Пятничная проповедь. О расточительстве в еде

96aaa0f9fa635793a5858b0b90e8b18b


Дорогие братья и сестры! Верующие!

Сегодня мы затронем речь о пагубности расточительства и пренебрежительного отношения к милости Всевышнего - еде. Эту проповедь я решил написать после просмотра одного видеоролика, где показаны кадры нищеты на фоне чрезмерной роскоши. Где-то люди не ценят еду, выкидывают рис и мясо, а где-то дети побираются около мусора и умирают от голода. Дорожим ли мы благами дарованными Аллахом или же не обращаем на них внимания?


Любое расточительство или же наоборот, скупость, являются крайностью и они осуждаются религией. В Священном Коране сказано:

«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (Сура «Перенес Ночью», аят 29).

Во многих цивилизованных странах люди все меньше и меньше задумываются об истинной ценности еды и питья, времени и здоровья. Покупки совершаются необдуманно и машинально. Одежда зачастую не носится, она долгое время висит в шкафе, потом ее выкидывают. То же самое и с продуктами питания. Семьи выливают суп, выкидывают черствый хлеб! Возникает вопрос: почему мы не покупаем только необходимое количество продуктов и вещей?

Всевышний повелевает не расточительствовать:

«Не расточительствуйте, ведь Он не любит расточительных» (Сура «Скот», аят 141).

Один имам рассказал одну историю. Находясь за трапезным столом вместе с прихожанами, он обратил внимание на одного богатого мужчину. Последний, когда дотрагивался до еды,  испачкался и поняв, что рядом нет салфетки, он взял кусок хлеба и вытер им руку! Подобное пренебрежение благами Господа – это неверие и союз с шайтаном! В аяте говорится:

«Раздавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители - братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу» (Сура «Перенес Ночью», аяты 26-27).

И как вы видите, Всевышний называет  расточителей братьями самого опасного и коварного врага человека – дьявола. Что касается семьи, то крайности и излишества в быту приводят к семейным скандалам. Избалованные роскошью дети нередко вырастают жестокими и бессердечными людьми. Расточительство по отношению ко времени и молодости имеет свои негативные последствия. Если вовремя не получить достойное образование, то во взрослой жизни будет тяжело найти хорошую работу. Небрежность к здоровью, курение и употребление спиртного, отказ от здорового и активного образа жизни – это путь к болезням и смерти.

Ислам учит умеренности и рациональности. Господь не запрещает вкушать пищу, но Он остерегает от излишества:

«Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (Сура «Преграды», аят 31).

Проблемы в исповедании религии начинаются с того времени, когда кто-то уходит в одну из двух крайностей и сбивается с «серединного» пути. К сожалению не все могут чувствовать середину и дьявол пользуется этим.

Возьмем к примеру   пожертвования на пути религии. Все знают, что давать садака – милостыню угодное Всевышнему дело. В милости также не должно быть места для «исрафа» - расточительства, о чем свидетельствует аят Священного Корана:

«Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (Сура «Различение», аят 67).

Представьте человека, у которого есть ребенок-инвалид, нуждающийся в дорогом лечении. Что будет, если отец отдаст имеющиеся сбережения не ребенку на операцию, а на строительство медресе или мечети? Ответ: он поступит неправильно и не справедливо, ибо садака в первую очередь должна даваться нуждающимся из числа родных и родственников.

В тяжелые времена для Ислама, Посланник Аллаха (алейхиссалям) проводил сбор средств на разные мероприятия и когда люди приносили ему свои сбережения он (алейхиссалям) перед тем как принять их пожертвования задавал им вопрос:

-Что вы оставили для своих семей?

Нужно подчеркнуть, что «границы расточительства» для каждого могут быть совершенно разными. Кто-то зарабатывает в месяц 200 долларов, а кто-то 15 тысяч долларов. Аллах создал людей разными: богатыми и бедными, здоровыми и больными:

«Аллах возвысил одних из вас над другими посредством богатства и удела» (Сура «Пчелы», аят 71).

Богатые могут позволить себе приобрести более дорогую и качественную одежду. К примеру: руководитель солидной организации должен быть одет соответствующим образом. Если обычный рабочий с небольшой зарплатой решить купить себе такой же костюм, который носит его начальник, то это будет считаться излишеством. Европейский житель может позволить себе ежедневно покупать фрукты, мясо и прочие недешевые продукты, он в состоянии раз в год отправиться со своей семьей на отдых заграницу. Жители Нигерии или Сомали лишены этих благ. Многие из них живут в ужасных условиях. Наш уровень жизни  им кажется дорогим и возможно, для них мы кажемся расточителями.

Не важно, кем мы являемся, богатыми или бедными, два правила для нас должны быть обязательными:

1.Мы должны приобретать или расходовать лишь столько, сколько имеется в этом потребность.  Если мы за один день съедаем всего одну треть буханки хлеба, то не стоит покупать сразу две или три буханки хлеба. В противном случае, недоеденный хлеб зачерствеет и вы его выкинете.

2.Приобретаемый товар не должен быть чрезмерно дешевым или чрезмерно дорогим. Выбирайте товар по средней цене. Дешевые продукты могут быть испорченными и некачественными. Можно купить сотовый телефон за тысячу рублей и за сорок тысяч. Дешевый аппарат скорее всего быстро выйдет из строя. Не зря в одной поговорке сказано: «скупой платит дважды». Что касается дорогого телефона за 40-50 тысяч, то зачем переплачивать? Купите себе мобильник за 5-10 тысяч, он по функциональности практически ни чем не отличается от дорогих аппаратов. Это правило касается продуктов питания, автомобилей, одежды и прочих вещей.

Небрежность и расточительство в еде нередко имеют связь с перееданием. Голодные и нуждающиеся никогда не станут выкидывать еду. Они съедают все, даже прокисшую пищу. В этом году мне повелось проведать одну бедную семью в Ленинградской области. Когда мы открыли холодильник в их доме, он был пустой! Мать и ее двое детей питались лишь одной гречкой приготовленной на растительном масле. Больше у них ничего не было!

Большой вес мешает поклонению и снижает уровень жизни человека. Кто желает похудеть и подправить здоровье, то пусть обратит внимание словам пророка (алейхиссалям):

«(Никогда) не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть — для питья, а еще треть — для дыхания» (Ат-Тирмизи, достоверный хадис).

Известный ханафитский ученый имам ас-Сархасый в своей книге «аль-Мабсут» пишет:

«Когда человек ставит на трапезный стол несколько видов еды в большом количестве (что он не в состоянии это съесть), то это относится  к расточительству (исрафу), за исключением, если он намеревался после себя пригласить гостей (которые съедят всю еду) и еда не испортится».

В наши дни некоторые мусульманские семьи в погоне друг за другом стараются проводить «шикарные» свадьбы и никяхи. После праздничных мероприятий оставшаяся еда выкидывается! Побойтесь Всевышнего, мы будем спрошены за каждый кусок хлеба! Возможно тот кусок еды, который вы собираетесь выкинуть в мусорное ведро, может спасти жизнь другого человека! Посланник Аллаха (алейхиссалям) сказал:

«Тот, у кого есть излишек от себя, пусть приготовит тому, у кого (его) нет»

В конце проповеди воздаю всю хвалу одному Всевышнему Аллаху!

Имам-мухтасиб г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир-хазрат Беюсов

http://munir-hazrat.livejournal.com/88247.html