Дорогие братья и сестры! Верующие!

На каждого из нас возложена огромная миссия и ответственность за сохранение и приумножение истинных религиозных знаний. Собственно, Ислам строится на трех принципах -  и их важно знать. Во-первых, мы должны уверовать во Всевышнего Аллаха, во-вторых, обязаны поклоняться Ему, в-третьих получать и распространять необходимые знания.

Прошу обратить самое пристальное внимание на важный принцип, касающийся обучения и просвещения мусульман. Сразу, хочу сказать, что поводом для написания этой проповеди послужил один случай. Недавно пришлось съездить в одно татарское село Нижегородской области и встретиться с имамом, который, как оказалось,  запретил в мечети проводить занятия по основам ислама для детей и подростков. На вопрос почему, он так поступил - имам сказал: я сам самоучка и пусть они (дети) тоже сами учатся (у себя дома). Конечно, данный инцидент не единичен и имеет место и в других регионах. Прихожане зачастую встречаются с невежественной агрессией неграмотных мулл. Если мы хотим людям добра, процветания и развития Ислама, то от нас требуется неимоверное терпение, понимание и милосердие. Невозможно грубостью воспитать и изменить в лучшую сторону черствые сердца. В вопросах наставления и назидания мы обращаемся к опыту благословенного пророка Мухаммада ﷺ, именно ему пришлось столкнуться с неимоверно жестким и грубым нравом местных арабов. Как же Посланнику ﷺ удалось за столько короткое время найти путь к тысячам сердец? Никто из его сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) до Ислама не имел хорошего образования и знаний, они даже понятия не имели о справедливости и богобоязненности. Секрет успеха Пророка ﷺ заключается в его отношении к окружающим. Приведите мне хотя бы один хадис, где он  ﷺ кричал или же ругал человека! Ничего подобного вы не найдете. Наоборот, Пророк ﷺ отличался сдержанностью и необычным спокойствием, в любой, даже самой критичной ситуации -  он ﷺ мог убедить оппонента поступать иначе.

Иногда мы и сами в мечетях сталкиваемся с необычными и порой возмутительными случаями со стороны прихожан. Кто-то из них заходит в мечеть в недостойном виде, кто-то неправильно выстаивает намаз. Сам лично был свидетелем одного случая: в мечеть входят трое мужчин, видно, что они проезжие - не местные. И тут они начинают шептаться, видимо о времени намаза. Тут же  к ним подбегают два старика и начинают оскорблять: почему вы разговариваете в мечети и не выполняете два ракаата приветственного намаза? И вот, скажите, разве такими манерами мы сможем воспитать и изменить наших братьев? Любая неприязнь и агрессия - приводит к ответной реакции: оскорбленный и обиженный оппонент не станет вас слушать, с этого момента вы для него не авторитет и не учитель. Приводится интересный рассказ об одном сахабе (да будет доволен им Аллах), он,  как и те трое мужчин столкнулся с неуважительным отношением к себе со стороны прихожан:

Муавия Ибн Аль-Хакам Аль-Салямия сказал:

«Однажды, когда я молился вместе с Посланником Аллаха, кто-то из присутствовавших чихнул и тогда я произнес: «Ярхамукеллах!» («Пусть Аллах помилует тебя!» — Славословие, адресуемое чихнувшему, если тот после чихания произнес «альхамду лилляхи», «хвала Аллаху!» — п.п.) Тут же народ бросил на меня свои взгляды и тогда я сказал: «Пусть все воды иссякнут! Чего вы смотрите на меня!» Но они захлопали ладонями себе по бедрам (у арабов этот жест равнозначен поднесению пальца к губам) и поэтому, когда я увидел, что они хотят, чтобы я замолчал, я замолк. А когда Посланник Аллаха, домолился, то… Он мне как мать и отец! Я не встречал ни до, ни после него учителя обучающего лучше, чем он! Клянусь Аллахом — он не был ни раздражен на меня, и не ударил меня, и не обругал меня, а просто сказал: «Истинно, это — молитва и в ней не является годным хоть что-то из речи людей. Это только тасбих, такбир и чтение Корана» (Муслим).

Очень часто верующие совершают ошибки в словах и делах не преднамеренно. Просто раньше им никто не объяснял этого и не говорил о недопустимости их дел. И как же отзывается сподвижник о Посланнике Аллаха ﷺ? Его благородный нрав и доброе отношение настолько затронули сердце Муавии, что он уподобил Пророка Мухаммада ﷺ родной матери и отцу. Родители, самые близки и родные люди никогда не станут причинять вреда и желать плохого своему ребенку. Даже наказывая, они будут делать это без жестокости. Муавия, да будет доволен им Аллах, называет Пророка ﷺ наилучшим учителем. Настоящий учитель никогда не станет позорить и унижать достоинство ученика, тем более поднимать руку. Учитель всегда подскажет и предложит руку помощи.  

Поступок Муавии не так страшен по сравнению с поступком бедуина, решившего исправить нужду внутри в мечети! Как только его увидели сахабы (да будет доволен ими Аллах), они накинулись на него. Не известно, чем бы все закончилось, если бы их не остановил благословенный Пророк ﷺ:

«Один бедуин принялся мочиться (прямо) в мечети люди поднялись (со своих мест), чтобы наброситься на него, однако Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, велел им: «Оставьте его и вылейте на его мочу ведро (или …бадью) воды, ибо, поистине, посланы вы только для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения!» (Аль-Бухари).

В наши дни за такое дело могут избить, и вообще сделать все что угодно. Но вопрос здесь заключается в отношении Пророка ﷺ. Только обладатель терпения и милосердия может простить человека за подобное, только очень мудрый верующий способен перевоспитать обладателя невежества. Для невоспитанного бедуина, возможно было нормой такое дикое поведение. Смогли бы изменить его при помощи силы и кулаков? Думаю, нет. Скорее он превратился бы во врага. Только доброе слово, доброе отношение Пророка ﷺ смогло изменить грубого человека и превратить его в настоящего соратника. Как говорят ученые, следующий хадис рассказывает об этом бедуине:

«(Однажды) когда посланник Аллаха ﷺ встал во время молитвы, а мы встали вместе с ним, какой-то бедуин (совершавший) молитву (вместе с нами) сказал: “О Аллах, помилуй меня и Мухаммада и больше никого вместе с нами!” — а после того как Пророк ﷺ произнёс слова таслима, он сказал этому бедуину: “Ты сузил нечто (весьма) широкое!” — имея в виду милость Аллаха» (аль-Бухари).

Пророку ﷺ приходилось сталкиваться с неподобающим поведением некоторых людей постоянно. Каждый раз ﷺ он относился ко всему понимающе. Чего ждать от того, кто с детства не слышал о законах Аллаха, не испытывал милосердия со стороны соплеменников? Ничего, кроме хамства и грубости, они могли позволить себе подойти к Посланнику ﷺ, схватить за его одежду и выставлять требования! Но Пророк ﷺ терпел, и своей добротой исправлял их изъяны:

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды, когда) я шёл (куда-то) вместе с посланником Аллаха ﷺ на котором был плащ из Наджрана с грубой оторочкой, его догнал какой-то бедуин, с силой потянувший его (за край) его плаща. Посмотрев на плечо Пророка  ﷺ (я увидел, что после этого) на нём остался след от подкладки — так сильно он потянул его, (что же касается бедуина, то) он сказал: «О Мухаммад, вели (дать) мне что-нибудь из богатств Аллаха, которые у тебя есть!» (Услышав это, Пророк ﷺ) повернулся к нему, рассмеялся, а потом велел дать ему что-то» (Муслим).

Дорогие верующие! Нам есть на кого равняться, аль-хамдулиллях, у нас имеются достойные примеры. Давайте руководствоваться не личными амбициями, а законами Всевышнего, повелевшего руководствоваться во всем мудростью:

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (16:125).

Хотите, чтобы человек изменился в хорошую сторону, тогда необходимо руководствоваться добротой. В вопросах воспитания – нет места  жестокости и грубости! Пусть Аллах сделает нас милосердными друг к другу! Прошу Всевышнего о благородном нраве!

Имам-хатыб нижегородской Соборной мечети – Мунир-хазрат Беюсов