9 августа в Санкт-Петербурге проходит историческая встреча двух выдающихся лидеров современности - Владимира Путина и Реджепа Эрдогана. Всевышний вновь дает нашим странам шанс на выстраивание стратегического сотрудничества.
Меня в этой связи больше всего волнует проблема фундаментального подкрепления данного диалога, чтобы этот, безусловно, взаимовыгодный процесс не мог быть сорван нашими общими геополитическими, если ни сказать цивилизационными, противниками. Иначе говоря, чтобы наша дружба не могла быть разрушена внешними силами и второстепенными конъюнктурными тенденциями.
В минувшее воскресенье, 7 августа, мне посчастливилось принять участие в "митинге миллионов" в Стамбуле. Это масштабное собрание людей, ознаменовало собой торжество турецкого народа, гражданской нации над заговорщиками, желавшими растоптать волю народа и угрожавшими самой сути турецкого государства. Это, как бы сказали, торжество суверенной демократии над компрадорами и национал-предателями.
Это также, безусловно, личный триумф Эрдогана. Ведь именно с его именем прямо ассоциируются все успехи Турции последних лет и победа над путчистами в том числе. Он стал подлинным общенациональным лидером, вокруг которого сегодня перед лицом внешней угрозы во имя сохранения государства сплотились все - от его преданных сторонников до оппозиционеров.
Эта ситуация ставит вновь на повестку дня углубление сотрудничества с Россией во всех сферах - от мировой политики до бизнеса и туризма. Анкара, прямо декларирующая, что за мятежниками стояли США, готова идти на серьезное сближение.
В ДУМ РФ мы делали все возможное для сохранения связей даже в дни самого глубокого разлада в отношениях, последовавшего за инцидентом с российским самолетом в ноябре прошлого года. Муфтий Гайнутдин, один из немногих, тогда выступил категорически против раскручивания маховика антитурецкой истерии. Это, поистине, был героический шаг, значение которого еще предстоит оценить.
Вчера, предваряя саммит Путин-Эрдоган, состоялась встреча Гайнутдина с главой Управления по делам религии Турции доктором Мехмедом Гермезом. Достигнуты важные договоренности о расширении сотрудничества.
Надо прямо сегодня признать, что в возобновлении российско-турецкого стратегического диалога огромная роль, если не ключевая, принадлежит Гайнутдину. Он всегда, несмотря ни на что, четко говорил, что дружба Москвы и Анкары - это залог стабильности и мира на всем евразийском пространстве. Самим Всевышним этим двум мусульмано-православным странам, этим двум великим наследникам Византии, тюркской и славянской государственной традиции, определена дружба и добрососедство. Это наша принципиальная позиция, которая не может быть пересмотрена в угоду сиюминутным факторам.
К сожалению, далеко не все по обе стороны Черного моря разделяют такой подход. Как сейчас особенно четко стало видно, у российско-турецкой дружбы открытых врагов куда больше, чем казалось.
Достаточно сказать, что с открытой поддержкой ФЕТО, организации учинившей кровавую бойню 15 июля в Турции и признанной террористической в 57 государствах ОИС, выступили такие разные деятели, как влиятельный либеральный политолог Станислав Белковский, бывший глава Российского еврейского конгресса Евгений Сатановский и скандальный провокатор, называющий себя исламоведом, Роман Силантьев. Я уже не говорю про целые лоббистские группы экспертов и журналистов самой разной ориентации - от державников до западников, которые сегодня принялись лепить в российском общественном мнении образ "тоталитарной Турции".
К глубокому сожалению, деятельность этого антитурецкого и антироссийского спрута дает свои плоды, что было хорошо видно в конце 2015 года. И несмотря на все сближающие факторы, до сих пор проект российско-турецкой дружбы имеет под собой лишь экономические и геополитические основания.
Для его же устойчивости необходимо выстраивание целой сети, системы культурных, научных, образовательных, гуманитарных связей. Народной дипломатии, наконец. Как это есть у России и Турции с Западом, например. Пока, к великому стыду, в целом мы очень мало знаем друг о друге. Даже величайшие имена наших культур почти не известны не только массам, но и даже элите. Не говоря уже о глубинном понимании современных социальных и политических процессов.
Эта сфера серьезно хромает.
А именно здесь кроется секрет успешности отношений. Возьмем Европу: несмотря на всю политическую враждебность, связи и Анкары, и Москвы с ней остаются чрезвычайно прочными.
Тут особая ответственность на мусульманах России. Прежде всего, на ДУМ РФ, которое единственное из мусульманских организаций в критический момент не повернулась к проекту стратегического диалога Москвы и Анкары спиной (Ссылка по теме: http://dumrf.ru/common/opinions/11069). По большому счету, мы единственные, кто может реально фундаментально подкрепить этот процесс. В противном случае недруги, явные и, прежде всего, скрытые, вновь могут его заболтать и саботировать, доведя до краха в интересах третьих сторон.
Поэтому очень важно всем ответственным мусульманским лидерам, активистам, пишущим в СМИ и соцсетях братьям и сестрам сегодня сплотиться вокруг муфтия Гайнутдина в поддержке прорывного саммита Путин-Эрдоган. Сквозь двусмысленные и враждебные комментарии надо донести суть происходящего до всей общественности. Это будет проявлением гражданской и морально-религиозной позиции. Тем самым мы покажем, что можем вносить серьезный вклад в дружбу и добрососедство во имя подлинных интересов своей Родины.
Дамир Мухетдинов,
первый заместитель председателя ДУМРФ, председатель ДУМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ответственный секретарь Международного мусульманского форума