Человек, чья душа светла...

 

Имя Якуба-хазрата Валиуллина,  имама Звенигородской  мечети, знакомо каждому  горожанину независимо от  вероисповедания. Светлый  человек с бесконечно открытой  и доброй душой, готовый  помочь каждому в любую  минуту, человек недюжинного  ума и способностей, наставник  и старший друг многих  звенигородцев и, наконец, отец  и дед большого счастливого  семейства – всё это Якуб  Фатыхович. Несмотря на то что  5 февраля Якуб Фатыхович отметил 75-летний юбилей, он остаётся таким же, как и  в молодые годы, – бодрым,  подвижным, неунывающим.

 


Само имя Якуб имеет арабское  происхождение, это имя исламского пророка, соответствующего  библейскому пророку Иакову.  Семья мусульман-звенигородцев,  в которой холодным февральским  утром 1939 года родился первенец,  названный Якубом, была глубоко  верующей и трудолюбивой. К началу Великой Отечественной войны  в семье Валиуллиных подрастали  уже трое сыновей – после Якуба на  свет появились Анвар и Амир. Безмятежное счастье семейства было  перечёркнуто чёрной полосой войны: мобилизация отца, эвакуация,  голод  и скитания.

 Как вспоминает  сам Якуб Фатыхович, основные тяготы военных лет, заключавшиеся  в том, как сберечь малых детей,  накормить их и обеспечить малышам хотя бы временную крышу  над головой, легли на плечи его  горячо любимой с детства матери – Зайнаб Сулеймановны, которой  на тот момент было всего 26 лет.   «Нежная, красивая женщина, с  тонкой фигурой и лёгкой походкой,  обаятельная и общительная», — тепло вспоминает мать в автобио-графической повести «Покатилось  сердце моё...»  Якуб Фатыхович.  Зеленовато-голубые глаза, излучающие необыкновенный душевный свет, достались от матери по
наследству детям Валиуллиных. И её доброе сердце – тоже…

После войны отец вернулся домой, семья воссоединилась и снова пополнилась ещё двумя братьями – Шамилем и Тагиром. Чуть позже на  свет появилась общая любимица, сестричка Зухра.


Здесь, в Звенигороде, Якуб пошёл в первый класс.  Отучившись семь лет, устроился на работу в артель «Звенигородский  мединструмент». Трудился слесарем и одновременно доучивался в вечерней школе. Получив аттестат  зрелости, поступил в кулинарный техникум в Кунцеве.

Как вспоминает Якуб Фатыхович, учился он  всегда хорошо, получая отличные  оценки: «Общался с преподавателями, искренне любящими своё дело, узнавал от них тонкости кулинарного мастерства… До сих пор умею искусно готовить овощи и фрукты в виде цветов». Тогда же  молодой человек пристрастился к  спорту, к хоккею.

В 1960 году был  призван в армию. «Там, в казахстанской пустыне, у меня пробудился  интерес к медицине», — вспоминает Якуб хазрат.  Вернувшись из армии, Якуб продолжил получать образование – теперь в Московском медицинском стоматологическом институте. После работал во врачебно-санитарной части  Московской железной дороги,  был переведён в Главное врачебно-санитарное управление Министерства путей сообщения. После развала Советского Союза и до выхода на пенсию местом работы Якуба Фатыховича становится страховая компания РОСНО…


Несомненно, большой жизненный  путь. Огромный жизненный опыт.
Но Якуб Фатыхович особо отмечает  один год – 1994-й. «Новый рубеж в моей судьбе», — говорит он.  Новый рубеж, когда юность закончилась, когда лучшие годы,  казалось бы, позади?
Якуб Фатыхович видел, что окончание советского режима освободило загнанные в подполье религиозные мировоззрения. Христианство и ислам могли служить народу с полной отдачей, не скрываясь. Как истинный мусульманин, Якуб Фатыхович во все дни своей жизни свято хранил в сердце веру своих отцов и дедов. И когда во всей стране начали открываться и действовать мечети,  возникать исламские объединения,  Якуб Фатыхович понял, что именно было самым важным делом его  жизни. И он становится вдохновителем создания Звенигородской мусульманской общины «Умма  исламия». А главное – окончил примечети имени 1000-летия принятия  ислама г. Казани курсы по подготовке имам-хатыбов. Отныне к имени Якуба Фатыховича присоединяется  уважительное обращение «хазрат»— как к лицу с высоким религиозным статусом…


Почёт? Всеобщее уважение?  Деньги? Нет, всё это не нужно. Якуб-хазрат, становясь главой общины  «Умма исламия», хотел сплотить  мусульман Звенигорода, не дать им позабыть о своих корнях, о своей  религии. На земле Звенигорода, где  так много православных храмов,  должна быть и мечеть, куда можно  прийти, помолиться, побеседовать  с имамом, получить совет, поддержку, утешение. На тот момент  Якуб-хазрат уже являлся одним из самых активных старожилов города. И он добивается разрешения на  строительство мечети на Верхнем Посаде. Строительство начинается  в 2000 году. В 2004 году состоялось  торжественное открытие мечети, на котором присутствовали глава  городской администрации Леонид  Ставицкий, Верховный муфтий  Равиль Гайнутдин и, конечно же,  все мусульмане Звенигорода и  окрестностей.
Якуб-хазрат становится имамом  Звенигородской мечети. Вот оно — самое важное дело, ради которого и был пройден нелёгкий жизненный  путь…
Построить храм – дело благое, святое в любой религии. Но  никогда вера не будет крепкой и по-настоящему светлой, если не  станет подтверждаться добрыми  делами.

Якуб-хазрат на протяжении  многих лет вместе с сестрой Зухрой  Фатыховной ведёт активную работу по поддержке звенигородских инвалидов и нуждающихся. Важно, что здесь не играют роли вероисповедание и возраст: каждый человек  дорог Якубу-хазрату как родной.


Звенигородская мечеть. Кирпичная остроконечная башенка,  увенчанная полумесяцем, видна  издали. Весной мечеть окружает  белое кружево цветущих деревьев,  посаженных по инициативе имама,  поздним летом она утопает в ароматах созревших яблок и груш – плоды  безвозмездно раздаются членам  общины, а то и идут на угощение  нуждающихся.

 Всё больше и больше народу приходит сюда на молитву.   Благодаря неусыпному попечению  Якуба-хазрата на территории мечети появились лавка с халяльной продукцией и несколько технических сооружений, в том числе и специальное помещение для ритуального обряжения усопшего. Действует и воскресная школа,  которую могут посещать люди,  исповедующие ислам, – начиная  с младшего школьного возраста  и заканчивая глубоко пожилыми  летами. Примечательно, что в  программу воскресной школы  входят экскурсии по городу и  его окрестностям с посещением  православных храмов. Люди,  независимо от их веры, должны  быть дружны, как братья, считает  Якуб-хазрат.


В конце прошлого года в свет  вышла книга Якуба Валиуллина  под названием «Татарские страницы истории Звенигородского края» — научное исследование автора истории жизни татар на Звенигородской земле. «Книга  будет интересна всем, кто уважает и хочет знать глубже историю  родного края, кто чтит биографию  своих предков», —говорится в аннотации к этому замечательному  произведению, написанному простым и доступным языком. Якуб-хазрат посвятил эту книгу своей  матери Зайнаб, словно благодаря  её за то, что она подарила жизнь ему – человеку, возродившему в  Звенигороде родную религию, дав  ему возможность на протяжении
многих лет творить добрые дела.


Зоя САДОВСКАЯ

газета "Звенигородские Ведомости" от 8 февраля 2014 года