Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху!

Из тафсира Исмаила ибн Умара ибн Касира 

Сура Аль-Мутаффифин( Обвешивающие)

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! (1) Горе обвешивающим, (2) Которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, (3) а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон. (4) Разве не думают они, что будут воскрешены  (5) в Великий день – (6) в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, на рынках города было распространено обвешивание. Затем Аллах ниспослал:«Горе обвешивающим». После этого люди стали торговать честно» (х. ан-Насаи и ибн Маджы). Ибн

Джарир передал, что однажды один человек сказал Абдулле: «О, Абу Абд ар-Рахман, жители Медины перевешивают», на что он ответил: «А что им мешает сделать это, тогда как Аллах ниспослал: «Горе обвешивающим». До слов: «в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?».

Обвес значит мошенничество при отмеривании и взвешивании. Иными словами, они себе требуют больше, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то требуют меньше. Далее Аллах объяснил, кто такие обвешивающие, которым Он пообещал погибель и проигрыш: «которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им». Иными словами, когда они приобретают что-то у других, то требуют полной меры или веса, без недостачи, и даже с запасом или довеском. «А когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон» - т.е. наживаются на них, недодавая или недовешивая. Аллах приказал отмеривать и взвешивать сполна. Он сказал в другом месте Корана:

« Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах. Так будет лучше и прекраснее по исходу (или по вознаграждению).» (17:35), а также: «Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес» (55:9). Аллах уничтожил и стер с лица земли народ Шу`айба (мир ему) за то, что они обманывали людей на мерке и весах. Далее Аллах пригрозил: «Разве не думают они, что будут воскрешены в Великий день». Смысл аята: «Разве эти люди не боятся воскрешения, когда они предстанут пере Тем, Кто знает все скрытое и тайное, в Великий день ужаса и страха, когда обвешивающий войдет в пылающий Огонь?»

Аллах сказал: В тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?» В тот день люди предстанут босыми голыми, а преступник будет пребывать в смятении и скорби. По приказу Аллаха их постигнет тяжесть и суровое наказание, и у них не будет ни сил, ни чувств это вынести.

Ибн `Умар сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В тот день, когда люди предстанут перед Господом миров и некоторые из них погрузятся в собственный пот до середины своих ушей» (х. аль-Бухари, Муслима и имама Малика).

Другой хадис: имам Ахмад передал, что аль-Микдад ибн аль-Асвад аль-Кинди сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В день суда приблизится солнце к людям, пока не будет на расстоянии одной мили или двух миль, а люди будут в поту по мере их дел (грехов): у некоторых пот будет до щиколоток, у других до колен, у третьих по пояс , а четвертые утонут в нем»». (передали Муслим,ат-Тирмизи и Ахмад).

Имам Ахмад также передал от `Укбы ибн Амира, который сообщил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Приблизится солнце к земле, а люди погрузятся в собственный пот. Кто-то будет в поту до пят, кто-то по щиколотку, кто-то по колено, кто-то до ягодиц, кто-то по пояс, кто-то до плеч, а для некоторых пот достигнет середины ртов. Некоторых из них пот покроет полностью».

В «Сунане» Абу Дауда сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прибегал к защите Аллаха от тесноты и трудного положения в Судный день. Ибн Мас`уд сообщил, что они будут стоять с поднятыми головами на протяжении сорока лет. Никто не заговорит с ними, и праведники, и нечестивцы будут обузданы в поту. Аллах сказал далее: Но нет! Книга грешников окажется в Сиджжине. (8)Откуда ты мог знать, что такое Сиджжин? (9)Это – книга начертанная. (10)Горе в тот день обвиняющим во лжи, (11)Которые считают ложью День воздаяния! (12)Его считают ложью только преступник и грешник. (13)Когда ему читают Наши аяты, он говорит: «Это – сказки древних народов!» (14)Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели. (15)В тот день они будут отделены от своего Господа завесой, (16)А потом они попадут в Ад, (17)после чего им скажут: «Вот то, что вы считали ложью».

Аллах говорит: «книга грешников окажется в Сиджжине» - т.е. их прибытие и последнее пристанище «в Сиджжине»- т.е. в узком месте. Поэтому Аллах указывает на важность сказанного: «Откуда ты мог знать, что такое Сиджжин?» Это великое положение, постоянное тюремное заключение, мучительные страдания. Некоторые утверждают, что Сиджжин – это дно седьмой земли. Ранее в хадисе от аль-Бараа ибн `Азиба сообщалось, что Всемогущий и Великий Аллах сказал о душе неверующего: «Запишите его книгу в Сиджжин». Другие считают, что Сиджжин – это колодец в Геене. Однако верной является версия, что это узкое место. И чем ниже его обитатели будут опускаться, тем оно уже, и наоборот, чем выше, тем шире. Пристанищем нечестивцев станет Геена, которая является нижайшим из низких мест, как сказал Аллах в другом аяте: «Потом Мы низвергнем его в нижайшее из низких мест, за исключением тех, которые уверовали и совершали праведные деяния» (95:5-6) и как сказал здесь: «Но нет! Книга грешников окажется в Сиджжине. Откуда ты мог знать, что такое Сиджжин?» – это узкое и темное место, как сказал Аллах: «Когда их скованными бросят в тесное место, там они будут призывать погибель» (25:13). Следующий аят: «Это – книга начертанная» не является толкованием предыдущего аята: «Откуда ты мог знать, что такое Сиджжин?», а разъясняет, какая обитель в Сиджжине предначертана им. Никто не может ни добавить, ни убавить кого-либо в ней. Затем Аллах сказал: «Горе в тот день обвиняющим во лжи» - т.е. когда они в день Воскресения придут к тяжелому наказанию и позору, которыми грозился Аллах. «Горе» - т.е. погибель и разорение. В следующем аяте Аллах дает пояснение обвиняющим во лжи неверующим нечестивцам: «которые считают ложью День воздаяния!», т.е. не веруют в его наступление и существование и считают его небылицей. «Его считают ложью только преступник и грешник». Преступник – беззаконник в своих поступках, преступающий дозволенные Аллахом границы. Грешник в своих речах, который если говорит – то ложь, если дал обещание – то нарушил его, а если спорит – то нечестиво. Когда ему читают Наши аяты, он говорит: «Это сказки древних народов!». То есть: когда он слышит от Посланника слова Всевышнего Аллаха, то считает их ложью и плохо думает о Посланнике Аллаха, полагая, что Коран – это собрание из книг древних народов. Аналогичные аяты: «Когда им говорят: Что ниспослал вам Господь?» - они говорят: «Сказки древних народов!» (16:24) Они говорят: «Это сказки древних народов. Он попросил записать их, и их читают ему утром и после полудня» (25:5). Аллах сказал: «Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели». Все совсем не так, как они утверждали, говоря, что Коран – это сказки древних народов. Это слова Аллаха, Его Откровение, ниспосланное Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). Но их сердца окутаны пеленой грехов и прегрешений, в которых они погрязли, и эта пелена закрывает их сердца от веры в слова Аллаха.

Продолжение в следующей проповеди.