ПРОРОЧЕСТВО И НЕОБХОДИМОСТЬ В ПРОРОКАХ

 

Четвертым столпом Имана (веры) является вера в пророков. Пророчество – это миссия получения от Всевышнего Аллаха информации, приказов и запретов и передача их людям. Для этой миссии Всевышний избрал самых лучших и достойных Своих рабов, поэтому пророком невозможно стать собственными усилиями, стараясь в богослужении. Ниспослание пророков – величайшая милость Аллаха, в ней много мудрости и пользы. Люди нуждаются в пророках, указывающих путь постижения истинной веры.

Хотя люди и способны своим разумом осознать существование Аллаха и то, что Он является Одним Единственным Богом, но все же есть целый ряд великих Его Атрибутов, которые людям не под силу познать самостоятельно. Кроме того, людям неизвестно, как следует совершать богослужение (‘ибада), они не знают ничего о будущей вечной жизни (ахыра), о Рае и об Аде, о видах милостей и мук, не знают о том, каким образом можно удостоиться Рая или как избавиться от мук Ада. Духовное и морально-нравственное возвышение человека, достижение им счастья и в земной, и в будущей вечной жизни возможно, только если он будет следовать прямым, безупречным путем, предписанным Всевышним Аллахом, выполняя все Его повеления и избегая запретов, сообщенных пророками.

Для удовлетворения этих потребностей человека Всевышний Аллах послал пророков, сообщив им обо всем, возложил на них обязанность указывать людям путь истины и справедливости. Кроме того, если бы пророки не были бы посланы к людям, то они были бы вынуждены подолгу задумываться о том, какие вещи являются полезными, а какие – вредными, и тогда они потратили бы на это слишком много времени, пренебрегая выполнением других дел. Или же тогда люди стали бы экспериментировать, чтобы на своем опыте узнать, что является полезным, а что – вредным, на что у них ушла бы вся жизнь до тех пор, пока они не столкнулись бы лицом к лицу со смертью. Поэтому Всевышний Аллах послал пророков, что является проявлением Его милости к людям.

Мусульмане верят и признают истинными Божьими посланцами всех пророков: от первого человека и пророка Адама, включая Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и заканчивая последним пророком Мухаммадом, мир им всем.

 В Священном Коране не указывается точное количество пророков:

 «Мы отправляли посланников и до тебя (Мухаммад). Из их числа были те, о ком Мы рассказали тебе, а также те, о ком Мы тебе не рассказывали»[1].

Таким образом, из данного аята можно заключить, что точное количество посланных пророков не известно.  Хотя в некоторых изречениях (хадис) пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и говорится о 124000 или 224000 Божьих посланцев за всю историю человечества[2], оговаривать точную цифру не рекомендуется, так как если в действительности количество пророков оказалось больше этой цифры, то тогда истинных пророков не принимали бы за пророков. Или наоборот, если их количество было меньше, то тогда возникла бы опасность причислить к пророкам тех, кто на самом деле ими не является. Поэтому, правильно говорить так: «Я уверовал во всех пророков, посланных Аллахом, начиная с пророка Адама и заканчивая пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха».

У всех  пророков была одна религия – Единобожие, покорность и поклонение только Единому Богу, по-арабски «Ислам». Поэтому Ислам – это религия всех пророков, и все они в Коране названы «муслим» - мусульманами, т.е. людьми, покорившимися Единому Богу.

Что же касается форм поклонения и законов, то у разных пророков они могли изменяться. Например, во времена пророка Адама было предписано выполнение одной молитвы в день, позже, при следующих пророках их количество увеличилось до двух, а в соответствии с последним Божественным законом, переданном через пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, обязательна ежедневная пятикратная молитва.

 

МИССИЯ ПРОРОКОВ

 

Пророки – это избранные Аллахом мужчины, которые обладали высокой нравственностью и были примером для людей. Каждый из них обладал совершенными качествами правдивости, верности, проницательности и безгрешности. Ни один из них не был лжецом, предателем или глупцом. Каждый из них был непогрешим – защищен от греха неверия и других больших и малых грехов как во время пророческой миссии, так и до нее.

Всевышний Аллах по Своей милости возложил на пророков миссию научить людей религии и указать им путь к счастью в этой жизни и в Вечности. Пророки рассказывали людям об Аллахе, учили вере и поклонению Аллаху, разъясняли законы религии и нормы морали. Они сами выполняли все, к чему призывали, являясь лучшим примером для человечества. Для того чтобы люди поверили в их пророческую миссию, по воле Аллаха пророки совершали чудеса. Они радовали вестью о вечной жизни в Раю тех, кто будет соблюдать повеления Всевышнего Аллаха, и предупреждали об адских мучениях тех, кто не уверует и ослушается.

 

качества, Обязательно присущие Пророкам

 

  1. Правдивость (Сыдк). Пророки правдивы во всем. Каждый пророк правдив, чистосердечен и порядочен. Пророк никогда не говорит неправду. Если бы они говорили неправду, то тогда они потеряли бы доверие людей к себе, и тогда цель их послания не осуществилась бы. Все пророки за всю свою жизнь, до начала осуществления своей пророческой миссии и во время нее не сказали ни слова неправды.
  2. Надежность (Амана). Все пророки – люди надежные. Они никогда не предавали, им можно было доверять во всем. Они никогда не присваивали того, что давали им на хранение.
  3. Проницательность (Фатана). Пророки были умными, проницательными и мудрыми. Им обязательно присуща рассудительность, понятливость и проницательность. Глупость, как антоним вышеуказанных качеств, не присуща пророкам. Если пророки не были бы умными и проницательными, то тогда они не смогли бы добиться успеха в убеждении людей, к которым они обращались с проповедями.
  4. Безгрешность (Исмат). Пророки никогда не совершали ни больших, ни малых грехов, как во время пророческой миссии, так и до нее. Даже если они и делали человеческие ошибки, не являющиеся грехами, они непременно исправляли их, благодаря предупреждению от Аллаха. Такого рода мелкие ошибки пророков по-арабски называются «зáлля».
  5. Оповещение (Таблиг). Пророки передавали людям законы Аллаха в том виде, в каком получали их, без каких-либо изменений, ничего не скрывая. Каждый пророк донес до своей общины полученные им сведения дословно, выполняя тем самым свою пророческую миссию.

 

ИМЕНА ПРОРОКОВ, УПОМЯНУТЫХ В священном КОРАНЕ

 

Первым пророком был Адам, мир ему, последним – Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Как уже было отмечено выше, между ними было много Божьих посланцев человечеству. В Священном Коране упомянуты имена 25 пророков:

1. Адам;

10. Якуб (Иаков);

19. Юнус (Иона);

2. Идрис (Енох);

11. Юсуф (Иосиф);

20. Ильяс (Илия);

3. Нух (Ной);

12. Шуайб;

21. Альяса (Елисей);

4. Худ;

13. Харун (Аарон);

22. Закарийя (Захария);

5. Салих;

14. Муса (Моисей);

23. Яхья (Иоанн);

6. Лут (Лот);

15. Дауд (Давид);

24. Иса (Иисус);

7. Ибрахим (Авраам);

16. Сулейман (Соломон);

25. Мухаммад.

8. Исмаил (Измаил);

17. Айюб (Иов);

 

9. Исхак (Исаак);

18. Зулькифль;

 

 

 

Что озНачает «Му‘джиза» и «Карамат»?

Пророческое чудо по-арабски называется «муджиза». Это сверхъестественное явление, доказывающее истинность пророчества. Только пророки могут делать «муджиза», которое происходит только по воле и могуществу Аллаха. Каждый пророк явил свои чудеса в доказательство своего пророчества.

«Карамат» – это сверхъестественные явления, происходящие по Воле Аллаха у святых праведников (по-арабски «вали», мн.ч. «авлия»). Праведность – это степень приближенности к Аллаху, которую человек может достигнуть, очень щепетильно выполняя повеления Всевышнего Аллаха и избегая грехов. В Священном Коране говорится:

«Прислушайтесь! Воистину, страх небудет властвовать над близкими кБогу людьми (авлия’), иони небудут опечалены. Тем, которые уверовали ибыли набожны радостная весть вмирской жизни иввечности. Неизменны слова Всевышнего. Этовеликий триумф»[3].

«Аллах является покровителем верующих, выводит ихиз тьмы ксвету. Покровителямиже безбожников являются Сатана иидолы, выводящие ихизсвета изаводящие вотьму. Таковые являются обитателями Ада навечно»[4].

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал о праведниках:«Это такие люди, посмотрев на которых вы сразу вспоминаете Аллаха».

С точки зрения феноменальности, между «му‘джиза» и «карамат» нет отличий. Разница заключается в том, что «му‘джиза» возникает у пророка, и он открыто демонстрирует его людям в качестве подтверждения своего пророчества,  «карамат» же возникает у святого праведника, который не призван его демонстрировать.

Примеры чудес праведников описаны и в Священном Коране, например:

«Ивсякий раз, как Закария (Захария) заходил кней валтарь, оннаходил перед ней удел (еду). Сказалон [однажды]: «Марьям (Мария)! Откуда утебя это?» Она ответила: «Это отсамого Аллаха, Онниспосылает бессчетные дары тому, кому пожелает»[5].

«Ты думаешь, что случившееся с обитателями пещеры в той долине (или: «с обитателями пещеры и обладателями того письма») было чем-то необыкновенным, более удивительным, нежели другие Наши знамения?! Скрываясь, они спрятались в пещере и взмолились: «Господи, помилуй нас и поведи по верному пути». Мы усыпили находящихся в пещере, так что они не слышали происходящего вокруг на протяжении долгих лет. Затем разбудили их, чтобы выявить, какая из двух групп более точно вычислит срок забвения (пребывания в глубоком сне)»[6].



[1] Св. Коран, 40:78.

[2] Ахмад бин Ханбаль «Муснад», VI, 266.

 

[3] Св. Коран, 10:62-64.

[4] Св. Коран, 2:257.

[5] Св. Коран, 3:37.

[6] Св. Коран, 18:9-12.