БРАКОСОЧЕТАНИЕ (НИКЯХ)

 

  • Значение брака в Исламе;
  • Выбор супруга;
  • Помолвка (хитба);
  • Бракосочетание (никях);
  • Препятствия для бракосочетания;
  • Свадебный подарок невесте (махр);
  • Порядок совершения бракосочетания (никях);
  • Развод (талак);
  • Виды развода;
  • Некоторые изречение пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, о браке.

 

 

значение бракА в Исламе

 

Ислам придает большое значение браку. В Священном Коране сказано:

 وَمِنْ ءَايَاتِهِ اَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا

وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فيِ ذَالِكَ لآَيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

 

«И из знамений Аллаха – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, установил между вами взаимную любовь и сострадание. Воистину, во всем этом – ясные знамения для людей, которые размышляют»[1].

 وَاَنْكِحُوااْلأَيَامَى مِنْكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَآئِكُمْ

إِنْ يَكُونُوا فُقَرَآءَ يُغْنِهِمُ اللهُ مِنْ فَضْلِهِ وَاللهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ

 

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых к браку. Если у них не будет достаточного количества материальных возможностей, средств в нужный момент, Господь обогатит их из Своей Милости. Творец бесконечно Широк и абсолютно все знает»[2].

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, советовал верующим жениться, говоря: «О молодежь! Пусть обзаведется семьей тот из вас, кто в состоянии жениться»[3].

Таким образом, Всевышний Аллах создал мужчину и женщину друг для друга, проявляя Щедрость к Своим рабам. Ислам призывает своих последователей создавать крепкие семьи  и запрещает давать обет безбрачия.

Создание семьи возможно только через заключение брака – никях. Брак имеет большое значение для сохранения нравственности в обществе.

 

Выбор супруга

Для того, чтобы семья была крепкой, а брак – долгим, надо внимательно отнестись к выбору супруга. При решении этого вопроса самое больше внимание следует обратить на религиозность и нравственность будущего супруга.

Качества, наличие которых в будущей супруге желательно:

1. Религиозность.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Супругу выбирают по 4 качествам: за ее богатство, ее положение в обществе, за красоту и за богобоязненность, так выбирайте же богобоязненную, (иначе) окажетесь в затруднительном положении»[4].

 «Более всего праведному верующему, состоящему на службе Аллаху, приносит счастье и добро его благочестивая, богобоязненная супруга. Такая женщина повинуется ему, при взгляде на неё он ощущает чувство радости. Она помогает ему не нарушать данное им слово клятвы. В случае отсутствия его дома, она бережёт, как свою собственную честь, так и честь, и имущество своего супруга»[5].

«Мир полон полезных благ и милостей. Самое большее же из них – это благовестная и набожная жена»[6].

2. Способность рожать детей.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Женитесь на женщине, которая может любить и которая может рожать, потому что в Судный День я буду гордиться численностью моей общины (умма) перед общинами других пророков».

3. Девственность.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Выбирайте для женитьбы девственницу».

4. Религиозность семьи, в которой воспитывалась избранница.

Следует обращать внимание на род невесты, так как будущий ребенок может быть похожим на кого-нибудь из ее рода. Чтобы родившийся ребенок был нравственным, воспитанным и благочестивым, важно, чтобы он родился в хорошей семье. Ведь здоровые корни дают здоровые и красивые побеги.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Будьте далеко от «хадра’и диман». Сподвижники спросили: «Что такое «хадра’и диман», о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Женщина, выросшая в грехе»[7].

5. Красота.

6. Желательно выбирать супругу не из близких родственников.

Мужчине, достигшему совершеннолетия, запрещается смотреть на ‘аурат чужой женщины.

Если мужчина хочет жениться, то ему разрешается смотреть на лицо, кисти рук и на стопы невесты.

 

ПОМОлвКА (хитба)

Помолвка (хитба).

Помолвка – это объявление о желании жениться на определенной женщине ей или ее семье. Это может сделать сам мужчина или доверенные люди. Если ответ девушки и ее семьи будет положительным, то считается, что между ними состоялась помолвка (хитба).

Помолвка (хитба) является подготовкой к свадьбе и дает возможность ближе познакомиться жениху и невесте, а также их семьям.

Помолвка (хитба) – это не бракосочетание, поэтому совершив ее, жених с невестой являются все еще чужими друг другу и не могут уединяться.

Нарушение помолвки (хитба).

Помолвка (хитба) не является браком, поэтому любая сторона может расторгнуть это соглашение, однако не следует делать этого без причины.

Если она или он дали друг другу подарки, после разрыва помолвки обе стороны имеют право взять их обратно.

 

Бракосочетание (НИКЯХ)

Бракосочетание (никях) защищает честь и достоинство женщины, это – крепость чести и целомудрия мужчины и женщины. Оно поднимает дух человека на высоту. Отношения вне брака противоречат природе человека и его предназначению. Совместное жительство без брака (никях) запрещается религией и расценивается как опасный и большой грех. Прелюбодеяние (зина) категорически запрещено. Оно расценивается как преступление против нравственности, чистоты и красоты семейной жизни, способное уничтожить род человека. С бракосочетанием (никях) между двумя людьми воцаряется мир счастья и умиротворения.

Исламский ученый Мухуддин Араби,призывая молодых к совершению никяха, говорил о достоинстве тех, кто помогает им в этом: «Помочь двум людям создать счастливую семью – это «садака-джария»[8]. Все хорошее, что совершат члены этой семьи, будет записано ему как благодеяние».

Всевышний Аллах призывает, чтобы его рабы жили счастливо, целомудренно и чисто. Семья предоставляет человеку эту возможность; но супружество, основанное на незнании, выгоде, на желаниях тела, не может принести людям счастья. В этом случае супруги не смогут по достоинству воспользоваться этим важным институтом для развития своей духовности.

Семья, созданная по Законам Всевышнего с намерением получить Его довольство, – отражение Рая на земле. Семейная  жизнь Адама и благочестивой Хаввы, начатая в Раю по Воле Всевышнего Аллаха, основывалась на занонах Всевышнего. И нам, чтобы наши семьи были наполнены покоем Рая, светом счастливого весеннего неба, нужно стараться создать такую духовную атмосферу в доме, какая была у наших прародителей: жить в любви к Аллаху и в богобоязненности. Семьи, построенные на этой благородной основе, упоминаются в Священном Коране: семья пророка Ибрахима, семья пророка Мусы с дочерью пророка Шуайба, мир им.

 Сказано в Священном Коране:

 فَانْكِحُوا مَاطَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَ ثُلاَثَ وَ رُبَاعَ

فَاِنْ خِفْتُمْ اَلاَّ تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً اَوْ مَا مَلَكَتْ اِيمَانُكُمْ ذَلِكَ اَدْنى اَلاَّ تَعُولُوا

 

 «Женитесь на тех женщинах, что приятны вам (которые вам по душе), двух, трех или четырех. А если боитесь вы, что не будете одинаково справедливы, то – на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы. Это – ближайший путь, чтобы не уклониться от справедливости»[9].

Никях – это акт бракосочетания по Исламу, после совершения которого мужчина и женщина становятся мужем и женой, и между ними разрешается близость.

Обязательные действия (рукн) никяха:

1) акт соглашения (иджаб ва кабуль – предложение и принятие);

2) присутствие сторон (жених и невеста или их попечители);

Обязательные условия вступления никяха в силу:

1) обоюдное согласие сторон;

2) совершение акта соглашения в одном и том же месте и времени;

3) слышание и понимание акта-соглашения сторонами;

4) отсутствие отказа предлагающего от предложения до принятия соглашения;

5) стороны или попечители должны быть совершеннолетними, разумными мусульманами (мукалляф);

6) отсутствие препятствий для брака.

Согласно ханафитскому мазхабу, при отсутствии одного из данных пунктов никях считается неправильным, и сторонам необходимо разойтись.

Условием для полноценности никяхаявляется наличие свидетелей. По ханафитскому мазхабу свидетелями могут быть два мужчины или один мужчина и две женщины.

 

 

Препятствия для бракосочетания

 

1. Нельзя жениться на близких кровных родственницах – мать, бабушка со стороны отца или матери, мать бабушки и выше, дочери и внучки, родные сестры и ее дочери и внучки, дочери и внучки родного брата, дочери и внучки сыновей родного брата или родной сестры, тети, родные по отцу и по матери, или родные только по отцу.

2. Нельзя жениться на родственницах по бракосочетанию: тёща и ее мать, мать невестки (жены сына), приемные дочери и дочери приемных сыновей, сноха, ее дочери и внучки; мачеха и ее мать и бабушки.

3. Нельзя вступать в брак молочным родственникам.

4. Нельзя иметь более 4-х жён одновременно.

5. Нельзя быть женатым одновременно на двух родных сестрах или на женщине и ее родной тете.

6. Мусульманин не может жениться на язычнице, атеистке или вероотступнице. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.

7. Бывшему мужу нельзя повторно жениться на женщине, которой он дал полный (троекратный) развод.

 

свадебный подарок невесте (МАХР)

 

Передача (или обещание передать в будущем) женихом невесте денег, вещей или чего-либо иного является необходимым (ваджиб) действием бракосочетания.

Махр делится на два вида:

1 Подарок, который дается сразу;

2) Подарок, который выдается при разводе или после смерти мужа.

 

порядок совершения бракосочетани (никях)

Перед заключением брака желательно (сунна), собрав присутствующих, прочитать брачную проповедь (хутба ан-никях).

Тот, кто заключает брак, оглашает имена невесты, жениха, их отцов, свидетелей, попечителей (если есть) и свадебный подарок (махр) и его количество.

После этого обращается к невесте: «Именем Аллаха, следуя сунне его Посланника (Бисмиллях ва ‘аля суннати Расулилляхи), такая-то дочь такого-то приняла ли ты в мужья такого-то сына такого-то, приняв такой-то свадебный подарок (махр)».

Невеста должна ответить: «Да. Приняла», повторив это трижды.

После этого тоже самое спрашивается у жениха, и он отвечает так же, как и невеста. Затем за молодых читается мольба-ду‘а.

Форма вопроса и ответа (иджаб ва кабуль) может отличаться, главное, чтобы жених, невеста и свидетели понимали данные вопросы и отвечали в прошедшем времени (например, приняла в мужья, вышла замуж, стала женой и т.д.).

 

РАЗВОД (талак)

 

Развод в Исламе разрешен, но не поощряется. В Священном Коране говорится:

 لاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِنْ طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ

«Нет греха на вас, если вы разведетесь с женами»[10].

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Развод – самое ненавистное перед Аллахом из дозволенного» [11].

Развод в Исламе может совершаться без участия имама и религиозного судьи (кади), но в некоторых особых ситуациях их вмешательство необходимо.

Мужчина имеет больше прав на развод, чем женщина. Однако разрешается передача права на развод женщине во время бракосочетания (никях) или после него, и в этом случае мужчины и женщины имеют равные права на развод.

Окончательный развод имеет три стадии. После первых двух стадий развода брак может быть восстановлен в период ‘идда[12] без нового обряда бракосочетания (никях). После третьей стадии развод считается окончательным.

 

ВИДЫ РАЗВОДА

 

1) «Риджи» – это развод, который дает право восстановить брак в период ‘идда без нового бракосочетания (никях) и без каких-либо условий. Это разрешается после первой и второй стадий развода, а после третьего – запрещается.

2) «Баин» – развод, который прерывает брак, и без нового обряда бракосочетания (никях) бывшие супруги не могут вернуться друг к другу. Этот вид развода действует для первой и второй стадии развода в случае истечения срокаидда;

3) Окончательный развод – этот развод можно дать в результате трех отдельных разводов или сразу, трижды повторив слова «Ты разведена» или сказав «Ты разведена трижды».

Восстановить брак после окончательного развода можно, только если после истечения срока идда после троекратного развода бывшая жена вышла замуж за другого мужчину, имела с ним близость, после чего этот брак был расторгнут (по причине развода или смерти мужа), и завершился новый срок идда. При соблюдении данного условия между бывшими супругами совершается новый обряд бракосочетания (никях) и восстанавливается право троекратного развода.

Мусульманские учёные называют следующие возможные причины развода:

1) ненависть друг к другу;

2) безнравственность одного из супругов;

3) отказ или неспособность мужчины обеспечивать семью;

4) тяжелая болезнь или сумасшествие одного из супругов;

5) чрезмерное совершение грехов одним из супругов;

6) расточительность, скупость, прожорливость, приводящие к ухудшению положения семьи одного из супругов;

7) бесплодие одного из супругов;

6) непонимание друг друга;

7) плохое отношение мужа к жене и жены к мужу;

8) недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни;

9) возникновение препятствий для брака; например: выяснится, что невеста – молочная сестра;

10) измена (прелюбодеяние) одного из супругов. (В случае измены брак не расторгается автоматически).

 

НЕКОТОРЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ПРОРОКА МУХАММАДА, МИР ЕМУ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ АЛЛАХА, О БРАКЕ:

 

«Будьте богобоязненными во взаимоотношениях с женщинами, ибо вы взяли их как доверенное Аллахом (аманат)»[13].                          

«Пусть верующий не гневается на свою верующую супругу, ибо, если ему не нравится какая-либо черта ее характера, понравится другая ее черта»[14].

«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, которые хорошо относятся к своим жёнам»[15].

 

 



[1]    «Ар-Рум», 30/21.

[2]    «Ан-Нур», 24/32.

[3]    Аль-Бухари, «Никах»,1; Муслим, «Никях», 1.

[4]    Аль-Бухари, «Никях», 15; Муслим, «Рада», 53.

[5]    Ибн Маджа, «Никях», 5/1857.      

[6]    Муслим, Рада, 64; Насаи, «Никях», 15; Ибн Маджа, «Никях», 5 .

[7]    Дайлами.

 

[8] «Садака джария» милостыня, за которую человек постоянно получает награду, хотя эта милостыня была оказана лишь однажды. Например, человек выкапывает колодец или скважину, или тем или иным способом помогает осуществлению этого процесса. До тех пор, пока люди продолжают извлекать пользу от воды, он будет продолжать получать награду за снабжение людей водой даже после своей смерти.

[9]    «Ниса», 4/3.

[10] «Аль-Бакара», 2/236.

[11] Абу Дауд, «Талак», 3; Ибн Маджа, «Талак», 1.

[12] ‘Идда - период времени, который необходимо выждать женщине для вступления в новый брак после развода или смерти ее мужа. Для вдов этот период составляет 4 месяца и 10 дней. Разведенным женщинам для нового вступления в брак необходимо выждать время 3-х менструальных циклов. А для женщин, у которых по различным причинам не бывает менструаций, срок идды составляет 3 месяца.

[13]    Абу Дауд, «Манасик», 56; Ибн Маджа, «Манасик», 84.

[14]    Муслим, «Рада», 61; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 329.

[15]    Ат-Тирмизи, «Рада», 11; Ибн Маджа, «Никах», 50.