Проповедь Рушана хазрата Аббясова
Имам-мухтасиба Московской области,
Председателя Духовного управления мусульман
Московской области
по случаю празднования Курбан-Байрама
الحمد لله الذي هدانا إلى دينه – دينِ مِلّةِ سيدِنا إبراهيم – أبي الأنبياء، وخليلِه، وأمرَهُ بِبناءِ كعبةَ المباركة حتى تكونَ جامعةً للناس، قائلا «وإذ بَوَّأَنا لإبراهيمَ مكانَ البيت أنْ لا تُشرِكَ بي شيئًا...»
Хвала Аллаху, Который наставил нас на путь Его Религии – Религии Господина нашего Ибрагима – Его любимца и Отца Пророков, повелев ему построить благословенную Каабу с тем, чтобы стала она соединяющим и объединяющим местом для людей сказав в Священном Коране : «Мы назначили Ибрагиму место для этого Дома, предупредив его – "не боготвори вместе со мною никого… Дом Мой держи чистым для совершающих вокруг него обходы, для предстоящих перед ним, преклоняющихся и творящих земные поклоны…»
«... فاجتنِبـوا الرِجسَ من الأوثان واجتنبوا قولّ الزُّور»
«…и устраняйтесь от нечистоты – от идолов-кумиров! – устраняйтесь от слова лжи!».
♦ الحمد لله رب العالمين... ونشهَدُ أنَّ لا إلاه إلا الله وحده لا شريك له.
Хвала Аллаху, Господу миров!
Свидетельствуем, что нет никакого другого Бога, кроме Аллаха Единственного, Единого, Которому нет никаких сотоварищей!
♦ ونشهد أن سيدنا محمدًا عبده ورسوله، خيرُ منْ حجَّ البيت واعتمر، وصلى وضحّى وشكر.
Свидетельствуем, что Господин наш Мухаммад – раб Аллаха и Посланник Его – лучший из всех, кто совершал хадж и умру к Дому Аллаха, где молился, приносил жертву и благодарил.
♦ اللهم صلِّ وسلّم عليه في هذه الأيام الغرّاء...
Боже Милостивый, благослови и приветствуй его в эти лучшие из всех дней…
♦ اللهم زدنا لذاته حبًّا، وحقِّق لنا يومَ القيامة مِنْ علِيِّ مقامه قُرْبًا
Боже, укрепи нас любовью к нему и приблизь нас в День Кыямата к его Высокому месту в Раю!
أمّا بعد،
Дорогие братья и сестры, единоверцы!
Дорогие соотечественники!
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!
Мир вам, милость Аллаха и Его благоволение!
Хвала Аллаху! – Сегодня мы вместе с мусульманами всего мира отмечаем наш великий праздник Ид аль-Адха – Курбан-байрам, который венчает собой завершение паломничества – Хаджа в Благословенную Мекку (مكة المكرمة) и олицетворяет мусульманские нравственные идеалы.
16 тысяч наших соотечественников в нынешнем году смогли исполнить свой священный долг перед Всевышний Аллахом и совершили Хадж, который входит в число Пяти столпов, на которых стоит ислам. Это – шахада (публичное свидетельство о принятии человеком Ислама или подтверждение мусульманином своей принадлежности к Исламу), молитва (намаз или по-арабски – салят), закят (очистительный взнос в пользу мусульманской общины), пост и хадж.
Все пять столпов относятся к категории обязательных для каждого мусульманина фарзов. При этом, если первые четыре фарза обязательны для мусульманина при любых обстоятельствах, то хадж отличается от всех остальных тем, что его исполнение становится обязательным только при наличии четко установленных условий. В Священный Коране отмечено самое главное из них: реальная способность мусульманина (как физическая, так и материальная) совершить хадж. Предписание Кораном совершения хаджа сопровождается однозначным пояснением
♦ «...ومن استطاع إليه سبلا»
…что означает: хадж – это фарз для того, кто «в состоянии (!) осилить путь к нему». Кроме того, мусульманин, направляясь в хадж должен гарантировать, что находящиеся на его попечении родные и близкие не останутся во время его отсутствия без средств к существованию.
В таких предписаниях мы еще раз убеждаемся в безграничной милости Всевышнего Создателя к людям, проявляемой в том, что хадж не есть фарз, который человек должен исполнять, независимо от своих реальных сил и возможностей. Главное – чтобы он всегда помнил об этом, пятом фарзе и никогда не оставлял надежды осуществить его!
Более того, такой фарз как хадж мусульманин обязан в принципе совершить всего лишь один раз в своей жизни, что, однако, не исключает его повторений, но они – подчеркнем – не относятся уже к обязательным фарзам.
Что же касается Курбана, т.е. обряда жертвоприношения по завершению хаджа, то он обязателен для всех мусульман – как совершивших хадж, так и тех, кто этого сделать пока еще не смог. Причем, члены той или иной мусульманской общины могут совершать этот обряд только после того, как его совершит их имам. Мясо животного, забитого до него, жертвоприношением не считается и остается не более, чем просто мясом.
Шариатским основанием для совершения обряда жертвоприношения является Священный Коран, хадисы Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Ибо сказано в Священном Коране:
♦ «فصلي لربك وانحر»
«Воздай молитвой Господу твоему и соверши жертвоприношение!»
Мусульмане в праздничный день Курбан-байрама и в три последующих совершают такой обряд жертвоприношения. При этом, в соответствии с установившейся традицией, мясо жертвенного животного делят на три части: одну треть раздают нуждающимся, одну треть даруют родственникам и близким, оставшееся мясо оставляют семье.
В благословенные дни Празднеств мусульманам также следует посещать родственников, соседей, друзей, других единоверцев, принимать гостей, угощать их блюдами из мяса жертвенных животных, поздравлять друг друга, делясь друг с другом взаимной радостью и счастьем по случаю праздника Курбан-байрам.
Братья и сестры! К нашим замечательным традициям относится и то, что именно в такой великий Праздник как Курбан-байрам мы, мусульмане, не должны забывать и про нуждающихся: наша прямая религиозная (освященная Священным Кораном и Сунной!) обязанность – оказывать помощь сиротам, старикам и всем, кто по тем или иным причинам остались без попечения!
Своими корнями Курбан-байрам уходит, как известно, в глубокое прошлое, во времена пророчества Ибрахима (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха).
Ибрахим (мир ему) был одним из величайших посланников Аллаха и славился великодушием и щедростью, раздавая мясо бедным и нуждающимся. Будучи уже в пожилом возрасте, он и его жена попросили Аллаха даровать им сына. Всевышний Аллах услышал их мольбу и подарил им сына Исмаила.
Но через некоторое время Всевышний Аллах испытал пророка Ибрахима (мир ему), повелев принести в жертву своего единственного сына. Ибрахим (мир ему), безгранично любивший сына, тем не менее, подчинился воле Создателя! Всевышний Аллах сохранил жизнь Исмаилу, а этот великий поступок благочестия, то есть истинной богобоязненности пророка Ибрахима (мир ему) показывает всем нам, что ради своего Создателя, ради Творца, человек, искренне предавший себя Аллаху (а слово мусульманин несет в себе именно этот смысл!)… что такой человек готов пожертвовать самым дорогим, что у него есть.
И вспоминая сегодня немеркнущий подвиг пророка Ибрагима (мир ему!), мы должны честно спросить себя: почему же мы, братья и сестры, слишком часто забываем про этот пример готовности служить Богу, жить по предписанным им Законам, к числу главных из которых относится Закон Справедливости? Ведь даже одно из Прекрасных имен Аллаха – Адль значит СПРАВЕДЛИВОСТЬ !
Почему же мы, мусульмане, зачастую не готовы не то, чтобы принести в жертву свою гордыню и любовь к мирским благам, но даже хоть немного, хоть чуть-чуть поступиться ими ради устроения нашей личной и общественной жизни по Законам, установленным Всевышним Творцом и образцовым примером жизни нашего пророка Мухаммада (мир ему!)?
Почему мы своими же делами и языками сеем смуту-фитну? – забывая о строгом предупреждении Пророка Мухаммада (мир ему!) о том, что «смута (фитна) спит, и на того, кто разбудит ее, падет проклятие Аллаха», ибо такой человек (хочет он того или нет!) восстанет против самой сути Ислама как религии истины, мира, добра и согласия.
И какие бы субъективные и даже объективные причины он не призывал в оправдание себе, мы как мусульмане должны помнить, что Священный Коран относит смуту и все что вызывает ее или сопутствует ей, к тягчайшим грехам. По тяжести последствий, которые несет с собой смута, Коран относит ее даже к более тяжкому греху, чем убийство:
♦ والفتنة أكبرُ من القـتـل
«…а смута-фитна даже больше, чем убийство» – говорится в 193-ьем аяте Суры "Бакара".
Взглянем еще раз на те великие страдания мусульман во многих регионах мира, источником которых является прежде всего смута-фитна. Конечно же, те кто дает увлечь себя ею, пытаются находить оправдания тому, ● что с позиций ислама не может быть оправдано в принципе (!), ● что выходит не только за рамки Божественных предписаний исламского Закона, но выходит за рамки элементарной человеческой логики – за рамки элементарного здравого смысла.
Разве безмерный вред, наносимый смутой, может компенсироваться самооправданиями тех, кто так или иначе осознал и признает свою прямую или косвенную причастность к возникновению этой беды? А о чем он думал раньше, а почему не вникал в ясные предписания Священного Корана и благородной Сунны Пророка Мухаммада (мир ему!)?
Хвала Аллаху! – мы еще очень далеки от тех кровавых противостояний и конфликтов, которые раздирают сегодня не один мусульманский регион нашей планеты. Но не должны ли они послужить для нас Божьим знаком, Божьим предупреждением, что может ожидать нас, если мы с самого начала не будем проявлять бдительность и решительно восставать даже против малейших намеков, малейших проявлений всего того, что в принципе заряжено смутой-фитной.
Великий исторический путь ислама со всей очевидностью свидетельствует о том, что условием прогресса всякого мусульманского сообщества всегда было умение его членов избегать конфликтных противостояний друг с другом, точнее – умение коллективно выяснять их поводы и причины и также коллективно противодействовать им, следуя великому принципу организации общественной жизни мусульман, выраженному в кратчайшем по форме и бесконечным по своей мудрости и глубине аяте:
«وأمرهم شورى بينهم»
«…А дело их по совету между ними!» .
Сегодня, когда в наш великий праздничный день мы молитвенно просим Всевышнего Аллаха благословить всех нас, принять хадж наших паломников и в полном здравии, набравшись духовных сил и очистившись от грехов, вернуться к своим родным и близким в свою страну, мы должны еще раз крепко задуматься над тем, чтобы поставить надежный заслон всему, что разрушало бы наше единство, нашу готовность служить Истине и только ею поверять все наши намерения и дела. Только при таком условии мы можем надеяться на милость Всемогущего Аллаха, его помощь в обеспечении нам успеха как набожным мусульманам и преданным гражданам нашей великой Родины – России.
Дорогие братья и сестры!
Мне радостно сообщить вам, что по случаю праздника Курбан-байрама (Аид-аль-Адха) в наш адрес поступили многочисленные поздравления и добрые приветствия.
Мусульман России поздравили Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, Губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев!
Мне выпала также большая честь: от имени Совета муфтиев России, Муфтия шейха Равиля Гайнутдина сердечно поздравить вас с нашим светлым праздником Курбан-байрам!
В своем обращении мусульманам России по случаю праздника Курбан-байрам Духовный лидер мусульман России Муфтий шейх Равиль Гайнутдин призывает нас:
«Во время хаджа и праздничной молитвы собираются мусульмане разных национальностей, разных взглядов, традиций и течений. Наши внешние и внутренние разногласия не мешают нам вместе поклоняться одному Всевышнему Аллаху.
К сожалению, в мире, в том числе и в мусульманских странах, происходят войны и кровопролитие, братоубийство и оскорбление чувств верующих, провокации против мусульман. Внутри мусульманской уммы пытаются посеять хаос и раздор, но помните слова нашего Пророка (мир ему): «Не тот силен, кто может взять вверх в борьбе другого, а тот силен, кто сможет сдержать себя во время гнева». Так будем терпеливыми и мудрыми!»
Молю Всевышнего Аллаха даровать всем нам мир, Его милость к нам, к нашим добрым намерениям, делам и поступкам!