«Следствием исламофобских настроений становятся запреты» – интервью с имам-мухтасибом Рушаном Аббясовым провел профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Вильям Шмидт.
Имам-мухтасиб Рушан Аббясов, первый заместитель Председателя СМР и ДУМРФ.
Вильям Шмидт: Досточтимый Рушан хазрат, хотя мы не так давно с Вами виделись и дискутировали по целому комплексу актуальных проблем Уммы, особенностях религиозной ситуации в России и мире, тенденциях государственно-религиозных отношений в рамках грандиозного форума – IX «Чтениях им. Галимджана Баруди» , на III «Бигиевских чтениях» чрезвычайно интересной темой года: «Всеохватность божественной милости как принцип межрелигиозного диалога в XXI веке» , тем не менее жизнь не стоит на месте и сегодня мы уже строим планы на 2017 г. Благодарю еще раз за возможность этой встречи и согласие дать интервью.
Итак, уважаемый Рушан хазрат, какова на Ваш взгляд, практическая роль мусульманских религиозных организаций в России?
Рушан хазрат Аббясов: Сегодня мусульманские религиозные организации в нашей стране выполняют множество важных общественных функций, среди которых социальную, благотворительную, просветительскую и, безусловно, консолидирующая.
Объединяя под своим крылом верующих, наши общины отстаивают их интересы в органах государственной власти и разнообразных общественных советах, организуют культурно-просветительские программы, связанные с сохранением и распространением традиционных духовно-нравственных ценностей российского ислама, что в свою очередь способствует профилактике распространения экстремисткой идеологии, а также социальной адаптации в наше общество мусульман-мигрантов.
При этом, на мой взгляд, особо значимой оказывается благотворительная деятельность наших религиозных организаций: помощь нуждающимся – это один из пяти основных столпов Ислама, и благотворительность, наряду с образованием, традиционно была одной из самых важных составляющих религиозной жизни российских мусульман. Сегодня мы стараемся всемерно возродить славные традиции социального служения, повсеместно открывая благотворительные структуры и фонды при наших общинах. Наши подразделения не только практически ежедневно оказывают самую разностороннюю помощь нуждающимся вне зависимости от их религиозной и национальной принадлежности, но и проводят масштабные акции, например, всероссийские донорские, благотворительные ужины в «Шатрах рамадана», раздачу жертвенного мяса по детским домам и домам для престарелых в дни праздника Курбан-байрам; посещают больницы, воинские части и исправительные учреждения.
Хотел бы обратить внимание и на развитие волонтерского движения среди прихожан наших мечетей и молельных домов, которое, конечно же, является еще одним мощным средством социализации мусульман, укрепления у них чувства братской общности на подлинно исламских основах.
Заслуживает специального упоминания и важнейшая роль мусульманских религиозных организаций, в особенности Совета муфтиев России, в налаживании широкого международного сотрудничества через механизмы народной дипломатии не только с арабо-мусульманскими странами, но и растущим числом европейских стран и Китая. Мусульманский духовный лидер нашей страны муфтий шейх Равиль Гайнутдин, будучи признанным в мире религиозным авторитетом, представляет интересы нашей страны и ее мусульманского населения на многих международных конференциях и советах – к его слову прислушиваются не только духовные, но и общественно-политические лидеры зарубежных стран. Только в прошлом году он встретился с главами и министрами целого ряда стран Персидского залива, Турции и Ирана.
В.Ш.: Досточтимый Рушан хазрат, уже многие годы мы видим довольно высокую активность религиозных деятель не только внутри страны, но и за ее пределами. Мы понимаем, что каждый в это непростое время занимается сложнейшими вопросами строительства своего сегмента в рамках единого религиозного пространства страны, а потому очень интересна Ваша, внутренняя оценка ситуации – существует ли не формальный, а реальный диалог между духовенством традиционных религий России? Если да, то удается ли решить имеющиеся дискуссионные вопросы?
Р.А.: Реальный диалог, безусловно, существует. Благодаря активным личным контактам наших муфтиев и имамов с представителями Русской Православной Церкви, иудейской и буддийской общин нам на местах удается решать многие вопросы и совместно реализовывать социально значимые проекты. Отмечу, что в настоящее время мы, отойдя практически от публичного дискутирования богословских вопросов, выступаем единым блоком в деле благотворности и социализации верующих применительно к современной жизни в нашем полирелигиозном обществе, сосредоточивая главное внимание на сохранении и укреплении общих для всех религиозных людей ценностях, что опять-таки служит эффективной профилактике религиозного экстремизма и всех его производных. Показательным примером может служить наше взаимно заинтересованное и потому успешное разрешение возникающих споров при планировании и организации строительства храмов, или проблем, связанных с ношением традиционной одежды, вплоть до совместных усилий по официальному признанию теологии научной дисциплиной.
В.Ш.: Рушан хазрат, если позволите, хотел бы затронуть непростой вопрос для российской уммы – поговорить о тенденциях и процессах ее консолидации. Насколько мне известно, уже неоднократно предпринимавшиеся усилия по интеграции мусульманских административных структур остаются пока без сколько-нибудь видимого успеха. Более того, сегодня мы наблюдаем появление еще одной новой централизованной мусульманской организации. Как можно охарактеризовать эти процессы – на Ваш взгляд, это штатная, нормальная ситуация?
Р.А.: История ислама в нашей стране и особенности его бытования в разных регионах обусловливает особую геометрию Уммы – её асимметричность, которая выражается в отсутствии единой структуры и строгой иерархии. Поэтому, когда мы рассуждаем об интеграционных процессах или консолидации мусульманского духовенства, а с ним и возглавляемых ими административных структур, необходимо учитывать базовую многоликость Уммы и существующую вариативность постановки и решения богословско-правовых вопросов.
Одновременно всякая консолидация подобного рода, на наш взгляд, должна инициироваться не сверху, а самими религиозными организациями, которые непосредственно представляют интересы верующих. Именно таким образом, исходя из четкого предписания Священного Корана относительно общественной жизни мусульман – …а дело их по совету между ними (42: 38) – ровно 20 лет назад рядом региональных муфтиятов был создан Совет муфтиев России как высший совещательный орган российских мусульман для решения общероссийских задач. Думается, что именно такая форма консолидации, всецело отвечающая приведенному положению Священного Корана, его развитию в Сунне и следующая в русле славных многовековых традиций российского мусульманства, наиболее приемлема и эффективна на современном этапе развития мусульманских организаций в нашей стране.
На мой взгляд, на сегодняшний день процесс трансформации мусульманского сообщества России можно признать частично завершенным; нужно сделать акцент на совершенствование имеющейся структуры – оптимизации деятельности существующих Духовных управлений.
Что же касается непрекращающихся попыток искусственного создания все новых религиозных структур как «федерального», так и «регионального» масштабов, которые реально не представляют интересы верующих, то они – нужно, с сожалением признать – не только не способствуют развитию Уммы, но и вряд ли работают на укрепление российских общества и государства.
В.Ш.: Да, соглашусь с Вами – я тоже не раз уже высказывал мнение, что религиозная сфера в стране в целом уже сформирована, а стратегической задачей на сегодня видятся проблемы наращивания качественных ее показателей, вплоть до уровня ограниченного суверенитета. Многие наши сограждане вполне открыто и с удовлетворением ассоциируют себя как людей религиозных. А каково это быть в России мусульманином сегодня – насколько комфортно, если можно так сказать? Как вы считаете, российское общество в целом воспринимает Ислам как неотъемлемую и естественную часть российской цивилизации?
Р.А.: Дома всегда комфортно, а для нас Россия – единственный и любимый Дом. Мусульмане России – это коренные жители страны, и на протяжении многих веков наши предки всегда оставались ее верными сынами, внося свой весомый вклад в ее развитие и защиту.
Не сомневаюсь, что большинство наших соотечественников прекрасно знают об этом и, как говорится, бессознательно воспринимают российский ислам как неотъемлемую и естественную часть всей Российской цивилизации (и по-иному быть не может). Достаточно напомнить, что многие элементы культуры мусульманских народов России воспринимаются ее остальными народами не как что-то диковинное, а как свое собственное, родное, обычное. Однако, широкая дискредитирующая антиисламская пропаганда в СМИ, развернутая в последние два десятилетия, безусловно, имеет свои удручающие последствия, формируя в сознании недостаточно образованных людей крайне негативные стереотипы в отношении мусульман и даже ненависть к ним.
В.Ш.: Это верное замечание: сколько мы ни говорим об опасности подобных тенденций – безответственной, ангажированной политической спекулятивности, сколько не проводим исследований, политизацию духовной (религиозной) сферы так и не удается понизить. Вместе с тем, какие вызовы сегодняшнего дня Вы, уважаемый Рушан хазрат, считаете наиболее опасными для нашей страны?
Р.А.: Прежде всего – это, конечно же, исламофобия, на которой основываются, в первую очередь, те многочисленные, к сожалению, СМИ, что создали и продолжают укреплять исключительно негативный образ Ислама и мусульман. Следует признать, что их успех в этом неблаговидном деле во многом связан со все ещё недостаточным знанием современными россиянами вероучения Ислама и истории исповедующих его народов, проживающих на территории Российской Федерации. Для решения этой, несомненно, существующей проблемы важно, на наш взгляд, доводить достоверную информацию до широкой общественности через СМИ, подключать к этой просветительской работе культурно-образовательные центры, расширять сферу присутствия мусульман собственно в общественных органах и организациях.
Следствием исламофобских настроений в обществе, в том числе и среди чиновников высшего ранга, становятся запреты на строительство мечетей и ношение женщинами традиционных платков, с чем мы все чаще стали сталкиваться в последние годы в ряде регионов. Такие их действия не просто противоречат Конституции и законам нашей страны, но и создают почву для экстремистских настроений.
Уверен, что развитие программ по строительству храмов для всех традиционных в России религий, сохранение и стимулирование развития этнокультурных традиций наших народов, в том числе и в одежде, в быту, будет лишь содействовать укреплению братской солидарности, патриотизма – единству и процветанию нашей многонациональной и мультирелигиозной страны.
В.Ш.: Уважаемый Рушан хазрат, не могу не уточнить – для чего же все же российские мусульмане пересмотрели свою Социальную доктрину – насколько в том была необходимость?
Р.А.: «Социальная доктрина российских мусульман» – это концептуальный документ, отражающий консолидированную позицию мусульман нашей страны по ключевым вопросам общественной жизни и государственного устройства. Обновленный документ был принят в 2015 г. и подписан представителями всех Централизованных духовных управлений мусульман России, что само по себе является событием.
Хотелось бы напомнить, что первый документ такого плана был разработан и принят СМР еще в 2001 г. Одной из причин обращения к тексту первого программного документа с целью его доработки, послужил тот факт, что он, несмотря на важность содержащейся в нем информации, не нашел практического применения в деятельности религиозных организаций и не был в достаточной мере донесен до общественности и верующих. (В.Ш.: да мы хорошо знаем этот документ – его исследовали и писали о нем)
Новое осмысление позиции мусульман России предоставляет широкие возможности для формулирования практических рекомендаций по гармонизации взаимоотношений государства, общества и религиозных организаций, основанных на положениях социальной доктрины. Пересмотр мусульманскими организациями своей роли в консолидации общества требует надежной опоры. В качестве таковой можно определить Социальную доктрину российских мусульман, которая должна стать эффективным инструментом развития положительного потенциала российского ислама.
Следующим важным шагом видится создание механизма реализации основных положений социальной доктрины в жизни мусульманского сообщества России посредством разработки программы. И здесь, наиболее актуальным является ее популяризация, то есть донесение до мусульманского сообщества и общества в целом основных идей, их разъяснение. При условии, что эти идеи найдут свое отражение в практической деятельности религиозных организаций, станут своего рода едиными ориентирами, социальная доктрина способна стать действительно эффективной в деле развития ислама в России.
В.Ш.: Как известно, Ислам состоит из различных течений, приверженцы которых порой не находят общего языка, и это относится не только к мировой Умме, но и к нашим соотечественникам-мусульманам! Скажите, это критично? И какой вектор Ислама может быть актуальным в будущем?
Р.А.: Уважаемый Вильям Владимирович, как всем нам хорошо известно, плюрализм, закрепленный словами Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) «разнообразие мнений моей общины есть Божья милость», стал неотъемлемой частью нашей религиозной традиции. Различие взглядов на ту или иную проблему можно увидеть не только между разными богословскими школами и течениями, но и даже внутри каждой из них. При этом искренним подвижникам веры, радеющем за единство и благополучие общины, в том числе и нашим соотечественникам, всегда было свойственно умение уважительно относиться к мнению оппонентов и не разрывать с ними узы общечеловеческого и религиозного братства, следуя повелению Всевышнего Творца: «Помогайте друг другу в добре и богобоязненности и не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Коран, 5: 2).
Эта особенность справедливо подчеркнута и Президентом В.В. Путиным, который сказал: «Для Ислама, впрочем, откровенно говоря, так же как и для других мировых религий, характерно многообразие различных школ и течений; ему, конечно, чужда иерархическая унификация. Однако в служении обществу и своему государству мусульмане России всегда были едины, защищая его как от внешних врагов, так и от любых проявлений экстремизма. Уверен, это единство может быть сохранено и укреплено даже и сегодня».
Мы всецело поддерживаем желание руководства нашей страны огородить мусульманское сообщество от всевозможных проявлений экстремизма и не допустить его разрушительной радикализации, но при этом призываем к продуманным действиям, направленным на единение и просвещение Уммы, исключающим ее раскол и маргинализацию. Задача религиозных деятелей, проповедующих традиционные исламские ценности, объединять вокруг себя все группы верующих и уметь убедительно доказывать им греховную несостоятельность экстремистской идеологии, направлять их на путь духовного совершенствования и креативного созидания, прививать им любовь к Родине и труду, искреннее уважение к представителям иных культур и мировоззрений.
В.Ш.: Спасибо Вам, досточтимый Рушан хазрат за эту возможность обменяться мнениями; с большим удовольствием передаю слова приветствия от наших коллег – кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС Вам и в Вашем лице –досточтимому муфтию, шейху Равилю Гайнутдину и сотрудникам вашего Аппарата с пожеланиями благоденствия и надеждами на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Еще раз – благодарю Вас.
Р.А.: И я – взаимно благодарю Вас, уважаемый Вильям Владимирович: передаем приветствие уважаемым Ольге Юрьевне и профессорам нашей родной кафедры, а также учащим и учащимся Президентской академии от Председателя Совета муфтиев России и руководства Духовного управления мусульман Российской Федерации.