Аллах в благородном Коране говорит: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» Сура «Аль Имран», 102

Сегодня дорогие братья , хотелось бы напомнить вам о такой исламской ценности, которую Ислам стремится воспитать в каждом своем последователе, это терпение (сабр).

Сабр является одним из главных качеств мусульманина. Без этого качества человек не может быть мусульманином. Отсутствие этого качества не позволит следовать религии Аллаха. О достоинстве, важности и обязательности терпения, мы говорим достаточно часто.

Хотелось бы поговорить не просто о достоинствах терпения (сабр), но немного раскрыть подробней эту тему с научной стороны.

Какие бывают виды терпения? Когда и как мы должны проявлять терпение?

Всевышний Аллах в Коране учит нас о важности терпения. Как говорят те, кто изучает Коран, и если прочитать весь Коран и собрать аяты, в которых говорится о терпении, то мы найдем, что более чем семьдесят раз упоминается сабр. И не просто упоминается, а Аллах учит мусульман нормам, принципам и смыслам, связанным с понятием сабр.

Конечно же, это говорит о том что, если Аллах в своей последней Книге, которую послал на землю, более чем в семидесяти местах говорит о терпении, это указывает о важности терпения. Одного этого уже достаточно. И если мы посмотрим сколько раз, Аллах говорит о намазе, о зекяте, и о других столпах Ислама в Коране, то мы найдем, что о терпении говорится чаще, чем о некоторых других столпах Ислама. Это уже говорит о важности терпения.

Аллах говорит в одном из аятов: «Мы создали среди них имамов, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (ас-Саджда, 24). Всевышний в этом аяте учит тому, чтобы идти по правильной дороге и быть лидером, руководителем, учителем, наставником, и вести других, единственным условием, о котором Аллах упомянул, является сабр. Наличие терпения — это условие, чтобы не только идти по дороге, но и вести других по прямому пути, то есть в соответствии с религией Аллаха.

В другом аяте Аллах говорит о великом даре, милости, большей награде, которую когда-то дал Аллах израильтянам, как результат того, что они проявляли терпение.

В суре Аллах говорит: «А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (Ан-Нахль, 16:96).

Это лишь несколько из семидесяти аятов, которые мы приводим, для того чтобы напомнить насколько важно такое качество, как терпение.

Какие бывают случаи в жизни, и какие нормы связаны с терпением?

Терпение подразделяется в зависимости от того, по отношению к чему мы должны проявлять терпение. В Коране упоминаются различные случаи, когда должно проявляться терпении. В одном из аятов Аллах говори про терпение филь баса, и как говорится в толковании баса это беда или несчастье. То есть один из случаев, о котором Аллах говорит, о том, когда нужно проявлять терпение — это беды и несчастия. Второе аддарра, в Коране Аллах в нескольких местах говорит о проявлении терпении в «аддарра», в толковании говорится, что «аддарра» — это бедность или какой-то недостаток. Также Аллах говорит о проявлении терпения «ва хиналь баас», как говорится в толковании «ва хиналь баас» — это чья-то вражда, или  война против тебя, когда человек или какие-то люди совершают по отношению к тебе несправедливость, зло или наносят тебе вред.

Если составить классификацию аятов в которых говорится о терпении, то мы увидим, что в некоторых аятах говорится о терпении в бедности. В некоторых аятах говорится о терпении во время какой-то беды и несчастья, в других аятах говорится о терпении к чьему-то злу.

Также Аллах в некоторых аятах говорит, что терпение необходимо, для того чтобы идти по прямому пути. Как говорит Аллах: «Те, которые сказали: «Наш Господь Аллах, и твердо стояли на прямом пути». То есть, проявляя терпение до конца, и прошли по прямому пути веры. Это четвертый случай, в котором Аллах призывает проявлять терпение.

Если посмотреть, как терпение разъясняет Коран и Сунна, мы увидим, что у терпения есть степени. Как, например в одном из хадисов, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) разделил степени терпения (сабр). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Поклоняйся Аллаху в довольстве, но если ты не можешь, то в терпении того, что тебе не нравится, тоже много блага». Мы видим в этом хадисе реализм Ислама, чему учит Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Потому что не все мусульмане на той степени веры, когда он любит и получает удовольствие от выполнения приказов и выполнения законов. При выполнении приказов иногда мы довольны, а иногда нам это не нравится, и мы заставляем себя. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Поклоняйтесь Аллаху в довольстве, а если не сможете то в терпении».

Конечно же мы поклоняясь Аллаху, должны подчиняться ему, полным подчинением, должны проявлять довольство в том, в чем мы Ему покорны. Покорность — это выполнение приказов, или же предостережение запретов. Ты раб, и у тебя есть господин, хозяин. Когда он тебе приказывает, ты должен сделать то, что он тебе приказывает, когда запрещает, ты должен соблюдать этот запрет. И во всем этом должно быть терпение.

И мы видим, что есть две разные степени, в терпении и покорности Аллаху, и степень выше первой, это в довольстве и покорности Аллаху.

Некоторые мусульманские ученые в области духовности сказали, что терпение бывает трех степеней. Самая низкая степень терпения, это терпение в сдерживании своих страстей, когда ты преодолеваешь свои желания и страсти, в выполнении приказа или избежание запрета. Вторая степень — это довольство тем, что Аллах тебе предопределил из удела, кому-то Аллах дал богатство, кому-то не дал, кого-то наделил детьми, каким-то положением в обществе, кого-то испытал отсутствием этих благ. У каждого человека есть свой удел, и как мы знаем из хадисов о предопределении Аллаха, что болезни, здоровье, богатство, положение, знание, физические или умственные качества и способности, все это из удела Аллаха. Одно из проявлений терпения, это быть довольным тем, что тебе дал Аллах, а не причитать и проявлять недовольство тем, что у тебя меньше денег, чем у кого-то, нет детей или какие-то другие трудности. И если мудро посмотреть на человеческий мир, то мы увидим, что Аллах каждому что-то дал, а чего-то не дал или дал меньше. Аллах говорит о предопределении: «Мы дали всем, но распределили между людьми». И человек понимая мудрость Аллаха, и что это от Аллаха, что это Его воля, настоящий верующий должен быть доволен тем, чем Аллах его наделил.

Самая высокая третья степень терпения (сабр), это любить все, что твой Господь делает с тобой. Любить все, что предопределил тебе Аллах, лишения, болезни, ограничения в жизни, трудности и другие испытания. Насколько должна быть велика степень терпения, любить это. Не просто молча согласиться с предопределенным испытанием, трудностью, а именно любить это, любить все, что с тобой делает Аллах, чтобы это не было, будь это потери в теле, в имуществе, потери в близких или другие виды трудностей, любить это, потому что с тобой это делает Аллах.

Сабр также проявляется в двух разных случаях. Первое проявление терпения в том, что соответствует твоим страстям. Второй случай, это проявление терпения в том, что противоречит твоим страстям.

Проявления терпения в том, что соответствует твоим страстям, проявляется в том, что нравится твоей душе. К примеру, Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток.» В этом аяте идет речь о том, что у людей есть вещи, которые соответствуют их страстям: богатство, дети, положение, которое они занимают в обществе, работа и другие вещи. Так как человек любит их. Как здесь следует проявлять терпение? Первое что требуется это, чтобы это не отвлекло тебя от поминания Аллаха. Как бы эти вещи тебе не нравились, как бы ты их не любил, ты не должен дать им поглотить тебя и отдалить от религии Аллаха, от поклонения и поминания Аллаха.

В другом аяте говорится: «Из ваших супруг и ваших детей, есть вам враги, предостерегайте их». Здесь не имеются в виду враги в буквальном смысле слова. Имеется в виду чрезмерная любовь к ним, чрезмерная занятость ими, женами, детьми, богатством, торговлей, или другими вещами, которые мы любим и к которым пристрастны, они могут быть подобны врагам, потому что они отвлекают нас от религии, поклонения, или принуждают нас совершать какие-то грехи, поэтому Аллах назвал их врагами. Здесь нужно проявлять сабр в том, что соответствует твоим страстям.

Второй случай заключается в том, что противоречит твоим страстям. Имеются в виду вещи, которые мы не любим, этим может быть бедность, болезнь или какие-то потери.

Всевышний Аллах также учит в Коране тому, что у сабра есть три разных этапа. Это терпение до дела, терпение во время дела, и терпение после завершения какого-то дела.

В одном из аятов Аллах говорит: «Кроме тех, которые проявили терпение, и делали благие дела». Здесь в этом аяте Аллах сказал о терпении, а потом сказал о делах. В тафсирах говорится, что имеется в виду терпение, перед тем как сделать хорошее дело. Имам Газали и ибн Кайим говорят, что здесь имеется в виду терпение в очищении намерения. Это терпение мусульманин должен проявить, перед тем как начать хорошее дело. Перед тем как начать дело ты должен очистить свое намерение, от таких целей как, мнение и похвала людей, каких-то мирских выгод, интересов, благ и тому подобных вещей. Очистить намерение так, чтобы оно было только ради Аллаха. И только после этого приступать к хорошему делу.

Второй этап сабра, это терпение во время дела. Как говорит Аллах в одном из аятов: «Прекрасная награда тех, которые делают хорошее дело и при этом терпят». В толкованиях говорится о том, что начав хорошее дело и чтобы довести его до конца, тебе нужно терпение, для преодоления лени, слабости, жадности, трусости и других наших слабостей. Начиная какое-то дело, оказывается, что нужно больше затрат времени, имущества или каких-то твоих сил. Аллах не любит и может не принять незаконченные дела, недовведенные до конца без уважительных причин. Поэтому чтобы довести дело до конца нужно терпение.

И третий случай терпения, это терпение после завершения дела. Иногда закончив благое дело, если мы не проявим терпение после, это хорошее дело может ничего нам не дать. К примеру, в некоторых аятах Аллах говорит: «Не разрушайте свои совершенные дела». Как это? Иногда мы, сделав хорошее дело, будь это намаз, ораза, хадж, оказание помощи человеку, что на этом все, это дело 100 процентов на моем счету благих дел. Но это не так. Аллах во многих аятах, и Пророк во многих хадисах учат тому, что человек должен остерегаться испортить дело, которое он сделал когда-то. И это может быть по-разному. Начиная с намаза, и заканчивая любым другим делом. Человек может полноценно закончить дело, а потом своими действиями, словами, мыслями или чувствами, испортить это совершенное дело, и лишится награды за него. Как говорит Аллах в одном из аятов: «Не испортите то, что вы дали как садака, после попрекая за это». Этот аят говорит о садака, но и любое другое дело, какое бы оно не было, это может быть ибадат или садака, призыв к Исламу или что-то другое, это дело может быть закончено, но ты можешь испортить его после. И здесь идет речь о проявлении терпения после завершения дела, чтобы оно было принято Аллахом.

Имам-хатыб Наро-Фоминского р-на пос.Апрелевка Азат хазрат Мунавиров