Пятничная проповедь. Как мусульманин должен вести себя в мечети
О мусульмане, мечети являются домами Аллаха на земле, и Аллах сделал их источниками света для мусульман, а так же местом, где собираются множество ангелов и доносят верующим радостную весть о милости и благе Всевышнего, весть, несущую успокоение сердцам мусульман. Как сказал Пророк (сас):
«Вас посещают различные ангелы. Некоторые из них посещают вас во время фаджра, некоторые во время намаза Аср. И Аллах спрашивает у них по возвращении (а Он Всезнающ) – в каком состоянии вы застали моих рабов? И они отвечают: «Мы застали их молящимися когда пришли, и они молились когда мы покидали их».
Аллах возвеличил мечети и сделал их лучшими местами на земле, и самое любимое место для Аллаха на земле – мечети. И тот, кто посетил мечеть, тот находится в гостях у Аллаха. Пророк (сас) сказал: «Кто сделал омовение дома, затем пришел в мечеть, тот считается гостем Аллаха, и Аллах является лучшим из гостеприимнейших».
Так же, Абу Аль-Дардаа рассказал сыну: «О сын мой, сделай мечеть для себя домом, (и он имел ввиду посещение мечети так часто как возможно), потому что мечеть является домом для истинно уверовавших, тех, которые убоялись Аллаха, и я слышал как Посланник Аллаха сказал: «Всякого, кто сделал мечеть для себя домом, Аллах одарит своей милостью и своим прощением, и проведет его через мост Сират в Рай.
О мусульмане, мечети играют важнейшую роль в становлении общества верующих, и мечети обеспечивают распространение знаний, и именно поэтому, первым делом Пророка (сас), когда он прибыл в Медину, было постройкой мечети.
Ислам призывает мусульман заботиться о мечетях, и обещает большую награду от Аллаха, Свят он и Велик.
Как сказано в Коране:
«Должны ходить в мечети только те, которые уверовали в Аллаха Единого, в День Воскресения и воздаяния, благочестиво совершают молитву, дают из своего имущества очистительную милостыню (закат). Они боятся только Аллаха. Может быть, они будут у Аллаха на прямом пути веры!»
Мать правоверных Аиша(р.а.) сказала: Кто построил мечеть и не искал славы среди людей, и его намерением было угодить Аллаху, то Аллах построит тому замок в Раю.
Слово «построил» в данном хадисе имеет несколько значений, как например – тратить деньги на постройку мечети, на ремонт мечети, на поддержание мечети в надлежащем состоянии, содержать в чистоте, и Аллах награждает заботящихся о его домах на земле большими наградами в вечной жизни.
В жизнеописании Пророка (сас) упоминается случай старой женщины, которая имела обыкновение убираться и чистить мечеть, и делала она это сама по себе, поскольку хотела совершить богоугодное дело, и все, что было в ее возможностях, так это посещать ежедневно мечеть и чистить и прибираться в ней. И никто не просил ее делать это, и никто не нанимал ее специально на эту должность, И делала она это лишь ради Аллаха, в надежде на спасение и награду от Него. И в один день она не пришла в мечеть. И Пророк (сас) спросил у сподвижников: "Где она?" Ему ответили, что она умерла вчера вечером и что ее уже похоронили. На что Посланник Аллаха ответил: "Почему же вы меня не разбудили, чтобы я мог прочитать джаназу за нее?" И потом он попросил их отвести его на ее могилу, и он там прчитал за нее джаназу. Эта женщина, не будучи из знатного рода или знаменитой, удостоилась чести быть упомянутой в жизнеописании Пророка(сас), потому что она преподала нам всем урок своей богобоязненностью.
О мусульмане, у мечети особый статус, и ей присущ свой свод хороших манер, которые должен соблюдать каждый мусульманин, если он надеется заслужить награду от Всевышнего. И из этих правил то, что мусульманин перед входом в мечеть должен убедиться что его одежды соответствуют требованиям – чисты, аккуратны и прикрывают необходимое. Так же убедиться что и сам человек находится в чистоте, соответствует требования личной гигиены и от него не пахнет табаком или прочими неприятными запахами. Использовать благовония и поддерживать чистоту всего тела. Ведь плохой запах является источником неудобств для других мусульман и для ангелов. Аллах говорит в Коране:
«О сыны Адама! Одевайтесь прилично и ведите себя вежливо и богобоязненно в любом месте, где вы поклоняетесь и молитесь. Наслаждайтесь пищей и питьем, разрешенным Аллахом, но не излишествуйте. Не ешьте и не пейте запрещенного Аллахом. Ведь он не любит излишествующих и неумеренных».
И Пророк(сас) сказал: "Если кто из вас соберется совершить молитву, пусть оденется в обе одежды. Потому что вы стоите пред Аллахом." (Под двумя одеждами подразумевается два куска материи, которой обвязывались – одну для верхней части, другую для нижней части.)
Не разрешается заходить в мечеть, если от человека или его одежды пахнет плохо. Пророк (сас) сказал: "Кто из вас если кушал лук или чеснок, то пусть держится подальше от мечети, потому что ангелы не любят плохого запаха и покидают это место."
Так что вы думаете, о братья, по поводу курящих около мечети, или даже, когда на улице холодно, курящих в подъезде мечети, доставляя тем самым неудобства как прихожанам мечети, так и нашим соседям? Пожалуйста, будьте бдительны и избегайте подобных привычек! Да вознаградит вас Аллах за ваши старания.
Так же, из этики нахождения в мечети, это заходить в мечеть спокойно, с почтением, даже если молитва уже началась, дабы не отвлекать молящихся своим шумом и спешкой. Пророк (сас) сказал:
"Если вы услышали икаму, то подойдите не создавая шума, присоединитесь к жамаа, и прочитайте то к чему присоединились, и дочитайте то, что пропустили из своей молитвы."
Когда мы слышым азан, мы должны сесть лицом к кибле, прекратить разговоры, делать дуа или зикр, в ожидании момента когда имам встанет на молитву. Не желательно между азаном и икамой кушать и пить. Когда же имам занимает свое место и просит произнести икаму, то услышав ее, верующим полагается встать на молитву. При этом, икама не должна произноситься пока имам не занял свое место или еще не готов, и пока имам не дал знак на произнесение икамы. Если у мечети есть установленный муаззин, то это ему полагается совершать азан и икаму. И никто не должен читать азан вместо него без его разрешения. А что касается икамы, то тот человек, которого выбирает имам, читает икаму.
Так же, если у мечети есть постоянный имам и он присутствует в мечети, никто не ведет молитву кроме него, кроме как по его разрешению. Наш Пророк (сас), учил нас совершать зикр после молитвы, и мы должны всеми силами стараться соблюдать это правило. Но если по какм-то причинам мусульманин не может читать зикр, то по крайней мере, он не должен мешать делать это другим мусульманам, громко разговаривая сразу после молитвы. Так же, если кто-то желает что-то объявить в мечети или повесить объявление, то не должен делать такое самовольно, не спросив имама или того, кто его замещает.
И напоследок, хотелось бы напомнить, что мечеть – это дом Аллаха, и всем нам следует вести себя в нем подобающе, и тот, кто хочет сделать замечание брату или наставление, то должен сделать это сдержанно, не оскорбляя его достоинства и не обижая, обращаясь с братом так же, как мы хотели бы чтобы обращались с нами. Что же касается женщин в мечети, то не желательно им разговаривать громко, и если кто из братьев слышит их разговор, то не следует ему вмешиваться в него. И всем нам надо понимать, что размеры нашей мечети небольшие, и голос говорящего громко может беспокоить других, и в таком случае стоит мягко указать говорящим громко об их ошибке, как это делал наш Пророк (сас).
Мы надеемся, что все мы станем образцовыми в поведении в мечети, и да простит нам Аллах наши прошлые грехи, и сделает наш слух внемлющим истине, а сердца наши принимающим ее. Аминь.