Хвала Аллаhу, Который даровал нам Истинный Путь, хвала Аллаhу – Одному-Единственному Творцу, Который даровал нам быть последователями Пророка Мухаммада, мир Ему.

Мы восхваляем Аллаhа, Который превыше всех недостатков. Мы возвеличиваем Творца, Который не меняется, но меняет Своих созданных. Хвала Аллаhу, Который не похож ни на кого и ни на что, не нуждается ни в ком и не в чём, а мы – созданные всегда нуждаемся в Нём.

Мы поклоняемся Аллаhу, Который не занимает места в пространстве. Мы покорны Создателю, Который даровал нам разум, чтобы отличать истину от заблуждения.

Просим у Аллаhа даровать ещё больше величия, почёта и благословения Пророку Мухаммаду, который является самым великим из всех Пророков и Посланников.

Дорогие мусульмане, обращаюсь к каждому из вас, не забывая о себе! Призываю быть богобоязненными всегда и везде. Помните о том, что все мы будем воскрешены и будем отвечать, за свои дела.

Аллаh Всевышний сказал:

﴿هُوَ الَّذِي أَنْزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ ءَايَاتٍ مُحْكَمَاتٍ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٍ﴾

Это означает: «Аллаh ниспослал Пророку, мир Ему, писание Кур`ан, которое содержит Аяты Мухкямат, они – это мать Книги и Аяты Муташабиhат».

Аяты Мухкямат – это те, которые имеют одно значение, ясное по смыслу и не нуждающиеся в дополнительном разъяснении, в соответствии с языком.

А Аяты Муташабиhат – это иносказательные, которые требуют правильного толкования. При их толковании необходимо обращаться к Аятам Мухкямат. Так как Аллаh Всевышний сказал:

﴿هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ﴾ 

Это означает: «Они – мать Книги», то есть основа, на которую опираются иносказательные Аяты. Иносказательными могут быть не только Аяты из Кур`ана, а также Хадисы Посланника Аллаhа, мир Ему, и не дозволено ссылаться на эти Аяты и Хадисы, беря во внимание только внешний смысл, а во избежание уподобления Аллаhа созданным, необходимо их толковать, таким образом, чтобы это не противоречило Шари‘ату.

Среди иносказательных Хадисов, такой, который известен под названием Хадис Аль-Джария, переданный имамом Муслимом в своем сборнике. Речь идет о том, что к Пророку Мухаммаду, мир Ему, подошел человек и спросил Его о своей рабыне: «О, Посланник Аллаhа! Освободить ли ее?» Пророк, мир Ему, сказал: «Приведи ее». Она пришла и Пророк, мир Ему, спросил: «Какое Величие Аллаhа?», она ответила: «На небе». Пророк, мир Ему, спросил: «Кто я?». Она ответила: «Ты Посланник Аллаhа», и Пророк, мир Ему, тогда сказал ее хозяину: «Освободи ее – она верующая». Этот Хадис ни в коем случае не означает, что Аллаh находится на небе, как предполагают некоторые, а речь именно о том, что Аллаh Всевышний превыше всего. Посланник Аллаhа, мир Ему, когда задал вопрос: «Какое Величие Аллаhа?», имел в виду какое ее убеждение об Аллаhе по величию, так как слово «айна» – иносказательное, которое с одной стороны означает местонахождение, а с другой стороны означает – величие. Посланник Аллаhа, мир Ему, говорил именно о величии Всевышнего в ее убеждении. Не прилично говорить о Посланнике Аллаhа, мир Ему, что Он судил эту женщину в принятии Ислама, ссылаясь на ее слова «на небе», так как кто хотел принять Ислам, тот для этого произносит Исламские свидетельства, а не говорит, что Аллаh на небе. Поэтому те, кто придают Аллаhу подобие использовали Хадис Аль-Джария не в таком понятии, как хотел Посланник Аллаhа, а использовали иносказательные слова по внешнему значению, ссылаясь на этот Хадис, говоря, что якобы Пророк, мир Ему, спрашивал о местонахождении Аллаhа и якобы женщина ответила, что Он на небе. Таким образом, считая, что Аллаh подобен Его созданиям, противореча этим Аяту ясному по смыслу (Мухкямат):

﴿لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْء﴾

Это означает: «Нет ничего подобного Ему».

Таким людям мы говорим, что они не находятся на правдивом пути. Так как тому, кто запрещает толковать Хадис «Аль-Джария», а берет его по внешнему виду, мы приведем другой Хадис переданный Абу Мусой Аль-Аш‘арий, который по своей степени сильнее Хадиса Аль-Джария. Имам Аль-Бухарий передал, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

 ”إِرْبَعُوا عَلَى أَنْفُسِكُمْ إِنَّكُمْ لَيْسَ تَدْعُونَ أَصَمَّ وَلا غَائِبًا، إِنَّمَا تَدْعُونَ سَمِيعًا قَرِيبًا وَالَّذِي تَدْعُونَهُ أَقْرَبُ إِلَى أَحَدِكُمْ مِنْ عُنُقِ رَاحِلَةِ أَحَدِكُمْ“ 

«Не кричите и успокойтесь, ведь вы не обращаетесь с молитвами, к глухому или слепому, а воистину вы молитесь Всеслышащему, Всезнающему!»

В этом Хадисе было использовано иносказательное слово, которое если дословно переводить означает: «который ближе к Вам, чем самый близкий», но это, ни в коем случае, не значит, что Он самый близкий по расстоянию (это – абсурд), а на самом деле это означает, что Аллаh Всезнающий. Он знает своего раба больше, чем раб знает самого себя, и нет ничего скрытого от Него. Те, кто придает Аллаhу подобие, говоря, что Аллаh на небе, что они ответят на этот Хадис?

Мы обращаемся к тем, кто попал в заблуждение и говорил, что Аллаh имеет место нахождения, что тот, кто имеет местонахождение, тот обязательно имеет направление. Теологи Ислама Саляфиты (жившие в первые три столетия со времен Пророка Мухаммада, мир Ему) и Халяфиты (жившие после Саляфитов) единодушно отрицали придание Аллаhу направлений, об этом говорил Абу Джа‘фар Ат-Тахауий в своей книге «Аль-‘Акыда Ат-Тахауия», в которой разъяснил убеждения Аhлюс-суннати уаль-Джама‘а, сказав:

لاَ تَحْوِيهِ الْجِهَاتُ السِّتُّ كَسَائِرِ الْمُبْتَدَعَات“ 

«Его не окружает ни одно из шести направлений, как окружают Его созданий».

Рассказывают, что у Абу-Бакра Варраки был маленький сын, который брал уроки Кур`ана у одного учителя. Однажды ребенок, бледный и дрожащий, пришел из школы раньше времени. Отец с удивлением спросил: «Что случилось, сынок? Почему ты пришел так рано?». Мальчик ответил: «О отец! Сегодня учитель научил меня одному Аяту из Кур`ана. А когда я осознал его смысл, то очень испугался». Абу-Бакар вновь спросил: «Сын мой, что же это за Аят?»- и ребенок стал читать 17 Аят Суры «Музаммиль»,

 فَكَيْفَ تَتَّقُونَ إِن كَفَرْتُمْ يَوْمًا يَجْعَلُ الْوِلْدَانَ شِيبًا

означающий: «И ЕСЛИ ВЫ НЕ УВЕРУЕТЕ, ТО КАК ЖЕ ВЫ СПАСЕТЕСЬ В ТАКОЙ ДЕНЬ, КОГДА МЛАДЕНЦЫ СТАНОВЯТСЯ СЕДЫМИ?» Глубоко вникнув в смысл этого Аята, мальчик заболел и вскоре умер. Все происшедшее потрясло Абу-Бакра Варраки. Он часто посещал могилу сына и плача говорил самому себе: «О Абу-Бакр, твой сын, прочитал один Аят из Кур`ана, из страха перед Аллаhом умер, а ты столько времени читаешь Кур`ан, но до сих пор не боишься Аллаhа даже так, как боится ребенок»…

Председатель, имам-хатыб МРО Красногорского района Ильгам-хазрат Садыгов