ﷺ ):
"Говори: "Я уверовал в Аллаха", - а потом придерживайся прямоты",
- и его слова, приводимые в другой версии этого хадиса:
"Скажи: "Господь мой - Аллах ", - а потом придерживайся прямоты",
- имеют непосредственное отношение к словам Аллаха Всевышнего:
"Поистине, к тем, кто говорил: "Господь наш - Аллах", - а потом придерживался прямоты, нисходят ангелы (, возвещая):
"Не бойтесь, и не печальтесь..." 
"Разъяснены" , 30. 
- а также к другим Его словам:
"Поистине, тем, которые сказали: "Господь наш - Аллах", - а потом придерживались прямоты, нечего бояться и не станут они печалиться." "Пески". 13. 
Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, дал словам Аллаха Всевышнего "....а потом придерживались прямоты..." следующее толкование: "Они ничему не поклонялись наряду с Аллахом ". 
Сообщается также, что он сказал: "Они не обращались ни к какому иному богу ". Сообщается также, что он сказал: "(Это значит): а потом твердо стояли на том, что Аллах - Господь их".
Сообщается, что однажды Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, прочитал с минбара аят:
"Поистине, тем, которые сказали: "Господь наш - Аллах", -. потом придерживались прямоты..." , - а потом сказал: "Они неуклонно держались повиновения Аллаху, не изворачиваясь подобнo лисе".
Все эти высказывания подразумевают собой прямоту как отсутствие отклонений от совершенного единобожия.
Аль-Кушайри сказал: "Прямота есть такая ступень, достижение которой позволяет прийти к совершенству в делах и благoдаря которой достигается и упорядочивается всё благое, а устремления того, кто прямоты не придерживается, пропадают зря и усердие его оказывается тщетным ".
Кто-то сказал: "Прямоты могут придерживаться только великие люди, поскольку прямое является отказом от привычного, иными словами, не имеющее отношения к религии и искренним предстоянием пред Аллахом Всевышним".
Аль-Васити сказал: "Это такое качество, благодаря которому всё достойное достигает своего совершениства ".
Ибн Раджаб сказал: "Прямота есть движение по прямому пути и это - исповедание правильной религии безо всяких отклонений направo или налево. И это подразумевает собой исполнение всех явных тайных религиозных обязанностей, а также отказ от всего запрeтного ".
Таким образом, это наставление пророка, ( ﷺ ), объединило в себе указания на все качества блага.
 
2. Прямота не может быть идеальной 
Если прямота подразумевает собой высшую ступень совершенства познания и состояния, чистоту сердец, проявляющуюся в словах и делах, и свободу убеждений от глупых нововведений и заблуждений, это значит, что человек никогда не сможет придерживаться прямоты в полном смысле этого слова. На своё пути к прямоте он обязательно должен допускать какие-либо упущения, на что указывают слова Аллаха Всевышнего:
"Придерживайтесь же прямоты по отношению к Нему, и молите Его о прощении." "Разъяснены", 6. 
- поскольку веление просить прощения говорит о неизбежности недостатков и обязательности покаяния и возвращения к прямоте. На это же указывают и слова пророка, ( ﷺ ), приводимые в хадисе, переданном имамом Ахмадом и Муслимом: "Придерживайтесь прямоты, что вам никогда не удастся (в полной мере), - а также другие его слова из хадиса, приводимого аль-Бухари и Муслимом:
"...придерживайтесь же правильного /саддиду/, и приближайтесь .." 
Правильное - /садад/ есть подлинная прямота, иными словами, правильность всех слов, действий и преследуемых целей, что подобно действиям человека, стреляющего в цель и поражающего её.
 
3. Прямота сердца
В основе прямоты лежит прямота сердца, не отклоняющегося от единобожия, что соответствует тому значению прямоты, о котором мы уже говорили выше. Когда сердце начинает придерживаться прямоты в познании Аллаха и страхе перед Ним, в почитании Аллаха, благоговении перед Ним и любви к Нему, в желании, связанном с Ним, надеждах, возлагаемых на Него, и мольбах, обращаемых к Нему, в уповании на Него и отстранении от всего прочего, то и все остальные части тела тоже начинают неуклонно придерживаться прямоты в повиновении Аллаху. Причина здесь в том, что сердце - это правитель всех остальных частей тела, которые являются его воинами, и если правитель будет придерживаться прямоты, то за ним последуют и его воины и подданные.
Сообщается, что посланник Аллаха, ( ﷺ ), сказал:
"И есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, портит и всё тело, и, поистине, это - сердце" (аль-Бухари) 
 
4. Прямота языка. 
После сердца из всех частей тела прямоты необходимо придерживаться прежде всего языку, являющемуся выразителем егo желаний. Эта мысль подтверждается содержанием хадиса, в кoтором сообщается, что один из сподвижников пророка, ( ﷺ ), сказал: "(Однажды) я спросил: "О посланник Аллаха, что является для меня самым страшным?",
- и тогда он взялся рукой за свой язык".
 (ат-Тирмизи) 
Передают со слов Анаса, да будет доволен Аллах, что пророк, ( ﷺ ), сказал: 
"Не станет прямой вера раба, пока не придёт к прямоте сердце, а сердце его не придёт к прямоте до тех пор, пока станет прямым его язык". 
(Ахмад) 
А со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передают, что пророк, ( ﷺ ), сказал:
"Когда человек поднимается ото сна утром, все части б тела покорно обращаются к языку и говорят: "Бойся Аллаха ради нас, ибо мы зависим от тебя, и если ты будешь прямым, и мы станем придерживаться прямоты, а если ты искривишь то и мы будем кривыми!" (ат-Тирмизи.) 
 
5. В чём польза прямоты? 
Прямота означает стойкость, победу, мужество и успех в сражении повиновения со страстями и желаниями, и поэтому придерживающиеся прямоты заслуживают того, чтобы к ним нисходили ангелы уже в этом мире, чтобы удалить от них страхи и печали, порадовать вестью о рае и объявить им о том, что они на их стороне в обоих мирах, ведь Аллах Всевышний сказал:
"Поистине, к тем, кто говорил: "Господь наш - Аллах", - а потом придерживался прямоты, нисходят ангелы(, возвещая):
"Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам!
Мы - ваши покровители в этой жизни и в мире вечном, в котором (будет) для вас то, чего пожелают ваши души, и в котором (будет) для вас то, чего вы потребуете,
в качестве угощения от Прощающего, Милосердного"
 "Разъяснены", 30 - 32. 
 
6. О важности прямоты 
Ясным указанием на важность прямоты является уже то, что придерживаться её велел пророк, ( ﷺ ), а Аллах Всевышний сказал:
"И придерживайся прямоты, как было ведено тебе." "Худ". 112. 
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Не ниспосылался посланнику Аллаха, ( ﷺ ), из всего Корана аят более трудный и тяжёлый для него, чeм этот".
Сообщается также, что когда сподвижники посланника Аллаха, ( ﷺ ), сказали ему: "Ты рано поседел."
- он ответил им так: 
"Меня сделали седым сура "Худ" и подобные ей суры". 

Сообщается, что аль-Хасан сказал: "После того, как был ниспослан этот аят, посланник Аллаха, ( ﷺ ), стал прилагать ещё больше усилий, а смеющимся его с тех пор не видели ". (Ибн Абу Хатим)
 
7. В этом хадисе содержится веление придерживаться прямоты в единобожиии и искреннем поклонении одному лишь Аллаху.8. Он побуждал сподвижников к изучению их религии и сoхранению их веры.