НАМАЗ ПУТНИКА

Человек, который покинул населенный пункт, чтобы совершить путь на расстояние более 90 км (то, что можно преодолеть пешком средним шагом не менее чем за 18 часов), считается путником.

Если у путника есть намерение остановиться в каком-либо населенном пункте не более чем на 15 дней, то он считается путником, как во время путешествия, так и во время пребывания в этом населенном пункте. Если же человек собрался остановиться в каком-либо населенном пункте более чем на 15 дней, то путником он считается только в дороге до этого населенного пункта.

Путнику необходимо сокращать 4-х ракяатные обязательные намазы-фарды – полуденный (аз-зухр), послеполуденный (аль-‘аср) и ночной (аль-‘иша’) до 2-х ракяатов.

Если у путника есть время для намазов-сунны, то он совершает их полностью, не сокращая. 

Если путник следует в намазе за «местным» имамом, то совершает намаз полностью, без сокращений, так же, как и имам. Если же человек молится за имамом-путником, то после совершения имамом приветствия (ас-салям), встает и продолжает совершать оставшиеся ракяаты, как в случае опоздания на коллективную молитву.

Путник имеет право не совершать пятничный намаз (аль-джум‘а) и праздничные намазы. Но, если путник все же их совершит, они будут приняты, если того пожелает Всевышний Аллах. Если же в пятницу он не совершает пятничный намаз, то, вместо него путник должен совершить полуденный намаз (аз-зухр).

4-х ракяатный намаз, пропущенный в пути, возмещают сокращенным 2-х ракяатным намазом. Если 4-х ракяатный намаз пропущен дома, то, возмещая его во время пути, необходимо совершать намаз полностью, не сокращая.

Также срок действия протирания кожаных носков (масих) в пути увеличивается до 3-х суток.

В месяц Рамадан путнику разрешено не поститься. После возвращения он должен возместить каждый пропущенный день. Однако во время путешествия лучше соблюдать пост,  если  это не вредит здоровью.

 

Возмещение пропущенных намазов (када)

 

Оставление намаза намеренно, без уважительной причины является большим грехом. Если это случилось, то нужно покаяться.

Возмещать (када) необходимо все обязательные намазы-фарды и намаз «аль-витр». Намазы-сунна не возмещаются, за исключением сунны утреннего намаза (аль-фаджр), которую можно возместить до наступления времени полуденного намаза (аз-зухр) того же дня. Для возмещения (када) пропущенных намазов нет определенного времени, их можно совершать в любое время дня и ночи, кроме времени, когда совершение намаза нежелательно (макрух).

Если долгов по намазу много и человек не знает, за какой день возмещает (када) намаз, то он может сделать намерение таким образом: «Намереваюсь совершить возмещение (када) последнего (или первого) пропущенного утреннего намаза (аль-фаджр) ради Всевышнего Аллаха».Также  делают  намерение на возмещение других намазов.

 

СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА СИДЯ И ГЛАЗАМИ

 

В религии Ислам нет трудностей. Создатель лучше всех знает положение Своих творений, поэтому Всевышний Аллах предписал людям различные формы поклонения (ибада) в соответствии с их возможностями.

Тот, кто по причине болезни не в состоянии совершать намаз стоя, должен  совершать его сидя. То есть сидя совершаются те обязательные действия намаза (рукн), которые обычно совершаются стоя. Если человек не может совершить обычным образом поясной поклон (руку‘), то его совершают сидя, склонив тело вперед. Таким же образом, если нет возможности совершить как обычно земной поклон (суджуд), его делают сидя, склоняя тело с большей амплитудой нежели во время поясного поклона (руку‘).

Если у человека нет возможности наклоняться телом, то поясной (руку‘) и земной (суджуд) поклоны совершают наклоном головы, как бы имитируя их. При этом, так же как при выполнении намаза сидя, амплитуда наклона головы во время совершения земного поклона (суджуд) должна быть больше, чем во время поясного поклона (руку‘). В противном случае намаз считается неправильным.          

Если больной не может сидеть, то совершает намаз лежа или полулежа, имитируя поясной (руку‘) или земной поклон (суджуд) движением головы. Если невозможно и это – имитирует движения намаза (руку‘ и суджуд) глазами. Если не может даже глазами, то совершает намаз сердцем или оставляет его на потом как долг.