Муфтий Московской области Рушан хазрат Аббясов провел пятничную молитву и проповедь в Мусульманском центре «Рахман» г.о. Подольск Московской области. Проповедь была посвящена возрождению традиции поддержки имамов и мечетей.

 

Глубокоуважаемые единоверцы!

Дорогие соотечественники!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

Мира вам, милости Всевышнего Аллаха и Его благословения!

Слава Всевышнему Господу миров, Милостивому и Милосердному, Царю в День Суда! Слава Создателю всего мироздания, сотворившему смерть и жизнь для того, чтобы испытать каждого из нас в том, кто лучше в своих праведных, богоугодных поступках.

Хвала, исходящая из наших сердец, тому, кто изрек своему последнему Посланнику, нашему любимому Пророку Мухаммаду (мир Ему), первое откровение: «Читай!» и позже поклялся письменной тростью и чернильницей!

Восхваление Творцу, подарившему нам разум и способность выражать наши мысли посредством языка. Он, Всеслышащий и Всевидящий, выбирал из числа смертных посланников и пророков, наставлявших поколения людей идти той прямой дорогой, о которой Аллах говорит в своих откровениях.

Великая признательность всем пророкам и праведным мужам, несшим великие истины и побуждавшим познавать и постигать мир, дабы быть благодарными творениями Всевышнего!

Пусть Создатель подарит им великие пределы Рая, вознеся их на заслуженно высокие степени за их усердие и жертвенность во имя веры.

Благослови, о, Открывающий сердца, своего последнего глашатая, Пророка Мухаммада (мир Ему), ибо свидетельствуем мы, что он донес до нас Твое слово, не утаив и буквы из дарованного Тобой. Благослови того, кто побуждал нас получать знания от колыбели до могильной ниши, ценить науки и любить ученых, поскольку они являются наследниками Божьих Посланников.

Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую Вас, собравшихся в этот великий пятничный день в стенах Мусульманского центра г.о Подольск и молю Создателя даровать всем нам непоколебимой веры, возможность созидать и вершить благие деяния, сторонясь ухищрения лукавого... нашептывающего нам соблазны, что ведут слабые сердца в грех и неверие.

Позвольте эту пятничную проповедь посвятить очень важному аспекту, я бы даже сказал фундаментальной основе нашей исламской цивилизации, а именно необходимости всесторонней поддержки людей, вставших на путь получения знаний, чтобы в последующем, взяв на себя ответственность за окормление паствы, стать имамами–предстоятелями в своих общинах.

 

Дорогие прихожане!

О пользе получения знаний и последующем его применении сказано много в Священном Коране и Благословенной Сунне нашего Пророка Мухаммада (мир Ему), что делает процесс образования одной из основ успешной реализации духовности в нашей каждодневной жизни.

Далеко неслучайно Всевышний сказал:

يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُواالْعِلْمَ دَرَجَاتٍ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ

«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (сура 58 «Препирание», аят 11).

Говоря о знании, мы должны понимать, что здесь имеется ввиду не сугубо дифференцированное знание, относящееся исключительно к религиозным наукам, а в целом весь комплекс полезных знаний, способных улучшить жизнь социума.

Безусловно, мы понимаем, что в обществе, претендующем на поступательное развитие, должны быть специалисты разных областей. Инженеры, учителя, врачи, строители, дворники, водители, экономисты, политики, бизнесмены, деятели культуры и спорта и многие другие каждодневно должны добросовестно выполнять свои профессиональные задачи, для того, чтобы население чувствовало удобство, безопасность и уверенность.

В Священном Коране в суре «Покаяние» в Аллах говорит:

وَقُلِ اعْمَلُوا فَسَيَرَى اللَّهُ عَمَلَكُمْ وَرَسُولُهُ وَالْمُؤْمِنُونَ وَسَتُرَدُّونَ إِلَى عَالِمِ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

«Скажи: «Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали» (сура 9 «Покаяние», аят 105).

Одной из важнейших профессий в обществе, которую трудно охарактеризовать именно как профессию, более всего, здесь, на мой взгляд, подходит определение «призвание и служение», является духовный учитель и наставник – имам.

При этом имам является предстоятелем мусульманской общины не только на молитве-намазе, но и во всех других сферах ее жизнедеятельности. Именно таким был наилучший имам – пророк Мухаммад (мир Ему), который вместе с наставлением и обучением людей, руководил всесторонним развитием мусульманской общины, представлял и защищал ее интересы в общественно-политическом поле.

Пророк Мухаммада (мир Ему) сам выбирал из числа своих сподвижников тех, кто был способен проповедовать и предстоять, и отправлял их в разные части Аравии для проповеди Ислама и организации региональных общин.

Одним из таких людей был Мусаб бин Умейр, который был избран и направлен Пророком Мухаммадом (мир Ему) в Медину для знакомства людей с Исламом. Во многом благодаря ему, общество Ясриба было готово встретить переселенцев -  мухаджиров, дать им приют, разделить с ними все невзгоды, а самое главное уверовать в истину Ислама.

Мусаб бин Умейр обладал всеми качествами имама: он был умен, смел, общителен, был знатоком аятов, ниспосланных до этого периода, отличался скромностью, опрятностью, приветливостью и красивым нравом. Одним словом, всем тем набором качеств, которыми должен обладать настоящий проповедник.

Также известно, что Пророк Мухаммад (мир Ему), отправляя куда-то группу мусульман, всегда избирал среди них предстоятеля-имама, а когда покидал город сам, всегда оставлял вместо себя кого-то другого на место имама.

Посланник Аллаха (мир ему) говорил:

إذا خَرَجَ ثَلاثةٌ في سَفَرٍ فَلْيُؤمِّرُوا أحَدَهُمْ

«Если трое отправятся в путь, пусть один из них будет их предстоятелем».

В Священном Коране Всевышний Аллах повелевает повиноваться своим предстоятелям, говоря:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنكُمْ

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (4:59).

А в одном из своих напутствий пророк Мухаммад (мир Ему) также особо отметил, что искреннее и уважительное отношение к имамам является фундаментальной основой исламской религии:

الدين النصيحة قلنا: لمن يارسول الله؟ قال: لله ولكتابه ولرسوله ولأئمة المسلمين وعامتهم

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал: «Религия - это искренность». Сподвижники спросили: «По отношению к кому?» Он сказал: «По отношению к Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, имамам-предстоятелям мусульман, и по отношению к простым мусульманам» (Муслим).

В тоже время быть имамом-предстоятелем означает огромную ответственность, которую человек берет перед Аллахом и обществом. Пророк Мухаммад (мир Ему) сказал:

كُلُّكُمْ رَاعٍ وَكُلُّكُمْ مَسْؤول عَنْ رَعِيَّتِهِ، الإِمَامُ رَاعٍ وَمَسْؤولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

 «Каждый из вас – пастырь, и каждый в ответе за свою паству. Имам – пастырь, и он в ответе за свою паству».

Дорогие братья и сестры!

Имамы всегда играли важнейшую роль в истории мусульманских народов. Во многом именно благодаря их усилиям были достигнуты успехи в развитии мусульманской цивилизации, сохранились вера, традиции, культура, языки в самые сложные времена.

С усложнением общественных механизмов задачи имамов многократно увеличивались. Сегодня имам, помимо своих обязанностей священнослужителя, должен также выполнять функции психолога, педагога, оратора, дипломата, менеджера, экономиста, бухгалтера, юриста, а также обладать навыками многих других профессий. Только так он сможет быть современным и эффективным предстоятелем, способным поддерживать и развивать свою общину.

Однако, чтобы имам стал высококвалифицированным специалистом, он должен в полной мере овладеть всеми необходимыми для будущего богослужения знаниями. Помочь ему в этом – обязанность, лежащая на общине и на каждом ее члене в отдельности.

В этой связи хотел бы уделить особое внимание такому важному аспекту, как поддержка студентов, вставших на путь приобретения знания, в частности молодых людей, решивших стать имамами.

В Суре «Разъяснение»Всевышний сказал:

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًامِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَ قَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я — один из мусульман»? (сура 41 «Разъяснение», аят33).

Однако, чтобы человек соответствовал столь высокому статусу, указанному в Священном Коране, он должен быть образован.

Имамами, как и врачами, учителями, пилотами, архитекторами нельзя стать в одночасье. Этому предшествует многолетнее, качественное обучение, продуктивная практика, учеба в светском вузе, самодисциплина и многое другое.

Во многом забота по подготовке такого имама ложится на плечи духовных управлений: это, на первый взгляд, невидимая работа, которую мало кто способен оценить и поддержать. За плечами молодого специалиста не просто несколько лет учебы, а десятки учителей, которым исправно выплачивалась зарплата, теплое и комфортное помещение, качественное питание и обширная литература.

Осознавая это, каждый из нас, желающий иметь сегодня и завтра квалифицированных имамов, должен участвовать и поддерживать все начинания по организации образования людей, коих Всевышний упоминает в Священные Книге:

إِنَّمَاالصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِّنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением; и для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу); для выкупа рабов; для должников; для тех, кто на пути Аллаха; и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (сура 9 «Покаяние», аят 60).

Завтрашние имамы – это те, кто на пути Господа получают знания, чтобы потом наставлять нас, обучать наших детей, представлять и отстаивать интересы Ислама и мусульман.

Какими им быть – это, в первую очередь, зона нашей ответственности. Так, имам Абу Ханифа, будучи помимо великого ученого и успешным торговцем, оказывал содействие ученикам, чтобы их ничего не отвлекало от учебного процесса. Известно, что со своего годового дохода он специально жертвовал средства на достойное содержание ученых мужей.

Всевышний говорит:

وَمَثَلُ الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُمُ ابْتِغَاءَ مَرْضَاتِ اللَّهِ وَتَثْبِيتًا مِّنْ أَنفُسِهِمْ كَمَثَلِ جَنَّةٍ بِرَبْوَةٍ أَصَابَهَا وَابِلٌ فَآتَتْ أُكُلَهَا ضِعْفَيْنِ فَإِن لَّمْ يُصِبْهَا وَابِلٌ فَطَلٌّ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

 «Притчей о тех, которые расходуют свое имущество, чтобы снискать довольство Аллаха и укрепить себя, является притча о саде на холме. Если его оросит ливень, он приносит плоды вдвойне. Если же его не оросит ливень, то ему бывает достаточно моросящего дождя. Аллах видит то, что вы совершаете» (сура 2 «Корова», аят 265).

Сегодня, к большому сожалению, такие традиции, как поддержка шакирдов, предоставление вакуфного имущества в пользу общины, активное участие в содержании приходов, почти сошли на нет, хотя еще совсем недавно, чуть более ста лет тому назад, среди мусульман России это было делом чести и престижа.

История сохранила десятки фамилий купцов и дворян, которые жертвовали на строительство и содержание мечетей, организацию и функционирование медресе, поддержку студенчества и педагогов. Так, купцы Апанаевы бескорыстно помогали мусульманскому духовенству, строя и содержа мечети. Братья, купцы Хусаиновы, тратили на содержание медресе по 30 тысяч рублей ежегодно, кормя 30 шакирдов за свой счет. Сафа Геликеев пожертвовал на возведение учебного заведения сумму равную 7 тысячам рублей.

Из книги Равиля Амирханова «Ислам в Среднем Поволжье: история и современность» мы узнаем следующее:

«Среди ревнителей светской образованности (тоесть людей получающих образование в новометодных медресе)  были такие крупные дельцы и промышленники-воротилы, как Ахмед и Гани Хусаиновы, Шакир и Закир Рамиевы, фабриканты Акчурины, Утямышевы, Азимовы и др. На этой почве процветало национальное меценатство. Легендарными покровителями татарской духовной культуры слыли те же братья Хусаиновы, в особенности Ахмед Хусаинов (“Ахмед бай”). Они пожертвовали сотни тысяч рублей на строительство мечетей, открытие мектебов и медресе, субсидировали десятки учебных заведений, на свои средства посылали наиболее одаренных шакирдов в заграничные вузы, стажировку и т.д. История сохранила имена и других меценатов, которые, не обладая особо внушительным состоянием, тем не менее внесли значительный вклад в дело развития национального просвещения, покровительствовали неимущим и т.д. Так, купец Сагдиев пожертвовал казанскому медресе “Касымия” 10 тыс., строительству школ и мечетей – 10 тыс.. Казанскому благотворительному обществу – 2 тыс., родильному отделению этого общества – 3 тыс. руб.».

Это только несколько примеров из сотен подобных богоугодных поступков наших единоверцев, усердствовавших в благотворительной деятельности. Таких фамилий не десятки, а сотни и именно благодаря их участию мусульманские народы России смогли не просто сохранить свои религиозные убеждения, но и умножив их, внести свой вклад в общемировую сокровищницу знаний.

Почему они это делали? Чем руководствовались? Почему просто не занимались накопительством или не тратили свои средства на приобретения предметов роскоши?

Наверное, потому, что они чувствовали свою ответственность перед Богом, наверное, потому, что, они понимали, что, будучи теми, кого Аллах наградил счастьем помогать другим, они в ответе за будущее своих единоверцев и своей религии. Они понимали, что инвестирование в образование и духовность, это, пожалуй, лучшая инвестиция! Та, отложенная милостыня, будет приносить им духовные дивиденды спустя много лет после того, как они оставят этот бренный мир. Они заботились о том, как имамы и просветители, воспитывающие их детей и внуков, смогут передать эту преемственность своим ученикам, чтобы они в свою очередь взращивали грядущие поколения.

 

Дорогие братья и сестры!

Обращаюсь к Вам быть более чуткими к призывам Всевышнего Аллаха и Пророка Мухаммада (мир Ему), призывающих оказывать всестороннее содействие в деле популяризации ценностей Ислама.

В этот благословенный день, призываю Вас быть более активными в поддержке наших начинаний, связанных с воспитанием новых поколений мусульманского духовенства!

Желая процветания нашей религии, предостерегаю Вас измерять успешность жизни не тем, что мы накопим, а тем, какую пользу мы сможем принести нашему мусульманскому сообществу.

Старайтесь мерить перспективу не сроком жизни одного поколения, а более широкими рамками: какими вы видите Ваших потомков через 300 или 500 лет? Задайтесь этим вопросом и постарайтесь ответить на него, давая себе отчет в том, что именно сейчас, именно сегодня, вы закладываете фундамент этого будущего.

Помните, что мечеть — это не просто место для молитвы, это средоточие духовной жизни мусульманского сообщества, центр притяжения людей, уверовавших в Творца. Вероятно, поэтому, наши предки не просто возводили мечеть, но и создавали вокруг нее инфраструктуру в виде медресе, вакуфного имущества (доходных домов), больниц, гостиниц и так далее. Эта традиция должна возрождаться и сегодня, поскольку только так мы сможем сделать наши общины самодостаточными.

В завершении хотел бы привести слова нашего любимого Пророка Мухаммада (мир Ему):

«Каждый день, в который восходит солнце, каждый человек обязан давать милостыню самому себе». Абу Зарр спросил: «О Посланник Аллаха, из каких средств я буду давать милостыню, ведь у нас нет никакого богатства?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «[Я велю это], потому что милостыней являются слова «Аллаху Акбар» (Аллах самый Великий), «Субхана-Ллах» (Аллах Безупречен), «аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху), «Ля иляхаилля-Ллах» (Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), «астагфиру-Ллах» (Прошу прощения у Аллаха), побуждение к одобряемому, удержание от порицаемого, устранение колючек, костей и камней с дороги, по которой ходят люди, проводить слепого, объяснить глухонемому так, чтобы он понял; указать тому, кто ищет что-либо, если ты знаешь, где это находится, бежать во весь опор, чтобы выручить того, кто зовёт на помощь, напрячь свои руки, помогая слабому. Всё это – двери милостыни, которая исходит от тебя и к тебе возвращается…»

 

И да укрепит Всевышний Аллах нашу веру-иман и одарит духовными силами для совершения богоугодных дел и поступков! Аминь!