Прекрасное имя Аллаха мумин означает – дарующий безопасность, вселяющий уверенность и спокойствие, надёжный, верный договору со своими рабами. В Священном Коране об этом имени говорится следующее:

«Он — Аллах, нет бога, кроме Него. Он — властелин, пресвятой, дарующий безопасность, надежный, хранитель, великий, могущественный, возвеличенный. Пречист он от того, чему поклоняются наряду с Ним».

1) Уверенность в трудностях

Всевышний Аллах дарует верующим чувство безопасности, уверенности и спокойствия. Помогает преодолевать жизненные трудности, проблемы и страхи.
«Аллах поддержал вас [верующие,]во многих местах, [в том числе] и в день Хунайна, когда вы были обольщены своим численным превосходством, которая нисколько вам не помогла, так что земля стала тесной для вас, хоть она и обширна, и вы повернули вспять. Потом Аллах ниспослал уверенность [в сердце] Своего Посланника и верующих, ниспослал [в помощь] воинов, которых вы не видите воочию (т. е. ангелов), и подверг наказанию тех, кто не верует. Таково возмездие неверным!»

2) Самообладание

Всевышний Аллах также даёт чувство духовного спокойствия и уверенности от искушения неверующих. Мы живём в обществе далёком от терпимости. Невежественные и неграмотные люди часто оскорбляют наши религиозные чувства, но мусульманин, имеющий спокойствие в сердце проходит мимо таких людей с достоинством, и не опускается на их уровень. Вступая во взаимные оскорбления.

«[Вспомни, Мухаммад,] как Аллах вселил в сердца Посланника Своего и верующих успокоение и даровал им Слово охранное (т.е. шахаду), тогда как [по-прежнему] неверные лелеяли в своих сердцах ярость времен джахилиййи. Верующие были достойнее и более [неверных] заслужили того, [чтобы внимать Его слову]. А Аллах ведает обо всем сущем».

3) Уверенность в минуты страха и отчаяния

Аллах также даёт чувство уверенности и спокойствия, когда человека постиг страх за свою жизнь, имущество детей.
«Если вы не окажете Мухаммаду поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда его изгнали [из Мекки] неверующие и он был одним из двоих, когда они оба были в пещере и когда Мухаммад сказал своему спутнику: "Не скорби, ибо Аллах — с нами". Тогда Аллах ниспослал ему уверенность [в сердце] и поддержал его воинами (т. е. ангелами), которых вы не видите. Аллах презрел призыв неверных [к многобожию], между тем призыв Аллаха превыше всего, ибо Аллах — великий, мудрый».

Такая же уверенность была ниспослана Мусе в момент, когда он испытал страх, увидев фокусы египетских колдунов.

«Не бойся! Ты, и нет сомнения в этом, воистину, определённо выше».

4) Верность своим обещаниям

Всевышний Аллах также абсолютно верен своим обещаниям, Он всегда исполняет то, что обещает.

5) Духовное спокойствие

«...а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие от Аллаха, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним...»

Понятие «мумин» по отношению к человеку.

Слово «мумин» по отношению к человеку может иметь несколько значений:

  • Верующий
  • Верный (тот, кому доверяют без опасений)
  • Источник безопасности и спокойствия
  • Обязательный
  • Ответственный

Слово «мумин» тесно связано с понятием «аманат». Это однокоренные слова и соответственно имеют почти одно и то же значение. Аманат является фардом не меньшим, чем религиозные ритуалы. В Священном Коране Всевышний Аллах в многочисленных аятах приказывает верующим быть верными своим обязательствам, быть обязательными и верными как Всевышнему Аллаху, так и к окружающим людям. Так в суре «аль-Муминун», Аллах перечисляя качества верующих говорит:

«...которые соблюдают свои доверенности и договоры».

Если мусульманин не обладает таким качеством, имеет ли он право называться мумином, верующим?! Ведь Посланник Аллаха говорил:

«Нет веры у того, у кого нет Амана, и нет религии, у кого нет качества обязательности».

Многие ошибочно полагают, что совершение намаза или выполнение других фардов является достаточным условием, чтобы называться мусульманином. Такому человеку доверяют, могут без опасений отдать в займы свои деньги или доверить своё имущество. Хотя Всевышний Аллах говорит, что настоящий молящийся – кто верен своим обязательствам.

«И тех, которые соблюдают доверенное и договоры».

В качестве примера можно привести поучительную историю, связанную с Умаром бин аль Хаттабом. Однажды к праведному халифу пришёл человек за советом. Этот мусульманин хотел взять в торговые партнёры одного человека, о котором знал лишь, что тот является мусульманином. Тогда Умар задал ему несколько вопросов:
-Знаешь ли ты этого человека?
-Нет.
-Он твой сосед?
-Нет.
-Может ты вместе с ним находился в путешествии?
-Нет.
-Ты когда-нибудь давал ему взаймы?
-Нет.
-А видел ли ты как он читает намаз?
-Да.
После расспросов Умар сказал следующее:
-Значит ты его совсем не знаешь. Приведи человека, который может поручиться за него, т.е. положительно ответить на все эти вопросы. И только после этого я могу сказать, можешь ли ты довериться этому человеку.

Обратите внимание, этот случай произошёл в золотой век ислама. Были живы сахабы, табиины, нравы мусульман не были испорчены как сейчас. Однако для Умара чтение намаза не являлось достаточным условием доверять человеку. Для него было важно как тот строит отношения с другими людьми, верен ли своим обязательствам. А в наше время, мусульмане готовы доверится первому попавшему мусульманину, лишь на том основании, что он соблюдает намаз, с его уст через слово вылетают «субханаллах», «машаллах».

Виды аманата (обязательств). Обязательства пред Аллахом.

1) верность договору заключённому с Аллахом. Мумин – верный.

«[Вспомни, Мухаммад,] как твой Господь породил из чресел детей Адама их потомство и заставил их свидетельствовать против самих себя [, вопросив]: "Не Господь ли Я ваш?" Они отвечали: "Да, мы свидетельствуем [, что Ты наш Господь]". [Все это ради того], чтобы вы в Судный день не говорили: "Мы не ведали об этом".

Всевышний Аллах строго порицает, нарушающих завет, часто упрёки обращены в адрес иудеев, для того, чтобы мусульмане извлекали из этого уроки.

«Воистину, Аллаху не зазорно приводить в качестве примера и притчи комара и даже то, что меньше его. И те, которые уверовали, понимают, что эта притча — истина, ниспосланная их Господом. Те же, которые не уверовали, скажут: "Чего хотел Аллах, приводя эту притчу?" [А того, что] ею Он одних вводит в заблуждение, а других ведет прямым путем. Но Он ввергает в заблуждение только нечестивцев, которые нарушают завет с Аллахом, после того как заключили его, разрывают то, что Аллах велел соединить, и вершат нечестие на земле. Они и будут в убытке».

2) обязательность и ответственность перед Аллахом.

«Мы предложили амана (нести ответственность) небесам, земле и горам, но они отказались её понести и устрашились этого. Мы сжалились над ними. Принял её человек, который был безрассуден и невежествен».

Если мы посмотрим на себя, то убедимся, что человек порой безрассуден и халатен к своим обязанностям, берётся за дело, не всегда рассчитывая свои силы. И как итог, невыполнение обязанностей. Даже Адам, не смог проявить должной стойкости, как об этом говорится в Коране:

« Мы прежде заключили завет с Адамом, но он забыл, и не нашли Мы в нём стойкости».

Но Адам нашёл в себе силы признать свою вину и попросить прощение у Всевышнего Аллаха. Хотя многие из нас, ошибаясь, любят перекладывать вину на кого угодно, но только не на себя родного. Адам не обвинял в своей ошибке ни Хаву, ни Иблиса. Он понимал, что ответственность на себя взял он и ему за это отвечать. По этой причине Адама и подобных ему Аллах поставил наместниками на земле. Всевышний Аллах говорит: «Аллах обещал тем, кто уверовал из вас и творил праведное, поставить их наместниками на земле».

В противоположность Адаму Иблис не взял ответственности за свою ошибку, он пытался переложить вину за своё грехопадение на Всевышнего, сославшись на предопределение.

«[Иблис] возразил: "За то, что Ты отвратил меня [от пути истины], я буду мешать им [следовать] по Твоему прямому пути»

В одном из хадисов, более детально разъясняется, о какой ответственности идёт речь.
Всевышний Аллах спросил Адама:
- Сможешь ли ты понести ответственность?
- А что эта за ответственность?
- Она заключается в том, чтобы отвечать за свои поступки: делаешь добро – получишь вознаграждение, делаешь зло – совершаешь грех, соответственно, наказание.
- Да, я понесу её.

В другом хадисе говорится:

«Каждый из вас пастырь и каждый из вас в ответе за свою паству. Так, предводитель (имам) – пастырь и в ответе за свою паству, и мужчина – пастырь в своей семье, и он в ответе за свою паству, и женщина в доме своего супруга – пастырь, и в ответе за свою паству, и слуга в имуществе своего господина пастырь, и он в ответе за свою паству».

3) соблюдение обетов и обещаний, данных Всеышнему Аллаху. (хадис о слепом, больном проказой и лысом человеке)

Обязательства во взаимоотношениях с окружающими людьми.

«Будьте верны завету с Аллахом, если вы его дали; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ибо вы признали Аллаха своим поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы содеете».
«О вы, которые уверовали! Соблюдайте условия договоров».
«Будьте верны обещанию, ибо за обещание требуют ответа».

Порой мы даём много обещаний, боясь обидеть человека. Но многие из них не в состоянии выполнить. Гораздо лучше обещать немного, но если уж пообещал сделать всё, что в твоих силах, чтобы выполнить обещанное.
«О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Ненавистнее всего Аллаху, когда вы утверждаете то, чего не делаете».

В случае невыполнения обязательств, высока вероятность оказаться в числе лицемеров.

«Лицемера отличает три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, тогда нарушает своё обещание, а когда ему доверяют, он предаёт». По версии Муслима: «...даже если он постится, молится и утверждает, что он мусульманин».

Быть верным к окружающим людям включает в себя в умении хранить секреты, вовремя возвращать долги, быть источником безопасности.