Особенности пятничной проповеди и ее роль в жизни мусульман
Хвала Аллаху, Господу миров!
В этой небольшой статье я расскажу о важности пятничной проповеди в жизни мусульманского сообщества.
Где бы не проживали мусульмане, в России или Японии, в Канаде или же в Африке, они каждую неделю собираются в одном месте и в одно время для того чтобы послушать проповедь имама и выполнить намаз.
На арабском языке пятничная проповедь называется «Хутба аль-Джумга». Она состоит из двух частей и имам-хатыб зачитывает ее перед верующими в пятницу перед началом «джума» - намаза.
Начало пятничных проповедей связана с благословенным пророк Мухаммадом (мир ему). Ибн Джарир и аль-Куртуби в своих трудах упоминают, что Он (мир ему) совершил переселение – Хиджру из Мекки в Медину 12 числа месяца Раби уль-Авваль, и остановился у представителей рода Амр бин Ауф в местности аль-Куба. Там пророк (мир ему) пробыл до четверга и организовал строительство первой мечети. Затем рано утром в пятницу он направился в саму Медину, где его и застало время джума-намаза. Первую проповедь пророк (мир ему) совершил в русле древней высохшей реки – «аль-Вади», ранее род Салим бин Ауф использовал это место в качестве молельной площадки.
Первая пророческая проповедь включала в себя следующие слова:
«О люди! Готовьте свои души заранее! Знайте, клянусь Аллахом, один из вас будет поражен, потом потеряет своих овец, и не будет у них пастуха. Потом ему скажет Господь его, а у него нет ни переводчика, ни привратника, который прикрывал бы его: «Разве не приходил к тебе Посланник мой и не рассказывал тебе? Я тебе дал добро, оказал милость, а ты не подготовил свою душу. И он посмотрит направо и не увидит ничего. Потом посмотрит вперед себя и не увидит там ничего, кроме ада. Кто сможет защитить лицо свое от огня в этой жизни хоть осколком финиковой косточки, пусть делает это. А кто не найдет его, то пусть защитит добрым словом. Там за добро воздастся десятикратно и даже семисот кратно. Мир вам и Посланнику Аллаха, милость Аллаха и его благословение».
Потом Пророк обратился к людям еще раз и сказал:
«Поистине, слава Аллаху! Я славлю Его и молю Его о помощи, молю о помощи! Мы молим Аллаха, дабы защитил он души наши от дурных поступков! Кого Аллах наставил на путь истинный, того нельзя ввести в заблуждение, а кого Он ввел в заблуждение, тому нет наставника на путь истинный. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха одного, и нет у него ровни. Лучшая речь — это писания Аллаха, Всемилостивого и Всевышнего. Блажен тот, чье сердце Аллах укрепил им (Писанием), кого он ввел в ислам после невежества; тот, кто выбрал его среди других человеческих речей. Воистину оно — лучшая речь, самая красноречивая. Любите то, что полюбил Аллах! Любите Аллаха всем своим сердцем, не уставайте повторять слова Аллаха и поминайте Его! Не отвергайте его, ибо оно, поистине, выбрано из всего того, что создал Аллах, избрано. Аллах назвал его самым лучшим деянием, избранным из рода человеческого, благочестивой речью, в котором содержится все о запретном и разрешенном. Поклоняйтесь Аллаху и не прибавляйте к нему никого! Будьте искренне благочестивыми, говорите Аллаху только правду устами вашими, любите друг друга, в духе Аллаха! Поистине, Аллах разгневается, если будет нарушен данный ему обет. Да будет мир над вами!»
Со времен пророка Мухаммада (мир ему) и до наших дней, проповедь продолжает играть огромную роль в консолидации мусульман и в распространении духовно-нравственных ценностей в обществе. В пятничных хутбах пророк (мир ему), в дальнейшем праведные халифы объявляли верующим о важнейших событиях в стране, призывали выплачивать милостыню, остерегали от запретного. Трудно себе представить мусульманскую Умму без пятничной проповеди. Только в современной России насчитывается более 7 тысяч мечетей, служащие в них имамы каждую неделю с наступлением пятницы «джума» доносят до людей свои «хутбы». Причины столь высокой популярности проповедей среди мусульманского населения имеют ряд причин и предпосылок, давайте рассмотрим их:
1. Присутствие на пятничном намазе верующих из разных социальных групп
Каждый человек, который считает себя мусульманином стремиться принять участие в джума-намазе и тем самым выполнить повеление Всевышнего:
«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (Сура «Собрание», аят 9).
Здесь Господь вменяет в обязанность совершение пятничного намаза совершеннолетним, здоровым мусульманам мужского пола. Женщинам, больным, лицам, находящимся в пути и детям эта обязанность не возлагается. Несмотря на все предписания, взрослые нередко приводят в мечеть своих детей, дедушки - внуков. Для женщин имеется отдельное место для совершения намаза, и на джума-намаз они приходят с особым желанием, ибо могут прислушаться доброй и поучительной проповеди имама. Немощные и больные старики также не пренебрегают этим намазом. Специально для них в мечетях устанавливают скамейки и стулья. Во время совершения коллективного намаза они ощущают на себе милость Аллаха - прилив здоровья и сил. Среди верующих пришедших на джума-намаз вы встретите совершенно разных людей, отцов, матерей и их детей, дедушек и бабушек, простых рабочих, известных деятелей культуры и представителей власти. Каждый приходит со своим намерением: получить аджр, через проповедь изменить себя в лучшую сторону, либо больше узнать об Исламе. Собрание столь разнообразного контингента из числа верующих подчеркивает особый статус пятничного намаза и выделяет его от всех остальных мероприятий.
2. Регулярность джума-намазов
Стоит только пройти одному пятничному намазу, сразу же через неделю приближается следующий. Эта отличительная особенность дает прекрасную возможность имаму так часто встречаться с народом и усердствовать в деле наставления и воспитания общества. Люди в свою очередь ждут приближения очередной пятницы, чтобы прийти в мечеть, поклониться Создателю и прислушаться актуальной проповеди.
3. Призыв, который никогда не умолкает и имеет постоянную основу
Большинство СМИ рано или поздно прекращают вещание. По тем или иным причинам передачи закрываются, а газеты перестают печататься. С пятничными проповедями дело обстоит иначе. Уже со времен зарождения Ислама до наших дней имамы с «минбаров» продолжают выступать с проповедями. На протяжении 15 столетий мусульмане сталкивались с угрозами глобального масштаба. Взять к примеру нашествие монголов и крестоносцев, распри и трения в государствах, воины и болезни, насаждение атеизма и уничтожение религиозных деятелей - несмотря на все испытания Аллаха проповеди не прекращались никогда. Верующие заново отстраивали разрушенные мечети и медресе, на место невинно убитых имамов приходили новые кадры. Постоянное чтение пятничных проповедей имеет ряд преимуществ. Слова имам-хатыба сплачивают сердца, верующие не ощущают себя одинокими и брошенными, еженедельно они получают новую, полезную информацию о своей религии и находятся в курсе всех происходящих событий в местной общине.
4. Особая атмосфера мечети
Находясь в мечети успокаивается сердце, человек ощущает себя в безопасности. Мечеть – это дом Аллаха, здесь ангелы и твои братья по вере. Верующие приходят поклониться Создателю, покаяться и все перед Ним равны. Поэтому проповеди имама произнесенные в стенах мечети имеют огромную силу. Хутбы читаемые вне мечети не обладают таким большим эффектом.
5. Прямое обращение
Можно слушать аудио, mp3 и видео проповеди, но они глубоко не проникают в душу. Отличительная особенность пятничной проповеди заключается в том, что имам-хатыб обращается к прихожанам напрямую. Они смотрят на него и слушают его речь. Если имам говорит уверенно и искренно, то верующие ощущают это и переживают вместе с ним. Вот так происходит обучение, наставление и воспитание.
В проповедях имам-хатыбы приводят не только аяты Корана и хадисы, также рассказывают поучительные жизненные истории. Хорошие хутбы по воле Аллаха могут оживлять сердца и менять людей в положительную сторону. В наши дни, имам-хатыбы должны использовать силу проповеди для профилактики экстремизма и борьбы с неправильной трактовкой основ Ислама. Они обязаны напоминать прихожанам о важности искренности и богобоязненности, справедливости и любви к ближним.