Вся хвала одному Всевышнему Аллаху!

Дорогие братья и сестры! Молодежь!

Моя проповедь будет посвящена важности стремления к полезным знаниям. С самого начала, позвольте рассказать вам удивительную историю об одном человеке, которого возвысил Творец на высокие ступени Своей милости и почета. Эта история о том, как благодаря терпению в учебе Аллах ставит человека выше правителей и вершителей мира:

«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (58:11).

Всем известно, что людей, видевших пророка Мухаммада ﷺ, принявших ислам и умерших мусульманами принято назвать «сахабами» — сподвижниками. Те же, кто не смог увидеть Посланника ﷺ, но встретил сподвижника и умер верующим, называют «табиинами». Представьте следующую ситуацию: в одной мекканской семье вольноотпущенных родился темнокожий мальчик по имени Ата ибн Абу Рабах (да смилуется над ним Аллах). С рождения он был больным, слабым и маленького роста. Ата выделялся от остальных детей тем, что прихрамывал при ходьбе, а на его спине возвышался горб. Когда он немного подрос то его хозяйка из числа знатных мекканских женщин поручала принести дрова, отнести какие либо вещи. Из-за особенности физиологического строения и инвалидности Ата оказался непригодным для работы — дрова вываливались из тонких рук. При этом, с раннего детства, несчастный мальчик начал посещать лекции и уроки известных сподвижников пророка Мухаммада ﷺ в Запретной мечети "Аль-Харам". Среди них были ученые как Ибн Аббас и Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) — знатоки мусульманского права и виднейшие толкователи Досточтимого Корана.

Как полагают многие знатоки ислама, Ата преуспел благодаря отношению к времени. Он никогда впустую не тратил ни одной минуты и тот факт, что Ата разделял свой день на три части, свидетельствует о его целеустремленности и мудрости. Первую часть дня мальчик посвящал госпоже в роли прислуги. Нужно было ходить на рынок, выполнять ее поручения, покупать продукты, готовить еду. Вторую часть времени Ата проводил в поклонении Аллаху — в намазах и согласно преданиям, каждую ночь выстаивал около 200 ракаатов намаза и в течении жизни совершил хадж 70 раз. В остальное оставшееся время он всецело углублялся учебе. Госпожа видела искренность мальчика и однажды сказала: Ата все равно не пригоден для тяжёлой работы, так пусть он занимается тем, что любит (т.е. учебой). Женщина даровала мальчику свободу, и тот с небольшим матрасом на руках направился в сторону Заповедной мечети. И как описывают праведники того периода, Ата в течение следующих двадцати лет получал знания, не покидая стены мечети. Он учился у Аишы — матери правоверных, Абу Хурайры, Ум Саламы, также у Джабира и Ибн аз-Зубейра и у многих других (да будет доволен всеми ими Аллах). Мечеть превратилась в его дом, где он провел детство и юношеский период. Каков итог и каковы плоды столь сильного стремления к знаниям? Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) начал оставлять его вместо себя, и Ата сам превратился в крупнейшего ученого, правоведа, хадисоведа и был назначен муфтием Мекки. Почти все знания по линии Ибн Аббаса и Ибн Умара (да будет доволен ими Аллаха) замкнулось на нем. В дальнейшем, под его руководством обучался имам Абу Ханифа, аль-Аузаи, ал-Лайс и другие.

Имам Абу Ханифа ан-Нугман как то рассказывал:

«В Мекке я ошибся в пяти вопросах, касающихся хаджа, и цирюльник научил меня… Когда я хотел побрить голову, чтобы выйти из состояния ихрама, я пришёл к цирюльнику и спросил: «Во сколько мне обойдётся бритьё головы?» Он ответил: «Да наставит тебя Аллах на прямой путь… О плате за бритьё во время паломничества не договариваются. Садись, а потом дашь, сколько сможешь». Мне стало стыдно, и я сел. Но сел я, повернувшись не в сторону киблы. Он кивнул мне, делая знак повернуться в сторону киблы. Я подчинился, и мне стало стыдно ещё больше. Я подставил ему левую половину головы, но он сказал: «Подставь правую». И я подчинился. Он стал брить мне голову. Я молча смотрел на него, удивляясь. Он сказал мне: «А почему ты молчишь? Произноси такбир». И я произносил такбир, пока не поднялся, чтобы уйти. Он спросил: «Куда направляешься?» Я ответил: «Хочу пойти в свою палатку». Он сказал: «Соверши молитву в два рак‘ата, а потом уже отправляйся, куда пожелаешь». Я совершил молитву в два рак‘ата, а потом подумал: «Цирюльник не мог сказать всё это, не обладая знанием!» Я спросил его: «Откуда у тебя знание о действиях, которые ты велел мне совершить?» Он ответил: «Да благословит тебя Аллах… Я видел, как Ата ибн Абу Рабах поступал так, и я перенял это от него и теперь наказываю людям поступать так же».

Абдулла ибн Умар (да будет доволен ими обеими Аллах) совершал паломничество и вокруг него собрались сотни людей, чтобы задать вопросы, связанные с хаджем. Он тогда произнес им:

«Вы меня удивляете, о жители Мекки… Неужели вы спрашиваете о чём-то меня, когда среди вас — Ата ибн Абу Рабах?»

Вдумайтесь, невольник, инвалид с детства, лишенный силы и здоровья благодаря знаниям превратился в некое светило. Многие халифы его периода приходили к нему и ждали часами, чтобы получить ответ на один вопрос. Так халиф Сулейман ибн Абд аль-Малик был вынужден дожидаться пока Ата завершит совершение намаза. Халиф сказал своему сыну: «Приобретайте знание, сыновья мои. Поистине, знание возносит скромного, заставляет пробудиться ленивого и нерадивого и поднимает невольников до уровня царей».

Ата ибн Абу Рабах в конце жизни странствовал по крупным городам мусульманского мира. Его выделяла чрезмерная скромность и аскетизм. Он никогда не одевался в роскошные одеяния. Стоимость платья или рубашки которую он носил оценивалась в пять дирхемов — мизерную цену. Как ни удивительно, могущественные правители того периода — халифы — прислушивались к его словам и никогда не отказывали в просьбах. Когда прислуга правителей приносила Ата подарки, то он отказывался их брать и говорил:

«“Ни за что…” И прочитал: “Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров”». Один из очевидцев побывавший у халифа рядом с Ата поведал: «Клянусь Аллахом, он (Ата ибн Абу Рабах) вошёл к халифу и вышел от него, не выпив и капли воды!»

Завершая проповедь, призываю всех нас задуматься над удивительной историей о праведнике, которого Аллах возвысил благодаря его стремлению к знаниям. Всевышний сохранил его имя в истории в качестве назидания и доброго примера.

В школах и вузах начинаются летние каникулы. Я рекомендую всем, в особенности молодежи, не тратить время впустую. Учеба никогда не должна останавливаться. В конце концов мы не должны учиться ради галочек. Учитесь ради довольства Аллаха. Нам нужны хорошие имамы, специалисты, инженеры и врачи.

Ата ибн Абу Рабах, лишенный здоровья и внешних данных, смог достичь высоких успехов, так что нам мешает стать образованными и полезными людьми?

Пусть Всевышний дарует всем терпенья и целеустремленности в учебе и во всех добрых намерениях! Да наградит Аллах праведника Ата благоуханным Раем!

Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети – Мунир-хазрат Беюсов