Бисмиллахи ррахмани рахим! 

Человек сотворен Аллахом, и Аллах вложил в его природу в том числе и свойство ошибаться, в отличие от ангелов, которые никогда не ошибаются. Ангелы лишь выполняют возложенные на них обязательства.  Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всем сынам Адама свойственно ошибаться, и лучшие из ошибающихся - кающиеся».

Из этого хадиса видно, что каждому человеку свойственно ошибаться. Шариат ислама содержит в себе предписания, формирующие свойство раскаяния и сожаления за содеянную ошибку. Например, при таком виде поклонения как намаз, в случаях превышения необходимого, перепутывания местами, оставления части необходимого и т.д. предписывается принести свои извинения и исправление ошибок путем совершения двух дополнительных земных поклонов (саджа-ссахв). К этому же относится возмещение пропущенных по уважительной причине намазов, возмещение пропущенного обязательного поста и прочие. Это все свидетельствует о том, что всем нам присуще ошибаться, и мы не должны бояться или стесняться приносить свои извинения Аллаху, ибо свойство ошибаться заложено в нашу природу, так же как и способы извинения за эти ошибки заложены в Шариате.

О правоверные! Не статуса превыше статуса пророков, и тот факт, что даже пророки не стеснялись и не считали для себя унизительным извиняться за свои ошибки, говорит о том, что нам тем более не пристало считать унизительным для себя извиняться, если мы ошиблись. Аллах привел нам в Коране множество очевидных примеров. Призывающих нас смиренно извиняться за свои ошибки. Например:

Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников». Сатана же побудил их споткнуться о него и вывел их оттуда, где они находились. И тогда Мы сказали: «Низвергнитесь и будьте врагами друг другу! Земля будет для вас обителью и предметом пользования до определенного срока». Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он – Принимающий покаяние, Милосердный. (2:35-37)

Как говорит нам Аллах в Коране про историю Мусы (мир ему) и праведного раба Аллаха:

Они встретили одного из Наших рабов, которого Мы одарили милостью от Нас и обучили из того, что Нам известно. Муса (Моисей) сказал ему (Хидру): «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?» Он сказал: «У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной. Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?» Он сказал: «Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего веления». Он сказал: «Если ты последуешь за мной, то не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не поведаю тебе об этом». Они вдвоем двинулись в путь. Когда же они сели на корабль, он сделал в нем пробоину. Он сказал: «Ты сделал пробоину, чтобы потопить людей на нем? Ты совершил тяжкий поступок!» Он сказал: «Разве я не говорил, что ты не сможешь сохранить терпение рядом со мной?» Он сказал: «Не наказывай меня за то, что я позабыл, и не возлагай на меня тяжелое бремя». (18:65-73)

Также Аллах приводит случай с Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, в суре «Абаса»:

Он нахмурился и отвернулся, потому что к нему подошел слепой. Откуда тебе знать? Возможно, он бы очистился или помянул бы наставление, и поминание принесло бы ему пользу. Тому, кто решил, что он ни в чем не нуждается, ты уделяешь внимание, Что же будет тебе, если он не очистится? А того, кто приходит к тебе со рвением и страшится Аллаха, ты оставляешь без внимания. (80:1-10)

Речь идет о слепом, которой пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда он, да благословит его Аллах и приветствует, призывал к исламу одного знатного Курейшита. Аллах упрекнул своего пророка, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с тех пор всегда, встречая этого слепого человека, которого звали Абдулла ибн Мактум, всегда говорил: «приветствую того, о ком сам Аллах мены исправил»

Основной результат признания своих ошибок и извинения за них – довольство Аллаха! И самая большая преграда на пути признания своих ошибок и извинения за них – тщеславие и высокомерие, что является одними из свойств мушриков и кафиров. Другая преграда – невежество в знаниях о пользе и важности извинения и раскаяния, и наградах, которые Аллах обещает за них. Например, алим, судья, выносящий решение по делу, если он выносит верное решение, то получает две награды, одну за усердие и вторую – за то, что вынес правильное решение. Если же он ошибается, то получает одну награду за усердие, но при условии, что он не настаивает на своем решении, а лишь достиг его по мере своих возможностей.

И очень важно почаще использовать извинения в семье, с близкими. Поистине, извинения пресекают путь Шайтану.