Достоинство Хаджа и десяти дней месяца Зуль-Хиджы
Дорогие братья и сестры в Исламе! Соотечественники!
Эту проповедь, инша Аллах, я посвящу очень важной теме, сегодня мы поговорим о достоинствах Хаджа и десяти дней месяца Зуль-Хиджы.
По милости Всевышнего, тысячи наших единоверцев отправились из России в Мекку, с надеждой выполнить пятый столп Ислама и получить великое прощение Господа. Одно слово «Хадж» - для каждого мусульманина является особенным и святым. Дни, проведенные в Хадже мы считаем самыми лучшими в своей жизни! Мы радуемся за тех, кто отправился туда, просим их чтобы они делали за нас «дуа». После возвращения паломников из Мекки, их встречают как дорогих гостей, - для них проводятся меджлисы и встречи с мусульманами. Каждый мечтает получить от «Хаджи» подарок, тюбетейку, четки, платки и тд. Лучший подарок из рук паломника - вода «Зам-Зам». Если он угостит вас ею хоть с размером чайной ложки – значит вам повезло! Пророк (алехиссалям) однажды сказал:
«Лучшая вода на земле - вода «Зам-Зам». Она имеет приятный вкус и исцеляет от болезней» (ат-Табарани, хасан).
Каждый уверовавший в Единого и Всемогущего Аллаха мечтает съездить в те места, где впервые зародился Ислам и ступать по тем дорогам, по которым ходил благословенный пророк Мухаммад (алейхиссалям). Как известно, в Мекке почти круглый год стоит очень жаркий и сухой климат, там мало деревьев и много серых гор, около города нет рек и озер. Поэтому, верующие отправляются в те далекие края не для того, чтобы отдохнуть или ознакомится с местными достопримечательностями, - у паломников иные цели.
Хадж имеет тысячелетнюю историю и связан с именем уважаемого пророка Ибрахима (мир ему!), которому Всевышний повелел:
«Возвести людям о Хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог. Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите несчастного бедняка!» (Сура «Хадж», аяты 27-28).
В аяте говорится, что когда пророк Ибрахим (мир ему) закончил постройку Каабы, Всевышний Аллах велел ему призвать людей совершить паломничество. Ибрахим (мир ему) сказал:
«“О Творец мой! Я буду призывать, но услышат ли они мой зов?» Всевышний Аллах ответил: «Ты призывай, Я доведу до них твой зов». Тогда Ибрахим (мир ему) повинуясь велению Создателя, начал призывать: «О люди! Ваш Господь обязал вас совершать паломничество - хадж к Каабе, совершайте же Хадж”» (аль-Хаким).
Многие из тех людей, которые стояли рядом с Ибрахимом (мир ему) ответили ему словами «Ляббайка» («Я повинуюсь и готов служить Создателю»).
Пятый столп Ислама – Большое паломничество играет огромную роль в жизни всей Уммы на планете. Тот, кто называет себя мусульманином, при наличии здоровья, средств и отсутствии проблем с поездкой, хотя бы один раз в жизни обязан совершить Хадж. Ислам всегда был и остается объединяющей и консолидирующей религией. Все ее столпы призывают быть вместе и не разобщаться. Какие бы мы не взяли с вами поклонения; намаз, пост, милостыня, жертвоприношение и др., то все они приносят пользу семье, обществу, телу и душе человека. В Досточтимом Коране сказано:
«Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, - быть может, вы будете благодарны» (Сура «Трапеза», аят 6).
Многие называют Хадж самым большим съездом мусульман, в чем-то они правы. Верующие съезжаются со всех континентов в одно время и в одно место. Удивительно, несмотря на то, что у них разные гражданства и национальности, разные языки и обычаи они поклоняются одному Творцу и с улыбкой на лицах приветствуют друг друга словами мира.
Всевышний собрал в Хадже множество «ибадатов» - поклонений:
1. Поклонение сердцем
2. Поклонение имуществом
3. Поклонение словами
4. Поклонение телом и делами
5. Поклонение здоровьем
Более того, все столпы нашей веры имеются в Большом Паломничестве. Отправляясь в далекий путь ради Всевышнего мы еще раз свидетельствуем, что нет Божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - пророк Его! Во время выполнения Хаджа мусульмане не теряя ни одной минуты, стремятся больше совершить намазы в Заповедной мечети и мечети посланника Мухаммада (алейхиссалям). В достоверных хадисах говорится:
«Молитва в моей мечети лучше, чем молитва в любом другом месте в тысячу раз, кроме Заповедной мечети. А молитва в Заповедной мечети лучше, чем молитва в любом другом месте в сто тысяч раз» (Ибн Маджа).
Прежде чем отправиться в паломничество, верующий должен «поработать» над своим сердцем и искренностью, пройти курсы и лекции, выучить нужные молитвы. Хадж должен соответствовать Хаджу благословенного пророка (алейхиссалям), он сам учил:
«Берите от меня обряды Хаджа» (имам Муслим).
За правильно выполненное паломничество Всевышний дарует Свое прощение:
«Кто совершит Хадж, не греша и не ведя непристойных речей, тот вернется свободным от своих грехов, каким он был в тот день, когда его родила мать» (Согласованный хадис).
Чтобы съездить и совершить паломничество нужен достаток, не каждый в силе собрать более ста тысяч рублей. Представьте человека, который потратить столько средств и не получит за это никакой награды. Вы скажете, такое невозможно! Возможно, разве вы не слышали слова пророка Мухаммада (алейхиссалям):
«Может случиться так, что уделом человека, который простаивает ночь в молитве, станет только бессонница, и может случиться так, что уделом постящегося станет только голод и жажда» (Согласованный хадис).
Хадж, как намаз и пост является поклонением и прежде чем его выполнять нужно соблюдать определенные условия (шарты и рукны).
Какой смысл ехать на паломничество, если ты не выстаиваешь намазы, занимаешься запретными делами? Зачем ехать туда и там совершать грехи? Мне доводилось видеть в Мекке тех, кто просто «решил» съездить в Хадж. На молитвы в мечеть не ходят, ходят только по магазинам, в гостинице играют в карты. Поэтому позвольте предостеречь и вас, дорогие единоверцы от подобных вещей.
Тот, кто отправляется к Дому Аллаха в Мекку, является Его гостем и на нем лежит огромная ответственность, он должен осознавать и понимать всю милость Всевышнего. Хадж подобен некому договору с Господом, в случае добросовестного выполнения всех пунктов договора, Он дарует тебе место в благоуханном Раю. В хадисе говорится:
«Малый Хадж (умра) смывает грехи, совершенные до следующего умра, а наградой за принятый Хадж будет только Рай» (Согласованный хадис).
Согласно словам пророка (алейхиссалям) Хадж – это лучший джихад на пути Господа:
Айша (да будет доволен ею Аллах) спросила пророка: «О, посланник Аллаха, мы считаем наилучшим делом джихад, так не принимать ли и нам участие в нем?» На это пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Нет, ибо наилучшим джихадом (для вас) является безупречный Хадж» (Аль-Бухари).
Что касается тех, кто остается у себя в стране и не едет в Хадж, то им не стоит забывать величие десяти дней месяца Зуль-Хиджы. Этот месяц входит в число Запретных, совершенные в нем хорошие и плохие дела приумножаются. Чтобы узнать значимость десяти дней Зуль-Хиджы откройте Священный Коран и прочтите аят:
«Клянусь десятью ночами!» (Сура «Заря», аят 2).
В достоверном хадисе пророк (алейхиссалям) сказал:
«В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит (совершение их) в эти дни», - имея в виду (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджа)» (Сахих).
К праведным делам мы относим помощь нуждающимся, совершение намаза, соблюдение поста, посещение больных, изучение Корана и прочие поступки. Жизнь человека ограничена временем, никому из людей, ангелов и джиннов не суждено прожить вечно. Время нужно использовать с пользой. Кто пренебрегает ею, тот окажется в убытке. Как утверждают некоторые хадисы, пророк (алейхиссалям) с наступлением Зуль-Хиджы постился:
«Посланник Аллаха (алейхиссалям) постился в день Ашура, в течение девяти дней месяца Зуль-Хиджа, три дня каждый месяц, и понедельник с четвергом» (Абу Дауд).
Праздник жертвоприношения Ид аль-Адха, или еще как принято его именовать Курбан-Байрам приходится на десятое число Зуль-Хиджы и продолжается еще два дня. В эти праздничные три дня поститься нельзя.
На девятое число Зуль-Хиджы приходится один из лучших и величайших дней в году – день Арафа. Арафа – это гора в 20 км. от Мекки. Наш пророк (алейхиссалям) когда совершал свой последний Хадж, именно стоя на ней читал известную Прощальную проповедь. Именно тогда им (алейхиссалям) был прочитан аят, который предвещал конец пророческой миссии:
Однажды один иудей сказал Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах):
«О Повелитель правоверных, в вашей Книге есть аят, который вы читаете. Если бы такой аят был ниспослан нам, иудеям, то мы бы сделали этот день праздником". Тогда Умар спросил его: "Что это за аят?". Иудей привел слова Аллаха Всевышнего из Корана: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (Сура «Трапеза», аят 3). Умар сказал: "Мы знаем в какой день и где Пророку алейхиссалям) было ниспослано это откровение. Это случилось, когда он был на Арафате, в пятницу» (Согласованный хадис).
Не важно, мы совершаем Хадж или нет, но с наступлением дня Арафа, мы должны просить у Всевышнего прощения так, как будто это наш последний день на Земле. Согласно мазхабу имама Абу Ханифы (да будет над ним милость Аллаха) держать пост паломнику в день Арафа является мустахабом, при условии, что пост не ослабит его от совершения «дуа». Что касается тех, кто не совершает Хадж, то им тоже предпочтительней поститься. О посте в день Арафа пророк (алейхиссалям) сообщил:
«Он служит искуплением грехов прошлого года и следующего» (Муслим).
Является ваджибом произносить ташрик такбир.
По мнению Абу Ханифы, верующие начиная со времени утреннего намаза дня Арафата (за день до наступления праздника) до полуденного Аср-намаза дня праздника должны (ваджиб) произносить слова «ташрик-такбира». Их произносят после каждого фарз-намаза, который выполняется вместе с джамаатом.
«Такбир-ташрик» - это следующие, всем известные слова:
«Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ля иляха илляллаху ва Аллаху акбар. Аллаху акбар ва лилляхиль-хамд»
«Аллах Велик, Аллах Велик! Нет божества, кроме Аллаха, Аллах Велик! И все восхваления Аллаху!»
Во время праздничных дней мусульмане совершат жертвоприношения. В аяте Священного Корана Всевышний повелел:
"Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву" (Сура «Обильный», аят 2).
По мнению Абу Ханифы, в дни праздника Ид уль-Адха, каждому человеку, владеющему 20 «мискалями» (96 г) золота или 200 «дирхемами» (640 г) серебра, следует (ваджиб) принести жертву. К сожалению, некоторые пренебрегают этим поклонением, хотя они имеют средства и достаток. Мусульмане жертвуют на пути Господа надеясь получить награду. Создатель повелевает нам быть милосердными по отношению к голодающим. Часть мяса животных раздается бедным и сиротам, - тем, у кого нет возможности приобрести дорогие продукты, из другой же части приготавливаются угощения и блюда, ими кормят гостей и родственников.
В конце молю Аллаха, чтобы Он дал сил и здоровья всем паломникам! В эти благодатные дни, часы и минуты они делают «дуа» за нас, за тех, кто нуждается в помощи! Пусть Всевышний приблизит эти радостные, праздничные дни Курбан-Байрама и ниспошлет на землю мир и спокойствие!
Имам-мухтасиб г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир-хазрат Беюсов