_
Дорогие братья и сестры! Уважаемые соотечественники! Человечество на протяжении тысячелетий уделяет огромное внимание вопросам этики и культуре надлежащего поведения индивидуума в обществе. Философы Античного мира и средневековья составляли целые трактаты о том, какими нравственными качествами должен был обладать гражданин.
Вспомните произведение Томмазы Кампанеллы «Город Солнца», где автор по-своему представлял идеальное общество и государство. В итоге европейская цивилизация нарекла подобные мировоззрения термином «утопия». В настоящее время, в светских кругах говоря о нравственных качествах людей, принято использовать слово «человечность», которое по своему смыслу похожа на термин «милосердие», но милосердие это всего лишь небольшая часть достойного нрава.
О достойных качествах верующего – «хусн аль-хулюк», можно говорить долго. Разве будут равны воспитанные и невоспитанные две личности? Откройте Священный Коран и прочтите слова Всевышнего в адрес пророка Мухаммада (алейхиссалям):
«Воистину, твой нрав превосходен» (Сура «Письменная Трость», аят 4).
Воспитанный мусульманин обладающий благородным нравом никогда не станет бросаться обещаниями и не будет задавать глупые вопросы, он не поставит своего собеседника в неудобное положение.
Пророк (алейхиссалям) обозначил хороший нрав (поведение) мерилом веры. Хотите узнать у кого сильнее вера? Тогда обратите пристальное внимание на поведенческие качества. В одном хадисе говорится:
«Поистине, наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, и, поистине, хороший нрав непременно достигнет степени поста и молитвы» (аль-Баззар, сахих).
В наши дни не редко успешность человека измеряется не его нравственными качествами, а зачастую материальными вещами. Часто люди, увидев дорогую машину или добротный дом, восторженно говорят друг другу: «Посмотри, какой дом! Какой у него автомобиль! Какие часы!». Мы ставили свидетелями того, как большая часть общества поддалась земным искушениям «фитнату ад-дунья», они не поддерживают связи с Господом, - не делают дуа, не читают намазы, не интересуются религией. Им не интересны вопросы нравственности. На дорогах России водители ежедневно сталкиваются с «хамством» со стороны владельцев дорогих автомобилей.
Также хорошее поведение указывает на соблюдение Сунны благословенного пророка (алейхиссалям). Все верующие мечтают оказаться после смерти в Раю рядом с посланником Аллаха (алейхиссалям). Ведите себя достойно и вы инша Аллах будете вместе с пророком (алейхиссалям), он обещал это:
«Поистине, в День воскресения ближе всех из вас ко мне будут, те (люди), которые в мире этом отличались наилучшим нравом»(Ибн Аскакир, хасан).
В Будущей жизни все наши деяния будут положены на чаши Весов «аль-Мизан» и взвешены самым тщательным образом. Каждый будет просить Аллаха о том, чтобы было больше хороших дел, ибо если плохих дел окажется больше, то человек, скорее всего, попадет в Ад. Все что мы зарабатываем и строим на земле останется тут, мы даже ни одного рубля не сможем забрать с собой на тот свет. Поэтому на чаши Весов никто не сможет поставить деньги, акции, машины и дачи! Весы созданы Всевышним для измерения дел, его чаши не реагируют на материальные ценности. Хорошее поведение в Судный день окажется намного ценнее золота и алмазов. Пророк (алейхиссалям) сказал:
«Из того, что будет положено на весы (деяний), нет ничего весомее, чем благой нрав. Воистину, обладатель благородного нрава достигнет степени постящихся и молящихся» (ат-Тирмизи, хадис достоверный).
Иногда друзья и знакомые спрашивают меня: «Живя в таком обществе, где обманывают и совершают грехи трудно быть честным и невозможно вести себя достойно. Если мы не будем такими же, то нас «выдавят» из бизнеса». Кто говорит, что легко быть хорошим человеком? Да, честному и доброму человеку очень сложно жить. Сразу находятся те, кто пользуется добротой. Бывали случаи, когда мне рассказывали об омерзительном (преступном) поведении директоров фирм по отношению к женщинам. Человек хочет устроиться на хорошую работу, приходит на собеседование, а ей намекают, мол совершишь прелюбодеяние, возьмем, нет – до свидания! Лично я рекомендовал бы сторониться такой работы и таких обществ, где вас заставляют идти на проклинаемые Всевышним дела. Стоит ли ради нескольких тысяч или престижной должности рисковать будущим? Обман и прелюбодеяние могут закончиться Адом. Пророк (алейхиссалям) предупредил:
«Больше всего люди попадают в Рай благодаря богобоязненности и благонравия». И больше всего люди попадают в Ад из-за рта (имеется ввиду сплетни и греховные разговоры, обман итд) и из-за половых органов (т.е. прелюбодеяния)» (Ахмад, хасан).
Более того, пророк (алейхиссалям) подчеркнул одну из приоритетных целей своего посланнической миссии:
«Я был послан, чтобы довести до совершенства благородный нрав» (Ахмад, хадис достоверный).
В ходе общения с молодежью приходится слышать ошибочные взгляды о целях религии Ислам. Как-то раз один мужчина заявил мне, что цель Ислама – это установление Ислама на всей земле и борьба с неверными! При этом он вел себя вызывающе, грубо, говорил сквозь зубы с торчащим изо рта длинным «мисваком» и перебивал остальных. До нашей беседы, во время пятничной проповеди он громко разговаривал по телефону. Возможно, мужчина больше всех выстаивает намазы и читает Коран, но он не понял самого главного в Исламе: бороться нужно с собственным невежеством и дурным характером! Вот в чем цель Ислама! Чем он сам отличается от неверующих таким поведением? От него бегут люди, страдают родные, где бы он ни был, везде оставляет «шлейф» негатива и осуждения. Повторяюсь еще раз: цель Ислама и цель поклонений – это стремление к благородному нраву!
Стремление к хорошему нраву через намаз:
«Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (Сура «Паук», аят 45).
Стремление к хорошему нраву через милостыню:
«Бери (Мухаммад), с их имущества взносы на пожертвования, чтобы ими смыть скверну их грехов и возвысить их достоинства (перед Аллахом)» (Сура «Покаяние», аят 103).
Стремление к хорошему нраву через пост:
«О те, которые уверовали! Предписан [сделан обязательным] вам (Аллахом) пост, как он (был) предписан тем (общинам), которые были до вас, чтобы вы этим остереглись (Аллаха)» [чтобы вы, будучи покорными Ему и исполняя возложенные Им обязательства, могли отдалиться от совершения грехов]! (Сура «Корова», аят 183).
Пророк (алейхиссалям) указывая на важность доброго поведения во время поста сказал:
«Кто продолжает лгать и лжесвидетельствовать в месяц поста, тот напрасно лишает себя пищи и питья» (аль-Бухари).
В другом хадисе говорится:
«Пост – это не только воздержание от еды и питья. Поистине, пост – это так же воздержание от праздных речей и сквернословия. И если кто-то будет тебя ругать или поступать с тобой неподобающе, скажи: “Я пощусь, я пощусь!”» (аль-Хаким, хадис достоверный).
Стремление к хорошему нраву через совершение Паломничества (Хаджа):
«Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» (Сура «Корова», аят 197).
Примет ли Всевышний веру человека, который ведет себя недостойно в обществе? И что относится к недостойному поведению?
- Оскорбление окружающих
- Неуважительное отношение к страшим, родителям и соседям
- Ущемление прав людей, инвалидов и слабых, недолжное отношение к животным
- Надругательство и насмешки над людьми
- Разбрасывание мусора
Пророк (алейхиссалям) упоминания недостойное поведение человека трижды произнес слова: «Клянусь Аллахом! Не уверует…»!
«Клянусь Аллахом - не имеет веры, клянусь Аллахом - не имеет веры, клянусь Аллахом - не имеет веры!». Досточтимые сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, кто не имеет веры?» Пророк (алейхиссалям) ответил: «Тот, чей сосед не защищён от его вреда» (Согласованный хадис).
Братья и сестры!
Мы услышали множество аятов, хадисов и назиданий. Каждый искренний верующий обязан стремится к улучшению своих нравственных качеств. Остерегайтесь гордыни и учитесь признавать собственные ошибки! Хвала Аллаху, который доверил именно нам мусульманам великую миссию – быть примером для всех людей в мире!
«Мы сделали вас (о, верующие) общиной средней [самой справедливой и самой лучшей], чтобы вы (в День Суда) были свидетелями относительно людей [свидетелями против прежних общин, что их посланники довели до них послания их Господа] и чтобы(последний) Посланник был свидетелем относительно вас (что он довёл до вас ясное послание от Аллаха)» (Сура «Корова», аят 143).
В конце проповеди прошу Аллаха, чтобы Он укрепил наши сердца на совершение добрых дел!
Мунир-хазрат Беюсов
Имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области