Проповедь о самом удивительном путешествии в мире



    

    Дорогие мои братья и сестры! Верующие!

    Поистине Всевышний избрал мусульманскую Умму и наделил ее неисчислимыми благами. Он направил нам последнего Своего Посланника Мухаммада (алейхиссалям) и сделал нашу общину самой лучшей:

    «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (Сура «Семейство Имрана, аят 164»).



    Пророк (алейхиссалям) был человеком как и мы, он как и мы дышал воздухом,  ходил по земле, вкушал пищу и воспитывал детей. Но Господь удостоил его лучшими качествами и явил ему множество чудес.

    Сегодня я инша Аллах, расскажу вам о самом великом путешествии пророка (алейхиссалям) из Мекки в мечеть аль-Акса и оттуда на небеса. Это событие отражено в Священном Коране, так 17 сура носит название «аль-Исра» - «Перенес Ночью», в ее первом аяте Создатель говорит:

    «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он - Слышащий, Видящий» (Сура «Перенес Ночью», аят 1).

    До и после него никто из людей не совершал ничего подобного. Ни одна современная высокотехнологическая ракета не способна переместить человека в пространстве столь быстро и безопасно.

    Наверняка, все вглядывались в красивое ночное небо. Творец создал помимо людей, обитающих на планете Земля, помимо ангелов и джинов миллиарды звезд. Эти светила находятся от нас на огромном расстоянии, свет с самой ближайшей звезды «Проксима Центавра» доходит до нас за 4 года, а скорость света равна 300 тысячам километрам в секунду! Вселенная огромна, в Священном Коране сказано, что она состоит из семи небес:

    «Он — Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно обо всякой вещи» (Сура «Корова», аят 29).

    Некоторые современные мусульманские ученые толкуя этот аят утверждают, что мол тут идет речь о семи слоях земной атмосферы, но их доводы основываются всего лишь на предположениях.

    Да, ученые при помощи мощных телескопов смогли открыть новые галактики и миры, к сожалению, всему есть предел, возникли вопросы по поводу края вселенной. Человек слабое существо, наш мозг не в состоянии полностью осмыслить и понять все величие Аллаха. Если Он пожелает, то возможно в будущем будут новые открытия:

    О сонм джиннов и людей! Если вы можете проникнуть за пределы небес и земли, то проникните. Но вы не проникните, не обладая властью (или ясным доводом)! (Сура «Милосердный», аят 33).

    Пророк Мухаммад (алейхиссалям) был послан в 6 веке, тогда люди пребывали в глубоком невежестве. Арабы и бедуины не умели читать и писать, их не интересовали научные вопросы. Благословенный Посланник (алейхиссалям) отказался лицом к лицу с агрессивным язычеством, племенными предрассудками, в течении всей миссии он работал над исправлением сердец. Заблудшее общество нуждалось не в науке, а в «прямой дороге». Будет ли счастливы люди в высоко технологическом, но безнравственном мире? Нет, дорогие телефоны и компьютеры не в состоянии исправить душу человека, здесь нужен учитель, наставник. Пророк (алейхиссалям) как раз и выполнял функцию предводителя и увещевателя, о чем сказано в Священном Коране:

    «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (Сура «Покаяние», аят 128).

    Когда малограмотные люди спрашивали пророка (алейхиссалями) о небесах и звездах, то он отвечал им доступным для их интеллекта языком. Попробуйте объяснить аборигену Полинезии, что такое скорость света или  гравитация, он не поймет и скорее всего объявит вас сумасшедшим. Как я говорил ранее, в Коране несколько раз говорится о сложном строении небесного свода, пророк (алейхиссалям) доходчиво разъяснял сподвижникам аяты:

    Аль-Аббас ибн Абдуль-Мутталиб рассказывал:

    “Однажды посланник Аллаха (алейхиссалям) сказал нам: «Знаете ли вы, каково расстояние между небом и землей?» Мы ответили: “Аллах и Его посланник знают лучше”. Пророк (алейхиссалям) сказал: «Между ними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего – также пятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсот лет. Между седьмым небом и Троном море, расстояние от дна до поверхности которого такое же, как между небом и землей. Всевышний Аллах же находится над этим, и ничто не скрыто от Него из деяний сынов Адама!»” (Ахмад).

    Пятьсот лет, пусть даже световых, в масштабах Вселенной ничтожная цифра. Мы не знаем, что он конкретно имел виду под 500 годами. Год может быть разным. Например, один год на Юпитере равен почти 12 земным годам! Чему равен год в Раю или на седьмом небе, знает только один Всевышний.

    Один мужчина спросил святого пророка о дате Конца света, тогда он (алейхиссалям) ответил ему кратко и ясно, - обозначил период существования человечества тремя пальцами:

    «Между моим приходом и Концом света такая же разница, как между этими двумя! (указательным и средним пальцами)».

    Поэтому отвечая критикам Ислама можно смело сказать о недопустимости буквализма в подобных вопросах.

    Думаю теперь, после того как мы разобрали важные вопросы, можно продолжить наш разговор о чудесном путешествии пророка (алейхиссалям).

    Накануне предстоящих грандиозных событий пророк (алейхиссалям) и его сахабы (да будет доволен ими Аллах) находились в затруднительном положении. Мекканские язычники выселили их за пределы города, с ними не разговаривали, более того, по отношению к первым мусульманам применили экономическую и социальную блокаду. Им запрещали торговать и зарабатывать на жизнь, люди гибли от голода.

    Умер Абу Талиб, - родной дядя пророка (алейхиссалям). Он на протяжении многих лет защищал, опекал и заботился о сыне родного брата Абдуллы. Представьте следующую картину:

    Верующие выгнаны из своих домов, они вынуждены спать под открытым небом. Язычники постоянно преследуют и притесняют их. Абу Талиб сильно переживает за пророка (алейхиссалям), т.к. неверующие хотят избавится от него любым способом. Ранее они приходили к нему и предлагали огромные деньги за Мухаммеда (алейхиссалям), убеждали обменять его на родовитого и славного юношу из другого племени. Абу Талиб, будучи стариком, знал их коварство, поэтому сильно волновался за жизнь пророка (алейхиссалям). Чтобы запутать возможных убийц, он подходил к нему ночью, тихонько будил и просил поменяться местами.

    Умерла первая супруга пророка Хадиджа (да будет доволен ею Аллах). Эта мудрая женщина во всем помогала и поддерживала его (алейхиссалям).

    Как мы поняли, Посланник Аллаха (алейхиссалям) находясь в блокаде потерял самых близких ему людей, поэтому тот трудный год носит название «Год печали».

    Всевышний никогда не оставляет богобоязненных людей в трудном положении. И вот в то самое ужасное время, ночью, Господь направил к Своему пророку ангела Джабраиля (мир ему), который принес добрую весть о предстоящей встрече со всеми посланниками и пророками (мир им) в Иерусалиме. Мухаммад (алейхиссалям) жил в среднем веке, тогда не было самолетов, чтобы добраться из Мекки до мечети аль-Акса (Палестина) путешественники тратили месяц. Джабраиль (мир ему) привел с собой ранее невиданное существо «Бурака», которое должно было доставить пророка (алейхиссалям) до нужного места. В достоверном хадисе говорится:

    «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ко мне привели Бурака – длинное белое животное, ростом выше осла, но ниже мула. Он клал свои копыта настолько далеко, насколько хватало глаз. Я сел на него верхом и добрался до священной земли. Там я привязал его к кольцу, к которому привязывали и другие пророки. Затем я вошел в мечеть и совершил там намаз из двух ракатов. Когда же я вышел оттуда, ко мне подошел Джабраиль. Он поднес ко мне два сосуда с вином и молоком, и я выбрал молоко. Тогда Джабраиль сказал: «Ты выбрал то, что
    соответствует природе человека» (Муслим).

    Мухаммад (алейхиссалям) удостоился огромной милости Всевышнего; он в мечети аль-Акса стал имамом для всех ранее живших на земле пророков и они вместе совершили намаз.

    После молитвы, ангел Джабраиль и пророк (алейхиссалям) отправились на небеса, вот отрывок из хадиса:

    «Когда мы достигли ближайшего неба, нас спросили: «Кто это?». Он ответил: «Это – Джабраиль». Его спросили: «А кто с тобой?». Он ответил: «Мухаммад (алейхиссалям)». Его спросили: «Его вызывали?». Он ответил: «Да». Тогда они сказали: «Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!». Так я дошел до Адама и поприветствовал его. Он ответил: «Добро пожаловать, о потомок и пророк!». Когда мы добрались до второго неба, нас спросили: «Кто это?». Джабраиль ответил: «Это – Джабраиль». Тогда его спросили: «А кто с тобой?». Он ответил: «Мухаммад (алейхиссалям)». Его спросили: «Его вызывали?». Он ответил: «Да». Тогда они сказали: «Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!». Так я дошел до Исы с Йахьей и поприветствовал их. Они ответили: «Добро пожаловать, о брат и пророк!». Затем мы добрались до третьего неба, и нас спросили: «Кто это?». Джабраиль ответил: «Это – Джабраиль». Его спросили: «А кто с тобой?». Он ответил: «Мухаммад (алейхиссалям)». Его спросили: «Его вызывали?». Он ответил: «Да». Тогда они сказали: «Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!». Так я дошел до Йусуфа и поприветствовал его. Он ответил: «Добро пожаловать, о брат и пророк!». Затем мы добрались до четвертого неба, и нас спросили: «Кто это?». Джабраиль ответил: «Это – Джабраиль». Его спросили: «А кто с тобой?» Он ответил: «Мухаммад (алейхиссалям)». Его спросили: «Его вызывали?» Он ответил: «Да». Тогда они сказали: «Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!». Так я дошел до Идриса и поприветствовал его. Он ответил: «Добро пожаловать, о брат и пророк!». Затем мы добрались до пятого неба, и нас спросили: «Кто это?». Джабраиль ответил: «Это – Джабраиль». Его спросили: «А кто с тобой?». Он ответил: «Мухаммад (алейхиссалям)». Его спросили: «Его вызывали?». Он ответил: «Да». Тогда они сказали: «Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!». Так мы дошли до Харуна, и я поприветствовал его. Он ответил: «Добро пожаловать, о брат и пророк!». Затем мы добрались до шестого неба, и нас спросили: «Кто это?». Джабраиль ответил: «Это – Джабраиль». Тогда его спросили: «А кто с тобой?». Он ответил: «Мухаммад (алейхиссалям)». Его спросили: «Его вызывали?». Он ответил: «Да». Тогда они сказали: «Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!». Так я дошел до Мусы и поприветствовал его. Он ответил: «Добро пожаловать, о брат и пророк!». Когда же я миновал его, он заплакал. Его спросили: «Почему ты плачешь?». Он ответил: «Господи! У этого юноши, который отправлен после меня, будет больше последователей, которые войдут в Рай, чем у меня». Затем мы добрались до седьмого неба, и нас спросили: «Кто это?». Джабраиль ответил: «Это – Джабраиль». Его спросили: «А кто с тобой?» Он ответил: «Мухаммад (алейхиссалям)». Его спросили: «Его вызывали?». Он ответил: «Да». Тогда они сказали: «Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!». Затем я дошел до Ибрахима и поприветствовал его. Он ответил: «Добро пожаловать, о сын и пророк!». Затем мне показали Дом заполненный. Когда я спросил о нем у Джабраиль, он ответил: «Это – Дом заполненный». Ежедневно в нем молятся семьдесят тысяч ангелов, а затем они выходят и никогда больше не возвращаются сюда». Потом мне показали Лотус крайнего предела. Его плоды похожи на хаджарские глиняные кувшины, а листья подобны слоновым ушам. У основания этого дерева текут четыре реки, две из которых видимые, а две – скрытые. Когда я спросил о них Джабраиля, он ответил: «Скрытые реки текут из Рая, а видимые реки – это Нил и Евфрат». Затем мне было велено совершать пятьдесят намазов. Затем я отправился назад и дошел до Мусы. Он спросил меня: «Что там произошло?». Я ответил: «Мне было велено совершать пятьдесят намазов». Он сказал: «Я знаю людей лучше тебя, потому что я прошел тяжелый путь, пока привел сынов Исраила к повиновению. Твои последователи не справятся с этим. Вернись к Господу своему и умоли Его». Я вернулся и обратился с мольбой к Аллаху. Он сократил число обязательных намазов до сорока. Затем произошло то же самое, и тогда Аллах сократил число обязательных намазов до тридцати, затем – до двадцати, затем – до десяти. Затем я вновь дошел до Мусы, и он в очередной раз повторил мне свои слова. Тогда Аллах сократил число обязательных намазов до пяти. Когда я вновь встретился с Мусой, он спросил меня: «Что там произошло?». Я ответил: «Он сократил их до пяти». Муса попытался вернуть меня, но я сказал: «Я уже покорился Его воле». Тут раздался глас: «Я ниспослал предписание и облегчил бремя Своих рабов. Но за каждое благодеяние Я буду вознаграждать их в десятикратном размере» (аль-Бухари).

    Из хадиса мы поняли, что во время Миграджа Господь вменил верующим совершать пятикратные намазы. Хадис указывает на милосердие Аллаха по отношению к нам, Он никогда не возлагает на людей невыполнимые и трудные вещи.

    Утром, после путешествия и возвращения на землю, пророк (алейхиссалям) обо всем поведал людям. Представьте состояние пророка (алейхиссалям), которому показали благоуханный Рай и кипящий Ад. Ему поверили не все, те кто сомневался, Аллах усилил их сомнения, а те кто уверовал, то Господь добавил в их сердца веру. Абу Джахль с издевкой спросил пророка (алейхиссалям): «О Мухаммад, если ты действительно был в пречистом Доме (Иерусалим), то опиши нам его!». Ранее пророк (алейхиссалям) никогда не видел этот город. После того как он описал город Абу Джахль произнес: «Описание правдивое, но тот кто описывает – лжец!». В Коране Всевышний говорит:

    «Мы знаем, что тебя печалит то, что они говорят. Они не считают лжецом тебя - беззаконники отрицают знамения Аллаха!» (Сура «Скот», аят 33).

    Абу Джахл и толпа людей подошла к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) и каждый раз, когда они приводили отрывки из ночного путешествия пророка (алейхиссалям) он отвечал им: «Он (пророк Мухаммад) рассказал правду». Абу Джахл спросил его: «О Абу Бакр, неужели ты веришь словам своего товарища, который твердит, что в течении одной ночи успел побывать в Иерусалиме и вернуться обратно? Мы же туда добираемся месяц и обратно возвращаемся в течение месяца!». Абу Бакр посмотрел на него и сказал: «Я верю тому, что ему (пророку) ниспосылается с неба (имел виду Коран) и неужели я не смогу поверить его словам по поводу пречистого Дома?». После этого случая Абу Бакра прозвали «ас-Ситдик», т.е. верящий или подтверждающий истину.

    Мы увидели разницу между аль-Миграджем и аль-Исра.

    Аль-Исра (Перенос Ночью) – это перемещение пророка нашего пророка (алейхиссалям) из Мекки в Иерусалим, а Миградж – вознесение пророка (алейхиссалям) на небеса.

    В каком году произошло это чудесное путешествие? Имам Куртубий ответил, что по этому вопросу имеется расхождение и привел пять мнений, одно из которых склоняется в пользу месяца Раджаба.

    Многие полагают, что пророк (алейхиссалям) совершил путешествие не телом, а своей душой (во сне). Большинство авторитетных улемов критикуют такое мнение и выступают за то, что путешествие было совершено душой и телом (рух ва джасад) и в качестве доказательства приводят аргументы:

    1. Если бы путешествие было совершено только душой, не было бы надобности в «Бураке». Бурак – это животное, на которое нужно залезать всем телом.

    2. Слова Всевышнего «перенес ночью Своего раба» свидетельствуют о путешествии телом. В Коране не сказано «перенес душу Своего раба».

    3. В случае, если путешествие было только душой, язычники не выступили бы с такой резкой критикой в адрес пророка (алейхиссалям).

    4. Господь способен сделать любую вещь, даже если нам это кажется невозможным: «Господь твой – Всемогущий» (Сура «Различение», аят 54).

    История о Миградже и аль-Исра дает нам множество поучительных уроков:

    - Путешествие началось с Мекки, тем самым Всевышний указывает роль этого святого места и его значимость для Уммы. Именно там была возведена первая мечеть «Байту аль-Харам» на земле: «Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров» (Сура «Семейство Имрана», аят 96).

    - Господь указал на значимость мечети аль-Акса. Мусульманские лидеры обязаны содержать ее.

    - Все пророки и посланники (мир им) встретились и вместе совершили коллективный намаз словно братья. Это говорит об их единстве, у них одна религия, каждый из них искренне призывал свой народ к единобожию: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: "Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!"» (Сура «Пророки», аят 25).

    - Последний пророк Мухаммад (алейхиссалям) занимает особое положение среди всех посланников (мир им), ибо именно ему было поручено возглавить намаз.

    - Намаз имеет огромное значение для всех мусульман. Он стал обязательным во время Миграджа, что подчеркивает его статус и роль. Каждый намаз – это связь между Аллахом и верующим.

    В конце молю Всевышнего, чтобы Он вел нас по прямому пути и наградил Аджром!

    Имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир-хазрат Беюсов

http://munir-hazrat.livejournal.com/