Проповедь председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области Умара-хазрата Идрисова.

Бисмил­ляхи­р­рахмани­р­рахим!

Дорогие братья и сестры! Мир вам — ас­саляму алейкум!

    Как вы знаете, мусульмане нередко, прежде чем обратиться друг к другу, говорят: «Мир и благословения Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам!» Сегодня в праздник Маулид ан­Набий, в день рождения Пророка, мы с особым духовным удовольствием вспоминаем его имя и произносим эти ритуальные слова.

Когда говорят «ритуал», многие думают, что это нечто застывшее и нежизненное. Но все как раз наоборот! Именно в ритуале спрессована такая немыслимая энергия, такая мощь, которая не по силам одному человеку. Ритуал — это сумма энергий лучших и умнейших людей, праведных и боголюбивых наших предков. Единственная наша проблема — это принять ритуал в свое сердце и исполнять его со всей искренностью.

    К какому же ритуалу нам присоединиться сегодня? Мав­лид, как вы знаете, праздник не просто земного рождения арабского мальчика, ставшего впоследствии Пророком Ислама, но одновременно это и день его смерти. Как это так, удивляются неверующие, можно праздновать день смерти?

    На этот вопрос любой мусульманин с радостью ответит: если вы не верите в посмертное существование человека, что ж, значит, за гробом все пусто и бессмысленно… и тогда безумно отмечать кончину как праздник. Но если у вас есть вера, если вы знаете о посмертии из Откровения Аллаха, записанного в Коране, — ваше отношение к смерти совсем иное. Во­первых, вы ее не боитесь. Почему? Вы знаете, что после физического конца душа человека не умирает. Во­вторых, вы знаете, что бояться надо не смерти — а Суда, моральной оценки всей нашей жизни. Чьего суда? Самого Творца мира, Аллаха, Создателя каждого из нас. Вот это поистине страшно. Страшно прожить жизнь грязно и бессмысленно, не выполнив замысла, не оправдав надежд Творца, не принимая смиренно Его волю!

    Итак, Мавлид — это день, когда мы с радостью и трепетом обращаемся к образу Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Всевышнего), день его прихода на землю и день перехода в мир иной. Для мусульман это праздник, естественно, не упомянутый в Коране и не отмечаемый самим Пророком. Разве мог он сам о себе дать такую заповедь: чтобы люди вспоминали его в особый день? Конечно же нет. Он был подлинно скромен. И это было не просто благородной чертой его характера — он прекрасно понимал, кто автор Божественного Послания, кто автор всех его успехов и всех успехов его уммы. Это — Аллах! И только Аллах. Себя же он видел лишь исполнителем воли Всевышнего. Вот почему он не мог, не смел дать нам, его последователям, задачу — вспоминать его как­то особо. И вот почему есть мусульмане, которые не отмечают день Мавлид. И мы ни в коем случае не будем их за это осуждать — это их право.

    Но почему же мы празднуем Мавлид? Еще в раннее время Ислама многие авторитетные ученые­алимы пришли к согласному мнению, что Мавлид — дозволенное и благочестивое новшество, что оно не противоречит духу религии Единобожия. Более того — оно помогает людям сконцентрироваться на образе и делах Пророка Мухаммада.

    Давайте вспомним, как в прошлом году по всему миру из Дании прокатился так называемый «карикатурный скандал». Он выявил, что под прикрытием идеологии либерализма и политкорректности на Западе дремлют, а теперь все чаще вырываются на поверхность вулканические силы богоборчества. Кому­то по наивности казалось, что с падением СССР завершилась эра «государственного атеизма». Казалось, что мир стал мудрее, чище и религиозные ценности вновь вернутся в души людей.

    Но, оказывается, зло просто перегруппировалось, как говорят спортсмены, оно приняло новые позы и приемы. Анализу этих процессов посвящены статьи на нашем сайте, работа нашего аналитического центра «Амаль» — советую всем внимательно изучить их. Не вдаваясь в детали, только скажу: «карикатурный скандал», нацеленный против Пророка Мухаммада, — это одновременно острие исламофобии и признак бесчувствия к понятию «святое».

    Давно ни для кого не секрет, что мировые силы, жаждущие полного контроля над углеводородными ресурсами мира, планомерно ведут исламофобские кампании в СМИ. Они вторгаются в чужие земли под предлогом то «поиска оружия массового поражения», то «пропаганды демократии», и пытаются дать «обоснование в кавычках» — теорию «неизбежности конфликта цивилизаций». Все это очевидная ложь!

    В жизни идут естественные миграционные и демографические процессы — и мусульмане проявляют свою жизненность во всем. Мусульмане не вымирают (но побеждают в демографии) и не отравляют планету (следуя экологии). Более того, о судьбах многоликого человечества в Коране четко сказано, что Аллах мог бы, но не желает сделать всех людей на земле уммой единоверцев. Разница наций, вер и обычаев будет до конца времен. Воля Его в ином: не в подчинении одного народа, или одной веры — другой, но в духовном соревновании: «кто из вас более благочестив!»

    А победоносное расширение Ислама при Пророке Мухаммаде и его сподвижниках — результат духовной привлекательности учения и, главное, жизненного воплощения его! Повторю еще раз: праздновать Мавлид стоит хотя бы ради того, чтобы острее воспринимать эти особенности личности Пророка и подражать ему!

    Но чтобы это произошло, чтобы мир, даже самые злые и невежественные люди, осознали Ислам — от нас требуются усилия. Нам явно свыше дано теперь задание — современными средствами донести до современников весть о Едином Боге и Его Пророке. И не надо при этом злиться на людей, отвечая на их злобу. Разве самого Пророка при жизни окружали только благородные и умные? Нет. Но он смог изменить их. Он смог из арабов, имевших множество вредных, даже отвратительных навыков, сделать умму — общину стремящихся к знаниям, чистоте и справедливости! Дорогие мои, разве такая же задача не поставлена и перед нами? Разве у нас в России нет возможностей для этого, нет условий? Разве с помощью современных массмедиа и дипломатии мы не в силах влиять и на зарубежные процессы? Президент России ввел нашу страну в орбиту ОИК, установил связи на родине Ислама в Саудовской Аравии… Это общеизвестно. И это — сфера нашей общей ответственности.

    Когда образованному европейцу приходится объяснять, что недопустимо посягать на святыни, — это уже признак конца цивилизации. Эти состояния души анализировал великий мыслитель­провидец Федор Достоевский. Целый роман «Бесы» посвящен этому, образы Смердякова, путь Родиона Раскольникова к убийству… Итог прост — это плод отказа Европы и США от христианства, от религии. И эту цивилизацию надо именовать не «христианской» или «иудео­христианской» — но «постхристианской».

    Вот яркий пример из современной жизни Германии. Бездарный режиссер, чтобы привлечь внимание к своей постановке оперы Моцарта, приписывает не существовавшую у автора сцену, где выносятся отрубленные головы пророков, Исы, Мухаммада и других духовных учителей человечества. А министр внутренних дел Германии зовет на это представление лидеров мусульман страны — дабы те проявили таким образом свое «свободомыслие» и терпимость к «европейским ценностям». Конечно, никто из мусульман не пришел. И конечно, тут уже нет никаких европейских ценностей. Это отказ ото всей культуры Европы, от ее духовных корней. Это просто глумление опустошенных псевдоинтеллектуалов надо всем: и над пророками, и над гением музыки Моцартом, над зрителями.

    Ведь именно скандал стал теперь центром современной псевдокультуры. Откройте большую часть не только западных, но наших российских газет или журналов, телевидение — самым лучшим рекламным приемом считается фраза «это скандальная книга! смотрите скандальный фильм!» Иначе говоря — жизнь как таковая уже не интересна, она скучна и непривлекательна. Нужен, как говорят теперь, адреналин! То есть острое переживание страха, ужаса, возмущения, нарушения правил и табу!

    Увы, за последние пятнадцать лет мы не только избавились от «государственного атеизма», но впустили в свое жилье новых шайтанов! Вернее, они вовсе не новые, они лишь надели «продвинутые и классные», как говорится на сленге, новые одеяния. А суть их все та же. Глумление над святыней.

    Чем же стоит завершить наше размышление на Мавлид? Да, это праздник. Его надо провести остро осознанно. И это будет полезно как самим мусульманам, так и всему миру.

    Мы, мусульмане, призваны победить в соревновании благочестия среди всех народов земли. И все ритуалы Мавлида — это как тренировка спортивной команды перед выходом на стадион.

    Мавлид также полезен всем, кто потерял или теряет ныне чувство Святого, кто теряет благоговение перед Жизнью.

    Наше слово в день Мавлида просто и сильно: люди, будьте счастливы!

    А счастье приходит, когда у вас есть Смысл Жизни. И этот смысл есть, он не скрыт от человека — его дарит каждому Сам Аллах. По­арабски он назван Ислам, а по­русски — мир, согласие с Богом! Аминь.

Председатель ДУМНОУмар­хазрат Идрисов

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №28