Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху !

Уважаемые братья и сестры!

Разрешение зайти в дом спрашивают три раза. Если разрешат, то можно зайти. Если нет – нужно повернуться и уйти.(Бухари, Истизан, 13)

В своей повседневной жизни мы часто заходим и выходим из помещений, некоторые из них принадлежат нам, а некоторые – другим. Очевидно, что во избежании неприятных ситуаций требуется соблюдение специальных правил поведения. 

Касательно нашей темы в Коране содержится такое обращение:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَدْخُلُوا بُيُوتًا غَيْرَ بُيُوتِكُمْ حَتَّىٰ تَسْتَأْنِسُوا وَتُسَلِّمُوا عَلَىٰ أَهْلِهَا ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ

«О вы, кто верует! В дома (чужие), кроме своего, не заходите, не испросив на это разрешения и не приветствуя живущих в нем!».(Нур, 24/27)

Требование Ислама спрашивать позволения войти в чужой дом или квартиру имеет своей целью ограждение личной жизни от чужих взоров и посягательств. В одном из хадисов Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заявил:

«Спрашивать разрешение перед входом в дом было предписано для того, чтобы кто-либо не увидел недостатки или изъяны».(Бухари, Истизан, 11)

Как следует из данного хадиса, нарушение запрета происходит не только тогда, когда без разрешения заходишь в чужой дом, но и при разглядывании внутренних покоев. Поэтому каждый мусульманин, испрашивая разрешения войти в дом, должен стоять поодаль от дверей, и немного повернувшись боком. (Абу Дауд, Адаб, 147)

В правилах Ислама существует особый запрет на разглядывание внутренних покоев дома через замочную скважину или через окна. Подобные действия вовсе не к лицу истинному мусульманину. Кроме того, такие действия свидетельствуют о психологических отклонениях того, кто занимается этим, или же об отсутствии понятий о нравственности и морали.

В те времена дома были построены из пальмовых веток. Обычно они были приземистыми и одноэтажными, очень простыми по своей конструкции. Когда кто-либо подходил в дому и громко восклицал: «Ас-Саляму алейкум, могу ли я зайти к вам?», все слышали это. Те сподвижники, которые пренебрегали этими правилами, сразу вызывались к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), где проходили небольшой воспитательный курс.

Килда бин Ханбаль (радыйаллаху анху) рассказывал, что однажды он, не спрашивая разрешения, зашел домой к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), который сразу приказал ему:

«Выйди из дома и скажи: «Ас-Саляму алейкум! Можно ли мне войти в дом?». (Абу Дауд, Адаб, 127)

Один из представителей племени Бани Амр пошел к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), когда он был дома, и спросил: «Могу ли я войти в дом?»

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал своему слуге:

«Иди и научи его тому, как нужно спрашивать разрешения! Пусть он сначала скажет «Ас-Саляму алейкум», а затем «Можно мне войти?»

Пришедший услышал слова Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и, сразу воскликнув: «Ас-Саляму алейкум! Могу ли я войти в дом?», испросил разрешения войти внутрь. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) разрешил ему, и тот человек зашел в дом». (Абу Дауд, Адам, 127)

В данное время наши дома и квартиры сильно отличаются по своему строению и архитектуре от тех домов, в которых жили первые мусульмане. Поэтому наше приветствие мало кто услышит, это просто невозможно. Сейчас, чтобы спросить разрешения, используют звонки. Но при всем этом, заходя в дом, первым делом нужно воздать приветствие хозяину дома. И тем самым мы претворим Сунну Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в свою повседневную жизнь.

Если вы пришли к кому-нибудь домой и постучали в дверь, но вам не открыли, необходимо постучать три раза. И если на третий раз вам не открыли или ничего не ответили, нельзя настаивать, а нужно, повернувшись, уйти. В Коране Аллах повелевает следующее:

فَإِنْ لَمْ تَجِدُوا فِيهَا أَحَدًا فَلَا تَدْخُلُوهَا حَتَّىٰ يُؤْذَنَ لَكُمْ ۖ وَإِنْ قِيلَ لَكُمُ ارْجِعُوا فَارْجِعُوا ۖ هُوَ أَزْكَىٰ لَكُمْ ۚ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ

«Если вы в доме не найдете никого – вам заходить в него не нужно, пока вам это не позволят. А если скажут: «Возвращайтесь!», то возвращайтесь (сразу же к себе), так вам, поистине, пристойнее и чище. Аллах ведь знает (все), что делаете вы». (Нур, 24/28)

Наш Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) тоже говорил:

«Разрешения войти в дом спрашивают три раза. Если позволят, то можно войти, если нет, то нужно уйти». (Бухари, Истизан, 13)

Но, наряду с этим, нет ничего зазорного, если пришедший, посчитав, что никто не слышит его стука, продолжит нажимать на кнопку звонка или стучать в дверь.

Спрашивая разрешения войти в дом, нетактично на вопрос «кто там?»давать уклончивые ответы типа «я» или «это же я», так как хозяева не всегда могут по голосу различить людей, даже если это хорошие знакомые или близкие родственники. Ведь вопросы «кто там?» или «кто вы?»задаются с целью распознать или узнать пришедшего. Поэтому ответы типа«это я»«один человек»«я тот, кого вы знаете» или же «я раб Аллаха» сами по себе недостаточны. Следующий хадис Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) предупреждает нас о нежелательности таких ответов.

Джабир (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:

«Однажды я решил навестить Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и пошел к нему домой. Подойдя к дому, я постучал в дверь комнаты, и оттуда раздался вопрошающий голос:

– Кто там?

Я ответил:

– Я!

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) три раза повторил:

– Я! Я! Я!

Как я понял, ему сильно не понравился мой ответ»1. (Бухари, Истизан, 17)

В других хадисах сообщается, что многие сподвижники на вопрос Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) «кто вы?» называли свое имя, и им разрешали войти в дом. (Бухари, Рикак, 13) Поэтому, придя к кому-нибудь домой и постучав в дверь, мы должны ясно и четко представиться, назвав свое имя или фамилию.

Подводя итоги всем вышеприведенным хадисам и сообщениям, можно сказать, что при спрашивании разрешения войти в дом нужно, соблюдая определенные правила приличия, обязательно сообщить хозяину дома свое имя, цель своего прихода. Истинный мусульманин – это такая личность, которая всегда и во всем проявляет тактичность и хорошие манеры.

Наряду с этим, установлены правила, которые необходимо соблюдать, находясь даже у себя дома, например, входя в комнату родителей, сестер и братьев. В определенное время суток работникам и детям запрещено без разрешения входить к родителям. В Коране Всемогущий Аллах повелевает следующее:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لِيَسْتَأْذِنْكُمُ الَّذِينَ مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ وَالَّذِينَ لَمْ يَبْلُغُوا الْحُلُمَ مِنْكُمْ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ ۚ مِنْ قَبْلِ صَلَاةِ الْفَجْرِ وَحِينَ تَضَعُونَ ثِيَابَكُمْ مِنَ الظَّهِيرَةِ وَمِنْ بَعْدِ صَلَاةِ الْعِشَاءِ ۚ ثَلَاثُ عَوْرَاتٍ لَكُمْ ۚ لَيْسَ عَلَيْكُمْ وَلَا عَلَيْهِمْ جُنَاحٌ بَعْدَهُنَّ ۚ طَوَّافُونَ عَلَيْكُمْ بَعْضُكُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ ۚ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الْآيَاتِ ۗ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

«Верующие, пусть те, кто помогает вам по дому (по хозяйству), а также те, кто не достиг совершеннолетия [дети], просят разрешения войти [в вашу комнату] в течение трех временных промежутков: (1) до утренней молитвы, (2) днем, когда вы снимаете одежду [например, перед полуденным отдыхом, сном] и (3) после ночной молитвы [ведь вы готовитесь ко сну]. [Вот] три периода, когда необходимо быть внимательными к этому. В других же случаях нет греха ни на вас, ни на них [если кто-то войдет без стука, без разрешения], ведь вы дома в постоянном движении [в процессе выполнения своих дел пересекаетесь друг с другом, передвигаясь из комнаты в комнату]. Таким образом Всевышний раскрывает для вас знамения [в том числе определяя нормы этикета, поведения]. Он все знает [все нюансы происходящего] и бесконечно Мудр [наставляя вас и в столь само собой разумеющемся, каждодневном]»..(Нур, 24/58)

Дети, достигшие совершеннолетия, должны, как и взрослые люди, спрашивать разрешения, чтобы войти в комнату родителей. Об этом в Коране можно прочитать следующее повеление:

وَإِذَا بَلَغَ الْأَطْفَالُ مِنْكُمُ الْحُلُمَ فَلْيَسْتَأْذِنُوا 

«Когда же дети ваши зрелости достигнут, пусть тоже просят позволения». (Нур, 24/59)

Чтобы еще лучше понять этот вопрос, мы решили привести здесь небольшую историю.

Некто пришел к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и спросил:

– О Посланник Аллаха! А нужно ли спрашивать разрешения войти в комнату у собственной матери?

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил, что нужно обязательно спрашивать. Тот человек задал следующий вопрос:

– Но ведь я живу с матерью в одном доме, неужели надо спрашивать разрешение?

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) вновь ответил:

– Все равно нужно спрашивать!

Молодой человек привел следующий довод:

– А ведь я постоянно ей прислуживаю!

Однако на этот раз Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему в жесткой форме

– Нужно спрашивать разрешения, ведь ты не желаешь увидеть свою мать обнаженной (может она переодевается или же моется)?

На этот раз тот человек ответил:

– Ну, конечно, нет!

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:

– В таком случае, прежде чем войти, спрашивай разрешение!(Муватта, Истизан,1)

Следовательно, каждый мусульманин, который живет в одном доме или квартире вместе с близкими родственниками, не должен входить в их комнаты без разрешения. К подобным вопросам никто не имеет право подходить легкомысленно.

Примечание

1. Толкователи этого хадиса отмечают, что Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) ответ Джабира не понравился по той причине, что местоимение «я» имеет значение высокомерия, надменности. Влюбленный, страдая от сжигающей его сердце любви, постучал в дверь, но стоило ему ответить «я», как друг промолвил: «Уйди отсюда! Так как еще не подошло то время, когда ты можешь войти сюда. Здесь нет места «не созревшим», ибо тут расстелена скатерть духовных благ».

Бедняга, расстроенный, вернулся домой. Потом он целый год провел в путешествиях, а его душа страдала и горела от разлуки с другом своим. Это горение закалило его, и он вернулся обратно. Затем он заново пришел к дверям друга и плотно сжал губы, боясь, как бы они не прошептали неприличное слово. Когда его Друг спросил:

– Кто там? 

Он ответил:

– О мой любимый! У дверей стоишь «ты»! 

Друг воскликнул:

– Раз ты уподобился мне, заходи домой! В один дом не вместятся два «я».

Затем он добавил:

– О человек, победивший свои страсти за один только год! Заходи, так как ты больше не являешься колючкой, которая противоположна садовым цветам. Теперь ты – шах цветов! Ты стал мною, откинув в сторону двойственность натуры.

Кто, подойдя к вратам Истины, произнесет «я» или «мы», значит, он еще бродит в долине «لا» (нет), то есть, он отвергнут от дома Друга!