Вопросы веры всегда непростые. Кто-то стал верующим в семье, как это было испокон веков. Дети первые наставления получали от родителей, дедушек и бабушек. Но не всегда путь к вере «прост». Да и чаще всего, в наши дни, он бывает сложен и тернист.

Динислам Шарипов – тюремный имам. Одна из основных задач его служения – духовное окормление оступившихся граждан – мусульман, пребывающих в местах лишения свободы – СИЗО, ИК, воспитательных колониях. Динислам хазрат -  имам-хатыб Духовного управления мусульман Московской области, член межрелигиозных рабочих групп при УФСИН России по Московской области и по Москве.

 

Расскажите о себе. Откуда Вы родом? Какое у Вас образование?

По светской специальности – я строитель. Религиозное образование – медресе, Исламский колледж Московской области. В настоящее время учусь в Московском исламском институте. Чтобы наставлять других на путь веры надо и самому иметь веру. В Исламе я с детства. Родом из Башкирии. В семье – все мусульмане. Мой дядя - Даян хазрат Фатхуллин -  депутат сельского собрания и уже более 20 лет имам-хатыб мечети села Муракаево Абзелиловского района. Он давал мне наставления на пути Всевышнего. Дядя – построил сельскую мечеть и четыре дома рядом: мусафирский – для путников, второй – библиотека и мактаб для детей, третий – медресе, а в четвертом живет служитель при мечети.

 

Как началось Ваше духовное служение в Московской области?

В 2015 году приехал в Московскую область. Сразу же поступил в Исламский колледж Московской области, по окончании - нес духовное служение и в Московской Соборной мечети – проводил джаназа-намазы, был имамом в разных мечетях Подмосковья – «разъездным» - подменял других имамов. В 2018 году по поручению Муфтия Московской области Рушана хазрата Аббясова был назначен имамом-хатыбом в город Яхрома Московской области. Именно там, кроме непосредственно духовного служения, начал вести активную общественную деятельность, наладил контакты с администрацией округа, общественными организациями, представителями других религий, силовыми структурами. Примерно через год я уже включился в работу по духовному окормлению мусульман, находящихся в СИЗО, стал членом Межрелигиозной рабочей группы при УФСИН по Московской области. Занимал должность директора медресе при Мусульманском центре в Реутове. С 2021 года – имам-хатыб в Мусульманском центре в подмосковных Котельниках. Параллельно преподаю в Исламском колледже Московской области предмет «Введение в специальность». Вхожу также в состав Межрелигиозной рабочей группы при УФСИН по Москве и в Штаб гражданских инициатив при главе городского округа Котельники.

 

Сколько исправительных учреждений Вы посещаете?

Хочу сказать, что и раньше подмосковные имамы посещали места лишения свободы, но эта была скорее личная инициатива по договоренности с администрацией и основанная на конституционных правах граждан. Полтора года назад появилась Межрелигиозная рабочая группы при УФСИН по Московской области и теперь это уже целенаправленная работа ДУМ МО в сфере духовного окормления мусульман-заключенных. Соглашение о сотрудничестве между УФСИН по Московской области и ДУМ МО на стадии подписания. Подписание Соглашения позволит работать еще более активно.

Теперь про исправительные учреждения. Начнем с Воспитательной колонии для несовершеннолетних в Можайске. В этой колонии четверо несовершеннолетних мусульман, один из которых принял ислам, уже находясь в колонии, осознав высокие духовные принципы нашей веры. Далее ИК-1 и ПФРСИ в п. Новое Гришино Дмитровского городского округа – женская колония. В Можайске - СИЗО-10. СИЗО-5 в Кашира, СИЗО-2 в Волоколамске и СИЗО в Ногинске – во всех этих изоляторах много заключенных, с которыми я взаимодействую. Также СИЗО-6 и ИК-6 в Коломне, СИЗО-7 в Егорьевске. КП-2 – колония-поселение в Зеленограде, которая сейчас относится к системе УФСИН по Москве. КП-3 в Электростали.

Молельные комнаты есть в ИК-1, СИЗО-5 в Кашире и в СИЗО-2 в Волоколамске. Работаем над тем, чтобы открыть молельную комнату в СИЗО в Егорьевске. Проблема в том, что большинство СИЗО – «старые», построены давно и свободных помещений, практически нет. Но мы совместно с руководством учреждений ищем пути решения.

 

Как проходят Ваши встречи с осужденными?

В различных СИЗО и ИК это может быть по-разному. В СИЗО, обычно, мы обходим камеры. Если там есть мусульмане – они задают вопросы, на которые я отвечаю. В это же время мусульмане могут записаться на личную беседу, которые проводятся в индивидуальном порядке после обхода. Беседа проходит либо в мусульманской молельной комнате (если она есть), либо в кабинете психолога или воспитателя. Мы ведем диалог, я отвечаю на вопросы, совершаем дуа-молитву по их просьбе, даю духовные наставления. В колониях встречи проходят в актовых залах или молельных комнатах. В актовых залах коллективные мероприятия - провожу лекции для заключенных, проповеди, даю наставления. После лекции подходят мусульмане, а иногда и православные, и задают вопросы, на которые я отвечаю. Часто просят привезти литературу и атрибутику. Я фиксирую информацию и потом привожу все необходимое и передаю в ИК. Это книги, тюбетейки, четки…в женских колониях платки…, коврики для намаза и другое – то, что разрешено к использованию в учреждениях системы УФСИН. Все печатные издания проходят строгую проверку и в ДУМ МО и в учреждениях УФСИН. Книги направляются в библиотеки исправительных учреждений, откуда их выдают на руки заключенным. Активно помогают при сборе литературы – мечети в Яхроме, Реутове, Подольске.

 

Как оборудуются мусульманские молельные комнаты? Как их посещают заключенные?

Мусульманские молельные комнаты открываются и оборудуются по согласованию с администрацией исправительных учреждений. Мы завозим туда ковры, оснащаем их необходимой атрибутикой, минбаром. В ИК заключенные могут посещать молельные комнаты в свободное от работы время – в соответствии с распорядком дня. Могут почитать намаз, читать Коран. В СИЗО все немного по-другому. Там подследственные не могут самостоятельно передвигаться по территории без конвоя, они попадают в молельные комнаты только, когда приезжает имам.

 

Как проходят Ваши встречи с руководством УФСИН?

Руководство УФСИН по Московской области находится в Реутове. Там проводятся встречи, круглые столы различной профильной тематики, в том числе по Неделям межрелигиозного диалога. Во время круглых столов мы – члены межрелигиозной рабочей группы – выходим на связь по ВКС с начальниками колоний и обсуждаем наиболее актуальные вопросы: профилактику экстремизма, профилактику суицида, проведение мероприятий, различные формы взаимодействия. Непосредственно в СИЗО или ИК я встречаюсь с начальником или заместителем по воспитательной работе. Один из главных вопросов – открытие молельной комнаты, если ее еще нет. Говорим об укомплектовании библиотек религиозной литературой. С замом по воспитательной работе говорим о заключенных, особенно тех, кто в группе риска по суициду, имеет другие проблемы. Есть уже положительный опыт. В Кашире плотно работаем в тандеме с психологами, удалось профилактировать и предотвратить негативные явления. Лишение свободы – это стрессовая ситуация для многих людей. Оказавшись в ней, легко впасть в депрессию и отчаяние, начинают приходить различные деструктивные мысли, вплоть до мыслей о самоубийстве. В такие моменты очень важно поддержать человека, напомнить о прощении и безграничной милости Всевышнего, сказать те слова, которые одновременно и успокоят человека, и запустят процессы осознания и переосмысления жизненных установок, укрепят веру в Бога. Имам в местах лишения свободы это и наставник, и воспитатель, и психолог. Мы помогаем осознать вину и встать на путь исправления. Члены межрелигиозной рабочей группы также призваны контролировать соблюдение прав заключенных на вероисповедание и духовное окормление. Необходимо разъяснять руководству исправительных учреждений, каковы особенности религиозной практики ислама, в том числе необходимость совершения пятикратного намаза.

 

Как развивается межрелигиозный диалог на ниве духовного окормления заключенных?

Руководитель Межрелигиозной рабочей группы при УФСИН России по Московской области, помощник начальника УФСИН России по Московской области по организации работы с верующими – священник Михаил Сергеевич Куземка. Поэтому мы работаем в постоянном контакте с православными в деле духовного окормления заключенных. Все мероприятия – конкурсы, викторины и, конечно, Недели межрелигиозного диалога проводятся совместно, что показывает нашим верующим в местах лишения свободы, что мы братья и, несмотря на разность религий и религиозных практик, Бог один. Для меня самого наставником является муфтий Московской области Рушан хазрат Аббясов, который выстроил систему духовного просвещения и образования в регионе, ведет продуктивный межрелигиозный диалог, активно участвует в общественной жизни региона, инициирует и проводит социально-благотворительные и просветительские проекты.

 

Пресс-служба ДУМ МО