Умение размышлять и анализировать – это милость Аллаха!
Дорогие братья и сестры! Уважаемые единоверцы!
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху!
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
Всевышний даровал человеку величайшую Свою милость – ум. Если люди не могли бы размышлять и думать, то чем бы они отличались от животных? Благодаря наличию разума, мы можем различать все хорошее от плохого и познавать основы Ислама.
В Священном Коране по этому поводу сказано:
«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» (Сура «Перенес Ночью», аят 70).
В одном аяте наш Создатель указывает на достоинство тех, кто размышляет:
«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом» (Сура «Семейство Имрана», аят 190).
Имам Ибн Касир (да помилует его Аллах!) комментируя данный аят подчеркнул, что «обладатели разума» в состоянии размышлять используя всю полноту мудрости и ума, они не похожи на тех, о которых Аллах сообщил:
«Как же много на небесах и на земле знамений, мимо которых они проходят и отворачиваются. Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (Сура «Юсуф», аяты 105-106).
Ислам учит думать. Возьмем к примеру такой предмет как «Фикх» - «Исламскую юриспруденцию», он содержит в себе сотни разделов и сотни тысяч вопросов. С изречениями пророка Мухаммада (алейхиссалям) то же самое, классификация достоверных и ложных аргументов требует огромных познаний и умственных способностей.
Нежелание размышлять над мирозданием, отказ от анализа – возбраняемое качество. В аяте говорится:
«Воистину, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются глухие и немые, которые не способны понимать» (Сура «Добыча», аят 22).
Неспособность или же нежелание думать порой становится причиной отклонения от прямого пути. Еще страшнее, как показывает опыт, человек отказываясь размышлять, зачастую встает на путь крайностей и фанатизма. Он слышит только себя и избегает других. Ему кажется, что прав только он, а остальные заблудшие. Как известно, руководители различных сект не разрешают своим адептам общаться с грамотными представителями традиционных конфессий. Недавно мне позвонил мужчина и рассказал о своих проблемах в семье. Его дочь работала в одной фирме с напарницей бухгалтером, последняя оказалась членом секты «Свидетелей Иеговы». В течение двух лет девушке «промывали» мозги, в итоге она «ушла» в секту. Вот он и попросил меня помочь ему. Отец стал уговаривать дочь поговорить со мной, она всяческий отказывалась. Потом она проговорилась, оказалось, что «святые отцы» запретили ей разговаривать с имамом.
Ислам остерегает от субъективного, узкого мышления, ибо это чревато заблуждением:
«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» (Сура «Преграды», аят 179).
Больше всего удивляют те братья, которые призывают слепо следовать за призывами некоторых шейхов и выступают против анализа ряда религиозных вопросов. Они советуют не читать книги улемов противоречащих их концепции.
В Священном Коране 49 раз в той или иной форме приводятся производные от глагола «размышлять»!
Что касается ума, то его люди используют как в дозволенных, так и в запретных делах, позвольте, более подробно объяснить эту тему.
Исходя из аятов Корана и хадисов можно предположить, что человеческий разум может быть использован в разных целях:
1. Для заблуждения
«Беззаконники потакают своим желаниям безо всякого знания» (Сура «Румы», аят 29).
Сюда можно отнести руководителей сект и опасных религиозных течений. Вся их идеология рассчитана для неграмотных, в основном наивных и молодых. Ими подмениваются понятия, используются трюки из психологии.
2. Для усиления в сознании людей сомнений и противоречий
Во время знакомства с «новичком» сектанты используют именно этот метод. Если вы признаетесь и скажите им, что вы мусульманин, то они радостно вам ответят: «Мы тоже раньше были мусульманами!».
Атеисты и сторонники эволюции работают примерно так же. Они используя противоречивые и недоказанные факты «выбивают» из людей религиозность. Например, все со школьной скамьи учили теорию Дарвина, - теория, - это всего лишь предположение, но современный научный мир выдает его за единственную правду! Всевышний Аллах о них сказал:
«У них нет об этом никакого знания. Они следуют лишь за предположением» (Сура «Звезда», аят 28).
Ум человека, его разум должны использоваться только в благих делах. Сегодня люди больше размышляют о мирских проблемах и многих не интересуют религиозные вопросы. Так поступали некоторые представители человечества ранее. Они не хотели думать об Ахирате, не задумывались о своей судьбе после смерти, за такое безразличное поведение они попали в Ад:
«Они скажут: "Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени"» (Сура «Власть», аят 10).
Однажды Абдуллаха ибн аль-Мубарака спросили:
«Какое из дарованных человеку благ самое лучшее?» Он ответил: «Природный ум». Тот спросил: «А если его нет?» Он ответил: «Хорошее поведение». Тот спросил: «А если и его нет?» Он сказал: «Сострадательный брат, у которого можно спросить совет». Тот спросил: «А если и его нет?» Он сказал: «Умение хранить молчание». Тот спросил: «А если и этого нет?» Он ответил: «Тогда лучше раньше умереть».
Тот, кто обладает здравым умом, может правильно расставлять жизненные приоритеты. В некоторых мусульманских вузах стали изучать новый предмет «Фикх аль-Авлавият», т.е. науку о приоритетах. Что для нас важнее всего в разных ситуациях? – вот в чем смысл науки.
Имам ибн Касир приводит удивительную историю об имаме Абдулахе ибн аль-Мубараке. Абдуллах вместе с учениками отправился в Хадж и проходя мимо одного города остановился чтобы передохнуть. Раньше не было машин и поездов, все передвигались пешком, либо верхом на животных. Путь занимал долгое время, все быстро уставали. И вдруг взгляд Абдуллаха упал на мертвую птицу, которая лежала около их каравана, он велел выбросить ее на свалку. Через некоторое время к свалке подошла девочка, она взяла эту мертвую птицу и поспешила домой. Абдуллах ибн аль-Мубарак был сильно насторожен и удивлен ее поступком. Он встал и пошел вслед за ней, вскоре она зашла в один из домов. Абдуллах постучался в дверь и на пороге снова появилась та девочка. Имам спросил ее о мертвой птице, объяснил ей, что мертвечину в Исламе есть нельзя. Выслушав его, она рассказала о бедственном положении дел. Девочка жила с матерью, у них не было еды и денег, они были вынуждены питаться из свалки. Кормильца, ее отца не было в живых. Выслушав все это, ибн Абдуллах расплакался. Он вернулся к месту привала и велел вернуть поклажи и провизию, приготовленную для Хаджа. Почти все деньги накопленные на Паломничество Ибн аль-Мубарак отдал голодающей семье. Управляющему каравана он повелел: «Оставь нам двадцать динаров, которые нам достаточны для возвращения, а оставшиеся отдай этой женщине. Клянусь Аллахом, она доставила мне страдание своим горем, это лучше пред Аллахом, чем наш Хадж в этом году».
Абдуллах ибн аль-Мубарак поступил именно так, потому что руководствовался мудростью и разумом. Да, он мог бы совершить Хадж, но в таком случае девочка и ее мать умерли бы от голода. Хадж является важной обязанностью, но в ситуации Ибн аль-Мубарака, сохранение жизни человека было намного важнее, чем совершение пятого столпа Ислама.
Думаю, эта история пойдет всем на пользу. Мы убедились, в том, что правильно расставленные приоритеты и здравый ум может спасти жизни людей.
В конце я воздаю всю хвалу Всевышнему Аллаху и прошу Его даровать всем нам ясный ум, сильную веру и спокойствие в сердцах!
Имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир-хазрат Беюсов