ПРАЗДНИЧНЫЕ НАМАЗЫ

Совершение коллективного праздничного намаза – символ братства и единства верующих. Праздники являются милостью Аллаха, они играют большую роль в примирении и сближении мусульман.

Существует два мусульманских праздника:

1. Праздник Разговения (арабск. «‘ид аль-фитр», тюрк. «ураза-байрам») – 1 число месяца Шавваль;

2. Праздник Жертвоприношения (арабск. «‘ид аль-адха»», тюрк. «курбан-байрам») – 10 число месяца Зуль-хиджа.

Праздничные намазы относятся к категории ваджиб (необходимое) для тех же, кому обязателен пятничный намаз (аль-джума). Праздничный намаз состоит из 2-х ракяатов и совершается коллективно. В этом намазе азан и икамат не читается. Праздничная проповедь (хутба)  является желательным (сунна) и читается после намаза, в отличии от проповеди пятничного намаза (аль-джум‘а), которая является обязательной (фард) и читается до совершения самого намаза.

Порядок совершения праздничного намаза отличается от других намазов тем, что в нем совершается шесть дополнительных такбиров: три  в первом ракяате и три во втором.

 

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ПРАЗДНИЧНЫХ МОЛИТВ

 

1-й ракяат:

  1. Молящиеся за имамом становятся ровными рядами за ним. Совершают намерение: «Намерился выполнить праздничный намаз (ураза-байрам или курбан-байрам), следуя за имамом ради Всевышнего Аллаха»;
  2. Имам, подняв руки, произносит: «Аллаху Акбар». Молящиеся за ним повторяют такбир, затем складывают руки, как в других намазах.
  3. Имам и молящиеся за ним читают шепотом ду‘а «Сана»;
  4. После этого произносят три дополнительных такбира. Имам вслух, молящиеся за ним шепотом произносят такбир «Аллаху Акбар», поднимая при этом руки (как во время вступительного такбира акбир аль-ифтитах)), затем опускают руки. После короткой паузы таким же образом делаются второйи после еще одной короткой паузы третий такбиры.
  5. Имам шепотом читает «А‘узу-Бисмиллях», вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана. Молящиеся за имамом в это время ничего не читают и слушают имама.
  6. Имам и молящиеся за ним совершают поясной (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд), после чего встают на 2-й ракяат.

2-й ракяат:

  1. Имам читает шепотом «Бисмиллях», затем вслух суру «Аль-Фатиха» и другую суру.
  2. После этого так же, как и в первом ракяате, имам вслух и молящиеся за ним шепотом, поднимая руки на уровень ушей, произносят три такбира «Аллаху Акбар», делая паузу между ними. После третьего такбира, не поднимая рук, со словами «Аллаху Акбар»совершают поясной (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд).
  3. После чего совершается последнее сидение, во время которого имам и молящиеся за ним шепотом последовательно читают: «Ат-тахият», «Салават», ду‘а «Раббана атина». Затем выполняют приветствие (ас-салям) и завершают намаз.

После намаза имам поднимается на минбар и читает праздничную проповедь (хутба).

 

Возвеличивание Аллаха в дни праздника «Курбан-байрам» – Такбир

 «Ат-ташрик»

 

Начиная с утреннего намаза дня ‘Арафа (9 число месяца Зуль-хиджа) и заканчивая послеполуденным намазом (аль-‘аср) 4 дня праздника жертвоприношения (13 число месяца Зуль-хиджа) после каждого фард-намаза (всего 23 намаз) ваджибом (необходимым) является чтение специального такбира «ат-ташрик»:

 

«Аллах Велик, Аллах Велик, нет божества, кроме Аллаха, Аллах Велик, и все восхваления Аллаху».

اَللّٰهُ اَكْبَرُ اَللّٰهُ اَكْبَرُ لاٰ إِلٰهَ إِلاَّ اَللّٰهُ وَ اَللّٰهُ اَكْبَرُ اَللّٰهُ اَكْبَرُ وَ لِلّٰهِ الْحَمْدُ

«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха иллял-лаху Аллаху Акбар,  Аллаху Акбар ва лил-ляхиль-хамд».

 

Чтение этого такбира является ваджибом как во время коллективного, так и во время индивидуального совершения намаза. Мужчины читают такбир вслух, а женщины – про себя. После намаза «аль-витр» такбир «ат-ташрик» не читается.

Возмещая пропущенные намазы (када) в эти праздничные дни также необходимо читать такбир «ат-ташрик». При возмещении пропущенных намазов этих праздничных дней в другое время такбир «ат-ташрик» не читается.

 

Действия, которые желательно совершать в праздничные дни.

В день праздника желательно встать утром пораньше, сделать полное омовение (гусль), надеть самую красивую одежду. Мужчинам надушиться благовониями и отправиться в мечеть. По пути быть приветливым, раздавать милостыню (садака), поздравлять с праздником единоверцев.

В праздничные дни следует навещать друзей и родственников, прощать обиды и мирить поссорившихся. Также желательно дарить друг другу подарки, особенно детям. Кроме этого можно посещать могилы, читать Священный Коран и делать ду‘а.

 

НАМАЗ «АТ-ТАРАВИХ»

 

Намаз «ат-таравих» совершается в месяц Рамадан. Он состоит из 20 или 8 ракяатов. Намаз «ат-таравих» относится к категории желательного (сунна муаккада) как для мужчин, так и для женщин, как для постящихся, так и для тех, кто не соблюдает пост. Совершать намаз «ат-таравих» коллективно в мечети более желательно (сунна), но можно совершать его и индивидуально.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Тому, кто совершает намаз «ат-таравих» в месяцеРамадан, веря в благословенность этого месяца,с надеждой получить награды только от Аллаха, прощаются все его прошлые грехи»[1]

«Аллах сделал для вас пост в месяц Рамадан обязанностью. Я же сделал выстаивание ночной молитвы, то есть намаз «ат-таравих», сунной. Тот, кто с верой в сердце, с надеждой  получить вознаграждение (саваб) будет поститься в месяц Рамадан и выполнять намаз «ат-таравих», избавится от грехов, став подобным новорожденному»[2].

Порядок совершения намаза «ат-таравих».

Намаз «ат-таравих» можно совершать только после обязательного ночного намаза (аль-‘иша’). Намаз «аль-витр» в месяц Рамадан обычно совершается после намаза «ат-таравих», однако совершение намаза «аль-витр» до намаза «ат-таравих» допускается.

20 или 8 ракяатов намаза «ат-таравих» совершают по 2 или 4 ракяата.

 

Совершение коллективного намаза «ат-таравих» по 2 ракяата.

Намаз «ат-таравих» совершают после выполнения 4 ракяатов фарда и 2 ракяатов сунны ночного намаза (аль-‘иша’).

Делается намерение: «Намерился выполнить намаз «ат-таравих» ради Всевышнего Аллаха». Имам также оговаривает в намерении желание быть имамом, а молящиеся за ним – то, что они будут следовать за имамом.

Подняв руки, совершается вступительный такбир (такбир аль-ифтитах). Затем имам и молящиеся за ним читают шепотом ду‘а «Сана». Имам шепотом читает «А‘узу-Бисмиллях», потом вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана. Молящиеся за имамом в это время слушают его молча и ничего не читают. После этого совершаются поясной (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд).

Встав на 2-ой ракяат, имам читает шепотом «Бисмиллях», потом вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Молящиеся за ним в это время слушают его молча и ничего не читают. Далее все совершают поясной (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд), потом садятся.

Сидя, последовательно читают «Ат-тахият», «Салават», ду‘а «Раббана атина», затем выполняют приветствие (ас-салям).

Вышеперечисленные действия повторяются 10 раз по 2 ракяата, и таким образом число ракяатов достигает 20-ти. После этого коллективно совершают 3 ракяата намаза «аль-витр».

Совершение намаза «ат-таравих» по 2 ракяата в одиночку.

2 ракяата совершается так же, как намаз сунна утреннего намаза (аль-фаджр). Отличается только намерение: «Намерился выполнить намаз «ат-таравих» ради Всевышнего Аллаха». Намаз из 2-х ракяатов повторяют 10 раз. После этого совершают 3 ракяата намаза «аль-витр».

Совершение коллективного намаза «ат-таравих» по 4 ракяата.

Делается намерение: «Намерился выполнить намаз «ат-таравих» ради Всевышнего Аллаха». Имам также оговаривает в намерении желание быть имамом, а молящиеся за ним – то, что они будут следовать за имамом.

Подняв руки, совершается вступительный такбир (такбир аль-ифтитах). Затем имам и молящиеся за ним читают шепотом ду‘а «Сана». Имам шепотом читает «Аузу-Бисмиллях», потом вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана. Молящиеся за имамом в это время слушают его молча и ничего не читают. После этого совершаются поясной (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд).

Встав на 2-ой ракяат, имам читает шепотом «Бисмиллях», потом вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Молящиеся за ним в это время слушают его молча и ничего не читают. Далее все совершают поясной (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд), потом садятся и последовательно читают «Ат-тахият» и «Салават».

Поднявшись на 3-й ракяат имам и молящиеся за ним читают шепотом ду‘а «Сана». Потом имам шепотом читает «А‘узу-Бисмиллях» и вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Молящиеся за ним в это время слушают его молча и ничего не читают. После этого совершаются поясной поклон (руку‘), 2 земных поклона (суджуд) и встают на 4-й ракяат.

В 4-м ракяате имам шепотом читает «Бисмиллях» и вслух суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Молящиеся за ним в это время слушают его молча и ничего не читают. Потом все совершают поясной поклон (руку‘), 2 земных поклона (суджуд) и садятся.

Сидя, последовательно читают «Ат-тахият», «Салават», ду‘а «Раббана атина» и выполняют приветствие (ас-салям).

Вышеперечисленные действия повторяются 5 раз по 4 ракяата, таким образом число ракяатов достигает 20-ти.

После этого коллективно совершают 3 ракяата намаза «аль-витр».

Совершение намаза «ат-таравих» в одиночку по 4 ракяата.

4 ракяата совершаются так же, как сунна послеполуденного намаза (аль-‘аср). Отличается только намерение: «Намерился выполнить намаз «ат-таравих» ради Всевышнего Аллаха». Намаз из 4-х ракяатов повторяют 5 раз. После этого совершают 3 ракяата намаза «аль-витр».

 

По примеру сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, после каждых четырех ракяатов намаза «ат-таравих» (при этом не имеет значения по 2 или по 4 ракяата совершается намаз) желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

Одна из форм восхваления Всевышнего, принятая для чтения после каждых 4-х ракяатов намаза «ат-таравих»:

«Субхана зиль-мульки валь-малякут. Субхана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияи валь-джабарут. Субханаль-маликиль-хаййиль-ллязи ля ямут. Суббухун куддусун раббуль-маляикяти вар-рух».

 



[1]    Аль-Бухари, «Иман», 27; Муслим, «Мусафирин», 174.

[2]    Ахмад бин Ханбаль, Насаи.