Месяц мухаррам и день Ашура

Month-Moharam

Уважаемые братья и сестры! Верующие!

Сегодня наша проповедь будет посвящена одному из четырех запретных месяцев мусульманского календаря – мухарраму, с наступлением которого начнется новый 1436 год от хиджры. В Досточтимом Коране сказано:

«Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе» (Сура «Покаяние», аят 36).


Чтобы лучше понять вышеупомянутый аят Корана, предлагаю послушать слова пророка (алейхиссалям):

«Год (состоит из) двенадцати месяцев, четыре из которых являются запретными. Три из них – зуль-кагда, зуль-хиджа и мухаррам – следуют друг за другом, а (четвёртым является) раджаб мудара, (занимающий своё место) между (месяцами) джумада (саниа) и шагбаном» (согласованный хадис).

Слово «мухаррам» переводится как «запретный». До появления Ислама в эпоху «джахилии» между арабскими племенами происходили кровопролитные воины. Несмотря на отсутствие нравов и законов, арабы в месяц мухаррам предпочитали не воевать.

По словам ученого и хадисоведа ибн Раджаба, группа мусульманских богословов склонилась к превосходству мухаррама над остальными тремя запретными месяцами. В качестве аргумента они привели следующее изречение пророка (алейхиссалям):

«Я (абу Зарр) спросил пророка (алейхиссалям): «Какая часть ночи является наилучшей? И какой месяц является наилучшим?» Посланник Аллаха ответил: «Наилучшей частью ночи является её середина, а наилучшим месяцем – месяц Аллаха, который вы называете аль-Мухаррам» (ан-Насаи, сахих).

Каждый из нас должен помнить о том, что награда за хорошие дела в запретные месяцы увеличивается в разы. И наоборот, если кто-то в мухарраме совершит плохой поступок, то грех будет приумножен и он понесет огромный убыток, о чем и предупредил нас Всевышний:

«Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе» (Сура «Покаяние», аят 36).

Плохие поступки – грехи, обычно разделяют на большие и маленькие. Никто и никогда не начинает совершать тяжкие злодеяния, все начинается с незаметных и незначительных проступков. К значимым грехам  можно отнести кровопролитие и убийство, притеснение людей, прелюбодеяние, употребление опьяняющих напитков и наркотиков, курение, непослушание родителей, обман и лжесвидетельство.

Некоторые из наших братьев, даже не понимая последствий, в запретные месяцы продолжают следовать за нафсом. Когда кто-то из нас преподносит ко рту сигарету и вдыхает ядовитый дым, - шайтан радуется слабости веры. За каждую выкуренную сигарету и за каждый вдох едкого дыма записываются грехи, а в месяц мухаррам они увеличиваются. Сплетни по телефону, пустая трата здоровья и свободного времени, расточительство – все упомянутые дела имеют место в нашей жизни. Не вредите самим себе!

Во время «джахилии» некоторые из арабских язычников соблюдали часть предписаний религии пророка Ибрахима (мир ему!)», к примеру, с наступлением 10 числа мухаррама, они начинали поститься. Супруга пророка (алейхиссалям) Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала следующий хадис:

«Воистину курайшиты постились в день Ашура во «времена невежества», затем посланник Аллаха (алейхиссалям) повелел соблюдать пост в этот день, до тех пор, пока рамадан не стал обязательным, и тогда посланник Аллаха (алейхиссалям) сказал: «Кто хочет - пусть постится, а кто хочет - пусть оставит» (аль-Бухари).

Перед тем, как перейти к вопросу поста в день Ашуры, хочется рассмотреть вопрос поста в месяце Мухарраме в целом. Пост – это лучшее поклонение Всевышнему своим здоровьем. Постящиеся верующие в будущей жизни удостоятся Рая и прощения, о чем говорят нам сотни достоверных хадисов. Как было уже сказано выше, поклонение в запретный месяц имеет особенный статус и награда за него выше, чем в остальные месяцы. Благословенный пророк Мухаммад (алейхиссалям) говорил:

«Лучший пост после рамадана – это пост в месяце Аллаха, мухарраме» (Муслим).

Так нужно ли поститься на протяжении всего месяца мухаррама? Большинство ученых склоняется к тому, что пророк (алейхиссалям) не постился в течение месяца за исключением рамадана. Данный хадис всего лишь побуждает увеличить количество постящихся дней и учит относиться к мухарраму более внимательно. Если кто-то будет поститься все 30 дней мухаррама, то это сунна, и он удостоится награды.  Ханафитские улемы сошлись во мнении, что пост в запретном месяце является одобряемым делом. Доказательством их словам служит хадис от Муджиба аль-Бахилия. Смысл данного изречения в том, что один человек постоянно держа пост, довел себя до ужасного состояния. В отличии от пророка (алейхиссалям), который постился и отдыхал, он постился каждый день в течение всего года. И вот, он подошел к пророку (алейхиссалям) и спросил:

«О посланник Аллаха, ты не узнаёшь меня?» (Пророк, алейхиссалям) спросил: «А кто ты?» Он сказал: «Я — аль-Бахили, который приезжал к тебе год назад». (Пророк, алейхиссалям) спросил: «Ты был красив, что же так изменило тебя?» Он сказал: «С тех пор, как я расстался с тобой, я ел только по ночам». (На это) посланник Аллаха, алейхиссалям сказал: «Ты сам себя мучил!», — а затем он сказал: «Постись в месяце терпения и (соблюдай пост) один день в любой (иной) месяц». (Аль-Бахили) сказал: «Добавь мне, ибо, поистине, у меня (хватит) сил». Пророк (алейхиссалям) сказал: «Постись по два дня». (Аль-Бахили) сказал: «Добавь мне». (Пророк, алейхиссалям) сказал: «Постись по три дня». (Аль-Бахили опять) сказал: «Добавь мне», — (и тогда Пророк, алейхиссалям) сказал: «Постись в священные (месяцы) и прекращай (поститься), постись в священные (месяцы) и прекращай (поститься)», — сделав знак тремя пальцами, которые он (сначала) соединил между собой, а потом раздвинул. (Абу Дауд)

Десятый день месяца Мухаррама называется «яум Ашура» - днем Ашуры. Несколько тысяч лет тому назад, именно в этот день Господь спас Своего пророка Мусу (мир ему!) и его последователей от рук фараона. Мусульманам, проживающим в Лучезарной Медине, приходилось часто встречаться и общаться с местными евреями. После переселения «хиджры», пророк (алейхиссалям) увидел иудеев соблюдающих пост. Он (алейхиссалям) задал им вопрос о смысле поста:

«Сообщается, что Ибн Аббас сказал:  «Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса стал поститься в этот день». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я более близок к  Мусе, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост» (аль-Бухари).

В первые года Ислама пост Ашура был обязательным, но потом это обязательство было отменено, о чем свидетельствуют слова сподвижника ибн Масгуда (да будет доволен им Аллах):

«Когда (пост) Рамадана стал обязательным, пост дня Ашуры был оставлен (т.е. стал добровольным)» (Муслим).

Когда люди спросили ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) о посте Ашура, то он ответил так:

«Мне неизвестно, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана» (Муслим).

Пост в день Ашура послужит прощением для маленьких грехов совершенных в прошлом году. Пророк (алейхиссалям) сказал:

«За пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года» (Муслим).

Желательно держать пост два дня или три дня (9-10-го, 10-11-го или 9-11-го числа месяца Мухаррам).

В конце воздаю всю хвалу одному Всемогущему Аллаху и прошу Его чтобы Он укрепил наши сердца на совершение добрых дел!

Имам-мухтасиб г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир-хазрат Беюсов

http://munir-hazrat.livejournal.com/