Новости
Путешествие в столицу Татарстана
- Информация о материале
- 1760
Г.Державин
Путешествие в столицу Татарстана.
Ежегодная поездка в Казань стала, практически, традицией для Региональной национальной татарской культурной автономии. Не исключением стал 2010 год. Около сорока человек из городов Подмосковья составили делегацию активистов РТНКА. Руководителем поездки была выбрана тогдашний председатель Электростальской МНТКА – Румия Каюмовна Юсим, которую хорошо знают во всех татарских общинах Подмосковья. В состав делегации вошли и представители Электростали. Среди участников поездки были не только татары-мусульмане, но и православные – русские, украинцы, что вполне естественно ведь атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания очень характерна для подмосковных мусульман, да и, вообще, для всех истинных мусульман.
ИЛЬДАР НУРИСЛАМОВ
- Информация о материале
- 2649
Ильдар Нурисламов родом из Башкирии – из небольшого поселка Верхний Киги, что примерно в трех часах езды от Уфы. Родители – Борис Хамитович и Лия Кавыевна уроженцы Верхнего Киги. Отец – строитель, мама – учительница. В двенадцатилетнем возрасте Ильдар вместе с родителями переехал в Златоуст известный мастерами кузнечного дела. Поэтому неудивительно, что после окончания средней школы он поступил в индустриальный техникум по специальности ковочно-штамповочное производство. Затем - армия - служба затянулась на долгих шесть лет. Собственно говоря, для Ильдара она вовсе не тянулась – это был добровольный выбор. Без отрыва от службы он экстерном окончил военное училище. В один из отпусков женился на девушке, с которой давно встречался. Молодая супруга Рашида – выпускница златоустовского педагогического училища. Выйдя в отставку, Ильдар Борисович вместе с Рашидой Рафаэльевной обоснавался в Электростали, где ему предоставили жилье.
В семье Нурисламовых во Всевышнего верили всегда, но напоказ веру не выставляли. Ни одной мечети в ту пору в Златоусте не было, имамов и мулл тоже. Молились дома. В семье хранился старенький зачитанный дедушкин Коран.
Уже в зрелом возрасте Ильдар Нурисламов с супругой стал посещать Ихляс – мусульманскую школу, которая действовала при одной из мусульманских общин в Москве и располагалась на Петровско-Разумовской улице. За четыре года учебы супруги открыли для себя совсем иное представление об окружающем их мире, к Вере приобщился и сын Денис. Вскоре узнали, что действует медресе в Электростали, познакомились с имамом Ринатом-хазратом, стали посещать занятия, которые проходили по воскресеньям в клубе имени Горького. Когда Администрация города предоставила помещение на улице Горького, Ильдар Нурисламов с энтузиазмом включился в работу по ремонту и благоустройству. Вместе с Рашидом Рахматуллиным, Булатом Бутабаевым, Жавдетом Дубинниковым, Анасом Султангалиевым, Рашидой-апа Усмановой, Румией Каюмовной Юсим и другими активистами собирали деньги, закупали материалы и, конечно, работали, что назывется, своими руками. Естественно, большую помощь оказала Ногинская мусульманская община, Рушан-хазрат Аббясов и Духовное Управление Мусульман европейской части России. Сейчас Ильдар Нурисламов активно участвует в осуществлении проекта по строительству мечети в Электростали, в работе Совета мусульманской общины «Сабыр».
АСХАТ НИГМАТУЛЛИН
- Информация о материале
- 2875
АСХАТ НИГМАТУЛЛИН
Асхат Нигматуллин трудится в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Работа эта нелегкая и часто «неблагодарная» - ведь хорошее – подстриженные газоны и кусты, чистые улицы, убранные придворовые территории - люди часто не замечают и не задумываются - каким трудом это дается. Зато малейший недочет вызывает «бурю» возмущения и поток жалоб во все инстанции. Рабочий день у коммунальщиков чаще всего ненормированный, даже, если это не прописано в должностной инструкции. Частенько его «рабочий день» в самом разгаре и вечером, несмотря на то, что официальное время работы давно закончилось. Но Асхат Нигматуллин привык порученное дело всегда доводить до завершения, даже, если это кажется почти невозможным. Это определяет характер человека, его меру ответственности за свое дело, за выполнение поставленной задачи.
Когда Ренат хазрат Аббянов поехал учиться в Катар, именно Асхат Нигматуллин был назначен исполняющим обязанности председателя мусульманской общины «Сабыр» - работал в постоянном контакте с администрацией городского округа, участвовал в переговорах, выполнял поручения Рушана-хазрата, во многом способствовал тому, что мусульманской общине было предоставлено новое помещение – после пожара на улице Горького.
Асхат Нигматуллин много работает на благо мусульманской общины «Сабыр». Одна из важнейших его заслуг постоянный контакт с подразделениями городской Администрации, с силовыми структурами города, что позволило в оптимальные сроки решать многие задачи, стоящие перед общиной, в том числе и по выделению земельного участка под строительство мечети в Электростали, разработку плана строительства, оформления документов, касающихся мусульманского кладбища и придания ему официального статуса.
ВЕРА ПОМОГЛА ВЫСТОЯТЬ
- Информация о материале
- 2029
Гарифзян Хайрулин родился двадцать пятого октября 1925 года в селе Бик-Утеево Буинского района Татарстана. Семья была верующая и очень набожная. В марте 1943 года был призван в армию – восемнадцати лет ему еще не было. Сначала попал в общевойсковую учебную часть в Горьковской области, а затем на фронт. Попал на Четвертый Украинский Фронт. В дальнейшем служил и на Третьем Украинском и на Втором. Был и артиллеристом и шофером и пехотинцем. Как вспоминает сам ветеран, в военных условиях была полная взаимозаменяемость – надо было заменить раненого или погибшего товарища – на его место вставал другой боец – быстро осваивали разные военные специальности. На всю жизнь запомнил Гарифзян Асатович бои за освобождение Крыма. На подступах к полуострову на гнилом озере Сиваш трое суток стояли по пояс в воде – нельзя было даже папиросу закурить – иначе враг обнаружит с противоположного берега. Страшными и кровопролитными были бои за Севастополь. «Солнце вставало, освещало Сапун-гору – а она вся красная была – от крови. Простреливался каждый камушек, каждая кочка, в атаку ходили под непрерывным огнем – убитых и тяжелораненых было не счесть». Надежду и уверенность вселяла нерушимая вера во Всевышнего и любовь к Родине
Во многих великих сражениях Великой войны принял участие Гарифзян Хайрулин. Да вот рассказывать о них ему было тяжело – годы дают о себе знать и вновь вернуться к героическим, но страшным и печальным событиям, вновь переживать гибель близких людей и товарищей по оружию не просто. Но есть и немые рассказчики – награды. Орден Великой Отечественной войны второй степени. Медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За танковое сражение на Курской дуге», «За Победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», а также личная благодарность Сталина.
Закончил войну Гарифзян Асатович в Вене в 1945 году, а служил до 1949 года, так как нового пополнения для армии до этого года собрать не смогли. В Электросталь сержант Хайрулин приехал к брату отца. Город ему понравился, работать устроился на завод «Почтовый ящик» - ныне ОАО «Машиностроительный завод». На мой вопрос «А кем Вы работали, что делали?» - Гарифзян Хайрулин коротко, но решительно ответил – «об этом рассказать не могу и писать об этом не надо». Вот она военная закалка – завод закрытый, а значит и информация о нем тоже. И все же из нашей беседы я поняла, что не только воевал, но и работал он на славу, имеет награды и за трудовую доблесть. «Это уже другое – тоже нелегко было в послевоенное время. Но это мирное время. Мы победили. Война закончилась и это была Великая радость для всех».
ПЕРВЫЙ МУЛЛА
- Информация о материале
- 3362
ПЕРВЫЙ МУЛЛА
Ахмет Абдряшитов родом из села Бестянка Кузнецкого района Пензенской области. Родился еще до революции в 1909 году. Отец его Хасян был ишаном – учил сельских детишек арабскому языку и основам Ислама, а также выполнял обязанности имам-хатыба – в селе было две мечети. Ишаном был и дед, но, к сожалению, его имени сейчас мы уже не вспомним. До революции таких людей, как Хасян и его отец почитали и ценили. Ахмет пошел по стопам отца и деда – усердно и с благоговением учил язык Священного Корана. Стал очень образованным человеком. При этом крестьянского труда никогда не чурался, и этим тоже заслужил уважение односельчан. Отец - Хасян - прожил немного, умер молодым, семья осиротела. Главным работником и кормильцем стал старший сын Ахмет. Люди – родственники, соседи, просто односельчане тоже помогали. Так было принято. Рядом с татарской Бестянкой – русское село Марьевка. Русские и татары жили очень дружно – на праздниках деревенских, на свадьбах вместе гуляли. Правда татары самогонку не пили, зато пироги стряпали знатные, всем по вкусу, да и гармошки татарские всегда в почете были. В беде тоже – все рядом. Пожар ли, недород к друг другу на помощь всегда прийти, готовы были - не различали по национальности.
Жену – Сарви – девушку верующую и благочестивую - нашел себе Ахмет в родном селе. Работали много, растили троих детей, жизнь была нелегкой.
Случилось так, что семья Абдряшитовых вынуждена была переехать в Калининскую область, в Конаково, там и обосновались. Начали налаживать жизнь, обживаться стали, а тут война. Ахмета призвали в армию, Сарви осталась с детьми. В действующей армии Ахмет прослужил недолго – срочно потребовались рабочие руки на одном из Подмосковных оборонных предприятий, поставлявших снаряды прямо на фронт. Предприятие – «Почтовый ящик №3» - находилось в Электростали. Так Ахмет попал на завод, где честно и добросовестно проработал до самой пенсии. Жена поехала к мужу. Как ей удалось в тяжелое военное время с тремя малолетними детьми проделать неблизкий путь? Помогла любовь и вера, и, конечно, Всевышний.
После войны появилось на свет еще двое детей. Всего их у Ахмета Хасяновича и Сарви Абдулловны было пятеро. На заводе Ахмет Абдряшитов был всегда на хорошем счету, передовой работник. Уважением и почтением стал пользоваться он у всех мусульман города. Ближайшая мечеть была в Москве. По возможности Ахмет по пятницам ездил туда. Дома молился всегда, даже на работе старался найти такую возможность. Он прекрасно знал арабский язык, который давался ему достаточно легко, Священный Коран читал наизусть. Электростальские и ногинские татары собирались у него на праздничные Меджлисы, иногда человек по пятьдесят. После совместной молитвы Сарви Абдулловна всех угощала, готовила угощенье сама.
Ахмет имел много учеников. Среди них Захиря-апа, Хасан-мулла, Рашида-апа, Сафа-хазрат. Выйдя на пенсию, Ахмет Хасянович стал регулярно ездить в Московские мечети, чаще собирать людей для совершения Намаза. Дорогим гостем он был и для ногинчан и для многих жителей окрестных городов и поселков Московской области. Это вполне естественно – более знающего и благочестивого человека во всей округе не было. О нем знали многие добрые люди, знали и недобрые – послали донос в соответствующие органы. Домой к Ахмету приехали люди в штатском, стали задавать вопросы – «Вы мулла? Зачем проповедуете Ислам? Зачем одурманиваете людей?» Мудрый старец сумел доказать, что верить во Всевышнего не запрещено – в Москве действует мечеть, агитировать, а тем более, обманывать никого ему не приходится, ученики – пожилые люди приходят по собственному желанию, корысти никакой нет – напротив сам всех с удовольствием кормит-поит. Товарищи из компетентных органов этими ответами удовлетворились и Ахмета-муллу не тронули. Он продолжал свое святое дело. Всевышний наградил Ахмета - муллу долголетием. Он скончался в 2001 году в возрасте девяносто двух лет. Якуб Абдряшитов с теплотой вспоминает о своем отце, как и все, кто знал его. Его благочестие и набожность передалась всем членам семьи.