Дорогие верующие! Братья и сестры!
В этот пятничный день мы воздаем всю хвалу одному Аллаху, который создал человека и научил его разговаривать, размышлять и излагать свои мысли:
«Он сказал: "О Адам! Поведай им об их именах". Когда Адам поведал им об их именах. Он сказал: "Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, и знаю, что вы совершаете открыто и что вы утаиваете?"» (2:33).
Со времен зарождения древних цивилизаций речь играла огромную роль. Словами можно передавать мысли и доводить истину. Одно сказанное слово может вылечить больного или же наоборот, покалечить. Добрые слова в адрес тех, кто оказался в затруднительном положении – садака, т.е. милостыня. Хорошая речь вдохновляет, часто, слова произнесенные от чистого сердца запоминаются на всю жизнь.
В обязанность пророков и посланников входило увещевание и наставление народов. Поэтому от остальных их отличала грамотная речь – они сторонились ругани и брани, не грубили и не оскорбляли окружающих, тем самым завоевывали людские сердца и располагали их к себе.
Иногда пророки просили Аллаха, чтобы Он помог правильно разговаривать и излагать мысли. Так Муса (мир ему) прежде чем отправиться к фараону сделал «дуа»:
«Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь» (20:27-28).
Наш благословенный пророк Мухаммад (мир ему) отличался красноречием. Некоторые его короткие предания с глубоким смыслом называют арабским термином – «джавамигуль-калям». Он (мир ему) не любил тех, кто вел пустые, длинные и ненужные разговоры, и тем более тех, кто ругался:
«Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ко мне ближе всех, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется от меня в наибольшем удалении, являются болтливые /сарсаруна/, говорящие напыщенно и разглагольствующие» (ат-Тирмизи).
И в этой проповеди, инша Аллах, я расскажу об опасности пустых и бессодержательных бесед.
За каждое слово мы будем в ответе в Судный день. Посланник (мир ему) предупредил:
«Не предавайтесь многословию, не поминая Аллаха, ибо, поистине, многословие без поминания Аллаха Всевышнего (свидетельствует об) ожесточённости сердца, а жестокосердный (человек) является самым далёким из людей от Аллаха Всевышнего!» (ат-Тирмизи).
Многословие – болезнь и плохое качество, которым страдают и наши единоверцы. Зачастую приходят люди на намаз в мечеть и начинают говорить о мирских делах: о работе, семейной жизни, обсуждают новости и политику. Мечеть – место, где поклоняются Аллаху, нельзя здесь вести такие разговоры. Зачем мы приходим в Дом Всевышнего?! Разве не для того, чтобы получить благодать Господа?!
Верующий во время разговора по возможности должен упоминать Творца. Если речь затрагивается о чем-то будущем, то необходимо сказать «ин ша Аллах» – «если пожелает Аллах», если же вы увидели что-то прекрасное, то произносите «ма ша Аллах» – «на то была воля Аллаха».
Тысячи людей носят в себе больные сердца. Они не довольны жизнью, не получают удовольствия от работы, их больше волнуют деньги и карьера. В городах, только на одной улице вы увидите десятки аптек, в объявлениях сотни психологов предлагают свои услуги. Ни что на свете не способно успокаивать и радовать сердца как поминание того, кто тебя создал:
«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (13:28).
Ислам не запрещает шутить и поднимать друзьям настроение. Но всему имеется предел. Есть и такие, кто смеется над слабыми сторонами людей, рассказывает непристойные анекдоты и хвастается «харамными» делами, которые он совершал когда-то раньше. Не будем забывать о том, что пустословие является качеством лицемеров «мунафикин». Они давали мусульманам обещания, хвастались связями, мол мы такие сильные. Оставшись наедине с друзьями лицемеры начинали с издевкой упрекать Посланника Аллаха (мир ему) и сподвижников. Подобный случай упоминается в достоверном хадисе:
Ибн Умар рассказывал: “Во время похода на Табук один человек сказал: “Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”. Ауф ибн Малик сказал ему: “Ты лжец и лицемер! Я обязательно сообщу об этом Посланнику Аллаха (мир ему)”. После этого ‘Ауф отправился к Пророку (мир ему), чтобы обо всем ему рассказать. Однако, придя к нему, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к Посланнику Аллаха (мир ему), чтобы извиниться, Пророк (мир ему) уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: “О Посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы”. Он был словно привязан к подпруге верблюдицы Пророка (мир ему ), а его ноги ударялись о камни, и он повторял: “Мы просто беседовали и шутили”. А посланник Аллаха (мир ему) ему только читал аят: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”. Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверными после того, как уверовали”» (ат-Тауба 9:65-66). Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному”. (ат-Табари).
Интернет «кишит» статьями и обвинениями в адрес мусульман. Провокаторы не смотрят на положительные стороны человека, их интересует ошибки и просчеты. Я рекомендую моим братьям и сестрам сторониться всех тех, кто занимается разжиганием ненависти. Ислам учит избегать сплетней и доносительства. Разве мусульманин станет «поливать грязью» кого-либо? Вспомните тот день, когда каждому будет вручена Книга деяний и все будут спрошены. Что ждет тех, кто бросался словами и проводил время в бесполезных разговорах?
«Каждый человек является заложником того, что он приобрел, кроме людей правой стороны. В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках. Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: "Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися» (74:38-45).
Не становитесь соучастниками насмешек и издевательств. По телеканалам показывают юмористические и развлекательные передачи, где высмеиваются азиатские народы. Путь к довольству Аллаха лежит не через насмешки, а через терпение и в умении держать себя в руках:
«Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им. Воистину, Аллах соберет вместе всех лицемеров и неверующих в Геенне» (4:140).
Возможно, кто-то плохо одет, не умеет хорошо разговаривать по-русски – это могут быть последствия экономических и социальных проблем в стране. Кто хочет попасть в Ад, то пусть дальше продолжает насмехаться над народами, кто же желает Рая, то пусть он помогает и оказывает поддержку.
В одном аяте Аллах восхвалил верующих, сторонящихся ненужных разговоров:
«Счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны, которые уклоняется от пустословия» (23:1-3).
Давайте будем примером для всех остальных. Пустые разговоры не приукрашивают нас и не добавляют авторитета. Будьте самыми щедрыми, – каждый день раздавайте всем «садака», т.е. милостыню:
«Доброе слово – это садака» (сахих).
Больше говорите добрые слова, радуйте окружающих и старайтесь не разочаровывать их.
И в конце воздаю всю хвалу Всевышнему!
Мир вам, милость Аллаха и Его благославение!
Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов