Мечеть в Щёлково

Картинка 12 из 251

 

Сегодня город Щелково известен как один из современных центров стремительно развивающегося промышленного района Подмосковья. На его территории проживают мусульмане, но основной их массой являются татары. Первые поселения мусульман появились в прошлом веке 20-х годов на речке Клязьме, в то же время селениям, Мещанская Слобода, Щелково, Хомутово и Соболево был выдан статус города.

Динамично развивающаяся промышленность города Щелково постоянно требовала новой рабочей силы, особенно это касалось работ на доломитовых карьерах необходимых для развития металлургического производства. В то время транспортные связи налажены не были, и потому вся погрузка сырья проводилась вручную, и с помощью подвод груз доставлялся на железнодорожную станцию. Сюда на добычу доломитов съезжались татары из Горького и Казани. В результате сегодня на территории Щелковского района официально проживают более двадцати тысяч потомков первых поселенцев мусульман.

 

О том, что татарской общине необходим официальный статус никто до времен перестройки не задумывался. Ведь жизнь татар в то время ничем не отличалась от жизни других жителей Щелково, тем более щелковские татары не считали себя обособленной группой. Все началось тогда, когда закончилась земля на местном мусульманском кладбище, и татарской общине пришлось с этой проблемой обратиться в администрацию города. Оказывается все не так просто, как хотелось бы. Незарегистрированная татарская община, является простой группой частных лиц, которым не положено выделять территорию.

Стоит вспомнить и о том, что в это же время закончилась земля и на кладбище православных, так что просить о помощи православным и мусульманах пришлось в одних и тех же кабинетах. К счастью нашлось место и для мусульманских захоронений. Мусульманское кладбище находится на Гребенской горе вблизи Фряновского шоссе, сразу за христианским погостом Мемориалом.

В 1996 году в сентябре религиозная мусульманская община Щелковского района и города Щелково была официально зарегистрирована. Щёлковская община была возглавлена имамом Ринатом Сайфутдиновым, который родился в Татарстане и в 1968 году сменил место жительства и переехал в Москву. Ринат Сайфутдинов после окончания военной академии служил летчиком, а духовное образование ему позволил получить Университете исламской культуры.

Сократить хождения с прошениями по инстанциям помог Леонид Твердохлебов являющийся главой районной администрации. Благодаря заботе этого человека у мусульманской общины появилась возможность получить земельный участок под кладбище и даже под строительство мечети, что поначалу и не упоминалось в прошениях. И это была для мусульман Щёлковского района действительно радостная весть, ведь ранее для молитв они собирались в домах друг у друга, что в советское время не запрещалось. Но в Щелково не проводились ежедневные и пятничные молитвы. На большие религиозные праздники мусульманские верующие отправлялись в Москву, где посещали мечеть, находящуюся на Проспекте Мира. Это было далеко и очень тяжело для пожилых верующих, которых поездки автобусом с пересадкой на электричку сильно утомляли.

Когда было решено предоставить мусульманам участок городской земли в Щелково, ропот недовольства все же прокатывался, но только до тех пор, пока стало известно, где будет сооружена мечеть. Все жители Щелково обрадовались, что наконец-то из центра города исчезнет безобразная свалка в три этажа. Еще в пятидесятых годах здесь располагались коттеджи, где жили рабочие, но позже они были разрушены, а территория «по-советски благоустроенна». Именно здесь началась расчистка земли мусульманской общиной. Накапливаемый годами мусор не так-то легко было убрать, для его вывоза понадобилось 192 двенадцатитонные машины.

 

Что касается будущего проекта мечети, здесь тоже возникли сложности. Община обратилась за его разработкой к московским архитекторам, но стоимость их услуг составила 4,5 тысячи долларов, что являлось нереальной суммой для общины. В результате решено было отправиться на родину в Татарстан за стандартным проектом.

Стоит упомянуть и немаловажный факт, что возведение мечети было от начала и до конца проведено на пожертвованные средства от частных лиц. Община не прибегала к помощи ДУМЕР – Духовное управление мусульман европейской части России, ни к помощи каких-либо других российских организаций. С восточной стороны также не было никаких финансовых поступлений. Казалось бы, соорудить мечеть только на пожертвования щелковских мусульман трудная задача. В итоге строительство мечети могло растянуться на десятки лет, если бы не помощь бывшего жителя города Щелково, сотрудника нефтяной компании, который и дал 80% недостающих средств. В благодарность и по старой традиции, тому, кто помог в строительстве мечети больше всех, предоставляют возможность дать ей имя. Именем своего покойного отца и назвал благотворитель мечеть. При входе сегодня можно увидеть памятную доску с надписью на татарском языке, которая гласит, что внесший наибольшее пожертвование Альберт дал мечети имя своего отца. Ранее Альберт уже был задействован со своим православным другом в сооружении московских церквей, и вот пришла очередь мечети.

Вклад в строительство мечети внес и Илыпат Сафаргалиев, являющийся президентом региональной национально-культурной татарской автономии Московской области. Под его руководством на место строительства были доставлены бетонные блоки.

Благодаря усиленной помощи и частным пожертвованиям жителями Фрязино и Фряново, Монино и Свердловский, Загорянский и Щелково, строительство мечети было завершено через два года. В итоге Щелковская соборная мечеть была открыта в 2001 году 7 марта и стала на территории Московской области первой действующей мечетью. И это несмотря на то, что годом ранее начавшееся строительство в Орехово-Зуеве до сих пор длилось.

Сегодня пол молитвенного зала украшают ковры подаренный московской соборной мечетью, что на Проспекте Мира. И у этого уже появилась своя история, как рассказывает имам: « Примерно за три-четыре месяца до открытия мечети, был приглашен глава ДУМЕР муфтий Равиль Гайнутдинов. Его просто удивило, что за такой короткий период времени и без чужой помощи было все сделано. На вопрос, не нужно ли что нибудь, мы пожали плечами, но вот взгляд упал на пол, и было сразу решено, что нужны ковры».

После трагедии произошедшей на Дубровке, мы с фотографом отправились в Щелково. Пока Матфей перед входом мечети доставал свою аппаратуру из кофра, одна из прихожанок спросила «Вы снимать или взрывать?». Разговорившись, она поведала, о том, что все эти дни община не переставала молиться о судьбе заложников. А на вопрос, не была ли проявлена в адрес мусульман Щелково враждебность, был получен ответ от Рината Сайфутдинова: «С русскими жителями у нас прекрасные отношения, и ничего подобного ни вовремя возведения мечети, ни после захвата заложников в театральном центре не было».

Здание мечети состоит из двух этажей и рассчитано на 400 прихожан. На данный момент пятничные молитвы посещают 90 человек. Жизнь мусульманской общины, отличается насыщенностью. При мечети второй год ведет свою работу воскресная образовательная школа, здесь прихожан обучают татарскому и арабскому языку преподаватели из духовного управления.

При проведении общих молитв имам обращается к прихожанам на двух языках, татарском и русском, так как среди верующих есть не только татары. К примеру, дагестанец Омар, стал жителем Щелково совсем недавно, но у него уже появились друзья, молодые прихожане мечети, которые в шутку зовут Омара – ваххабитом. Как рассказывает дагестанец: «Правильно, мусульманин должен чтить и жить по законам шариата, но шариат должен быть в душе верующего. Можно ли заставить верить под дулом автомата? Во время, когда в Дагестан прорвались боевики, каждый из нас был готов защищаться до последнего».

В мусульманской общине есть и русский, это Валерий студент четвертого курса. Как он утверждает, принять мусульманскую веру его никто не агитировал, сюда он пришел сам. А что касается теперешних отношений к нему его однокурсников и друзей они остались прежними.

Уже по отъезду к нам подошла пожилая женщина по имени Флора. Сын Флоры нес службу на Тихоокеанском флоте, и вернулся домой инвалидом II-й группы. Сегодня община уделяет большое внимание семье, помогает материально и духовно. Как рассказывает женщина, в то время когда у ее сына начинаются тяжелые приступы, с общины обязательно приходят несколько человек и возносят молитвы у них дома. А так мечеть сын посещает сам, вот только в этот раз остался дома с маленьким ребенком. Это большое счастье, что наконец-то мечеть рядом. В Московскую мечеть ему тяжело было бы добираться.

http://www.e-journal.ru/kr/mechet.htm