Фетва разработана Отделом фетв Духовного управления мусульман Московской области. В рамках данной фетвы будут рассмотрены следующие вопросы:
- Можно ли считать мусульманина, павшего жертвой коронавируса, мучеником и расценивать его смерть мученической?
- В каких случаях не осуществляется омовение тела умершего от коронавируса? Каким образом совершается погребальная молитва (джаназа)?
- Дозволена ли кремация тела мусульманина, скончавшегося от коронавируса?
1. Можно ли считать мусульманина, павшего жертвой коронавируса мучеником и расценивать его смерть мученической?
Мусульманин, умерший в результате заражения коронавирусной или любой другой инфекционной болезнью, наподобие чумы или холеры, является мучеником последующего мира – Ахирата. Похороны такого человека проходят в обычном для таких случаев порядке: совершается полное омовение тела (гусль), заворачивание в саван и прочтение погребальной молитвы. Доказательством этому является хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Пятеро являются мучениками (шахидами): умерший от чумы, умерший от болезни живота, утонувший, погибший под обломками и павший на пути Аллаха» [1].
В другом своем хадисе Пророк, мир ему, отдельно отметил, что «умерший от чумы- мученик» [2]. Примечательно, что в толковом словаре арабского языка «Лисан аль-Араб» ибн Манзура слово чума - طاعون , упомянутая в хадисе, толкуется именно в значении некой общей болезни или эпидемии, способной наносить вред умственному и физическому состоянию людей. Это еще раз косвенно подтверждает, что вышеприведенные хадисы могут подразумевать различного рода эпидемии, и что мусульмане, павшие жертвой такой эпидемии, могут называться мучениками последующего мира - аль-Ахира.
Безусловно, присвоение такого высокого статуса говорит о большой награде и божьей милости, которой будет облагодетельствован верующий в загробной жизни, испытанный этой болезнью при жизни и проявившей при этом великое терпение.
Однако, важно учесть, что верующий мусульманин не будет считаться мучеником последующего мира, если заражение инфекцией и последующая смерть произошла вследствие его личной халатности и несоблюдения санитарных правил, установленных профильными ведомствами на территории пребывания или проживания.
Молим Всевышнего о Его безграничной милости и милосердии, защите нас от эпидемии, выздоровлении заболевших и прощении для умерших.
2. В каких случаях не осуществляется омовение тела умершего от коронавируса? Каким образом в таком случае совершается погребальная молитва (джаназа)?
Как известно, учёные четырёх мазхабов единогласны в том, что омовение тела умершего мусульманина является коллективной обязанностью - фард кифая. Точно также как обязанностью мусульман в отношение умершего является заворачивание в саван тела и чтение погребальной молитвы - джаназа.
Важно отметить, что в случае, если омовение тела умершего может представлять угрозу для жизни и здоровья окружающих, то необходимость совершения данного фарда опускается. В таком случае совершается тайаммум-очищение песком, при условии, что это безопасно для окружающих. В ситуации, когда любое прикосновение или взаимодействие с телом умершего несет угрозу - захоронение умершего совершается в соответствии с действующими санитарными требованиями. Совершение погребальной молитвы-джаназа возможно над могилой.
Вышеизложенное правовое решение также касается тех умерших, омовение тел которых невозможно по причине порчи трупа вследствие пожара или другим причинам.
Хотелось бы обратить внимание, что осуществление похорон верующего мусульманина без омовения его тела допускается только в случае соответствующего заключения от вызывающего доверие врача или другого профильного специалиста, в котором подтверждается, что любой контакт с телом умершего несет угрозу для здоровья или жизни окружающих.
3. Дозволена ли кремация тел мусульман, скончавшихся от коронавируса?
Не дозволяется сжигание тела умершего мусульманина, поскольку, согласно мусульманской традиции, мертвое тело также неприкосновенно, как и живое.
Об этом говорится в следующем хадисе Пророка Мухаммада, мир ему: «Сломать кость мёртвого всё равно, что сломать кость живому» [3].
Таким образом, Ислам призывает бережно и аккуратно относится к телу умершего человека.
Обращая внимание на неприкосновенность покойных и необходимость выражения им уважения, Посланник Всевышнего, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал садиться на могилы.
Кремация тела мусульманина является запретным действием, если нет вынужденной ситуации, например, такой как распространение заразной болезни, от которой не спасёт даже погребение.
Так Всевышний Аллах в Коране предписывает верующим: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» [4]. Пророк Мухаммад мир ему сказал: «Из того, что я повелеваю делайте то, что в ваших силах» [5].
В случае, если прах покойного после кремации был погребен, то над местом захоронения дозволено чтение погребальной молитвы-джаназа.
Категорически не дозволяется осуществление просьбы человека кремировать тело после смерти, ввиду того, что такая просьба явно противоречат шариатским положениям.
Всевышний же знает лучше!
---
1. Сахих Муслим, Бейрут – 1971, Дар аль-кутуб аль-илмия, том 2, хадис №1914.
2. Сахих Муслим, Бейрут – 1971, Дар аль-кутуб аль-илмия, том 2, хадис №1915.
3. Шарху Сунан Аби Дауд, Махмуд ибн Ахмад, Рияд – 1999 г., том 6, хадис №1642
4. Смысловой перевод священного Корана на русский язык, Эльмир Кулиев, Мадина Мунаввара – 1425/2004г., сура 64, аят 16.
5. Сахих Муслим би шарх ан-Навави, Бейрут – 1971, Дар аль-кутуб аль-илмия, том 15, хадис №1971.