Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа»
Совершение погребальной молитвы (аль-джаназа) является коллективной обязанностью (фард кифайя). Просить у Аллаха за умершего о прощении грехов – последняя обязанность мусульманина перед братом по вере.
Если кто-то из мусульманской общины совершит его, то обязанность, возложенная на всех мусульман данной местности, считается выполненной.
Кому читается погребальная молитва – намаз «аль-джаназа».
Для совершения погребальной молитвы намаза «аль-джаназа» необходимо наличие 6-ти условий:
- умерший должен быть мусульманином;
- умерший должен быть ритуально чистым – в состоянии полного омовения (гусль) и завернут в саван (кафан);
- покойный должен находиться перед молящимися;
- тело умершего должно быть целым или в половину его роста, но с головой;
- совершение погребальной молитвы – намаза «аль-джаназа» происходит стоя (для тех, кто может стоять);
- тело умершего не должно находиться на плечах людей или на животном.
Присутствие нескольких человек не является условием для намаза «аль-джаназа». Если один мужчина или одна женщина совершили намаз «аль-джаназа», то эта обязанность считается выполненной.
Всё, что нарушает другие намазы, нарушает и намаз «аль-джаназа».
Намаз «аль-джаназа» можно совершать в любое время, кроме времени, когда совершение молитвы порицаемо (макрух).
Намерение является условием (шарт) намаза «аль-джаназа».
Обязательные действия погребальной молитвы (рукн): 4 такбира и стояние.
Совершение приветствие (ас-салям) относится к категории необходимого (ваджиб).
В намазе «аль-джаназа» нет ни поясного поклона (руку‘), ни земного поклона (суджуд).
Желательные действия (сунна) намаза «аль-джаназа»:
- имам должен стоять на уровне груди умершего;
- чтение ду‘а «Сана» после первого такбира;
- чтение «Салавата» после второго такбира;
- чтение специального ду‘а после третьего такбира.
Порядок совершения намаза «аль-джаназа»
Умершему делают полное омовение (гусль), заворачивают в саван (кафан) и кладут, чтобы совершить над ним намаз «аль-джаназа». Носилки с телом ставят перед молящимися, имам встает напротив груди умершего. Молящиеся встают рядами (желательно в три ряда) за имамом, обратившись к Кыбле. В намерении необходимо определить, за кого именно совершается намаз: «Намерился совершить намаз «аль-джаназа» по этому умершему (умершей) ради Всевышнего Аллаха».
Если молящиеся за имамом не знают пол покойного, то намерение совершается таким образом: «Намерился совершить за имамом намаз «аль-джаназа» по этому умершему ради Всевышнего Аллаха».
После совершения намерения имам вслух, а молящиеся за ним шепотом произносят первый такбир «Аллаху Акбар» и складывают руки, как в других намазах. После этого имам и молящиеся за ним шепотом читают ду‘а «Сана», добавляя в него слова «ва джалля санаука»: «Субханакал-лахумма ва бихамдика ва табарака-смука ва та‘аля джаддука ва джалля санаука ва ля иляха гайрук».
После этого, не поднимая рук, имам вслух, а остальные шепотом произносят второй такбир «Аллаху Акбар». Затем имам и молящиеся за ним шепотом читают «Салават».
Потом вновь, также не поднимая рук, произносят третий такбир «Аллаху Акбар». Затем имам и молящиеся за ним шепотом читают специальное ду‘а намаза «аль-джаназа». Если молящиеся не знают этого ду‘а, то читают ду‘а «Кунут», если не знают и его, то читают ду‘а «Раббана атина».
Затем, не поднимая рук, произносят четвертый такбир и ничего не читая, выполняют приветствие (ас-салям).
Ду‘а, которое читаются после третьего такбира в намазе «аль-джаназа»:
«Аллахумма-гфирлихаййина ва маййитина ва шахидина ва гаибина ва закярина ва унсана ва сагирина ва кабирина. Аллахумма ман ахйяйтаху минна фа’ахйихи ‘аляль-ислам. Ва ман таваффайтаху минна фатаваффаху ‘аляль-иман». |
الَلَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَ مَيِّتِنَا وَ شَاهِدِنَا وَغَائِبِنَا وَ ذَكَرِنَا وَ اُنْثَانَا وَ صَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا اَللَّهُمَّ مَنْ اَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَاَحْيِهِ عَلَى اْلاِسْلاَمِ وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى اْلاِيمَانِ
|
«О Аллах, прости наших живых и мертвых, присутствующих и отсутствующих, мужчин и женщин, детей и взрослых. О Аллах, тем из нас, кому Ты дал жить, наставь на путь Ислама, а тех из нас, кого умертвишь, умертви с верой». |
После этого читаются другие специальные ду‘а в зависимости от пола покойного:
если умерший – мужчина:
«Ва хусса хазаль-маййита бир-рухи вар-рахати валь-магфирати вар-ридвани. Аллахумма ин кяна мухсинан фазид фи ихсанихи ва ин кяна мусиан фатаджаваз ‘анху ва ляккыхиль-амна валь-бушра валь-кярамата ваз-зульфа бирахматика йя архамар-рахимин».
|
وَخُصَّ هَذَا الْمَيِّتَ بِالرُّوحِ وَالرّاحَةِ وَالْمَغْفِرَةِ وَالرِّضْوَانِ اَللَّهُمَّ إنْ كَانَ مُحْسِناً فَزِدْ فِي إِحْسَانِهِ وَإِنْ كَانَ مُسِيئاً فَتَجاوَزْ عَنْهُ وَ لَقِّهِ اْلأَمْنَ وَاْلبُشْرَى وَالْكَرَامَةَ وَالزُّلْفَى بِرَحْمَتِكَ يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمينَ
|
«О Аллах, даруй этому умершему бесконечную Милость, прощение его грехов и жизнь в Раю. О Аллах, если он был хорошим, то воздай ему еще больше за его добро, если был плохим, то прости и не наказывай его. О Аллах, сохрани этого умершего от того, чего он боится. Обрадуй Его Своей Щедростью и возвеличь его в почете в Следующей жизни (Ахира), о Аллах, Милостивый из милостивых». |
если умершая – женщина:
«Ва хусса хазихиль-маййитата бир-рухи вар-рахати валь-магфирати вар-ридвани. Аллахумма ин кянат мухсинатан фазид фи ихсаниха ва ин кянат мусиатан фатаджаваз ‘анха ва ляккыхаль-амна валь-бушра валь-кярамата ваз-зульфа бирахматика йя архамар-рахимин».
|
وَخُصَّ هَذِهِ الْمَيِّتَةَ بِالرُّوحِ وَ الرَّاحَةِ وَالْمَغْفِرَةِ وَالرِّضْوَانِ اَللَّهُمَّ إِنْ كَانَتْ مُحْسِنَةً فَزِدْ فِي إِحْسَانِهَا وَإِنْ كَانَتْ مُسِيئَةً فَتَجَاوَزْ عَنْهاَ وَ لَقِّهَا اْلأَمْنَ وَاْلبُشْرَى وَالْكَرَامَةَ وَالزُّلْفَى بِرَحْمَتِكَ يا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ
|
«О Аллах, даруй этой умершей бесконечную Милость, прощение ее грехов и жизнь в Раю. О Аллах, если она была хорошей, то воздай ей еще больше за ее добро, если была плохой, то прости и не наказывай ее. О Аллах, сохрани эту умершую от того, чего она боится. Обрадуй ее Своей Щедростью и возвеличь ее в почете в Ахире, о Аллах, который Милостивый из милостивых». |
если умерший – мальчик:
«Аллахумма-дж‘альху ляна фуратан ва-дж‘альху ляна аджран ва зухранва-дж‘альху ляна шафи‘ан ва мушаффа‘а».
|
اَللَّهُمَّ اِجْعَلْهُ لَنَا فُرَطاً وَاجْعَلْهُ لَنَا أَجْراً وَذُخْراً وَاجْعَلْهُ لَنَا شَافِعاً وَ مُشَفَّعاً
|
«О Аллах, сделай этого мальчика встречающим нас в Джаннате и сделай его для нас подарком в Ахире. О Аллах, сделай этого мальчика заступником для нас и прими его заступничество». |
если умершая – девочка:
«Аллахумма-дж‘альхa ляна фуратан ва-дж‘альхaляна аджран ва зухран ва-дж‘альхa ляна шафи‘атан ва мушаффа‘а».
|
اَللَّهُمَّ اِجْعَلْهَا لَنَا فُرَطاً وَاجْعَلْهَا لَنَا أَجْراً وَذُخْراً وَاجْعَلْهَا لَنَا شَافِعَةً وَ مُشَفَّعَةً
|
«О Аллах, сделай эту девочку встречающей нас в Джаннате и сделай ее для нас подарком в Ахире. О Аллах, сделай эту девочку заступницей для нас и прими ее заступничество». |
Те, кто не знает эти ду‘а, читают ду‘а «Раббана атина» [1]:
«Раббана атина фид-дунья хасанатан ва филь-ахырати хасанатан ва кына ‘азабан-нар».
|
رَبَّنَا آتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِى الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
|
«О Аллах, Господь наш! Воздай нам добром на этом и на том свете и упаси нас от мук Ада». |
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
- В чем преимущество коллективного намаза?
- Расскажите о культуре поведения в мечети?
- Назовите архитектурные части мечети.
- Как совершают коллективный намаз за имамом?
- Для кого совершение пятничного (аль-джум‘а) намаза обязательно?
- Сколько ракяатов в фарде пятничного намаза (аль-джум‘а)?
- Для кого совершение праздничных намазов являются необходимым (ваджиб)?
- Чем отличаются порядок совершения праздничных намазов от других?
- Расскажите о такбире «ат-ташрик».
- Расскажите о наших обязанностях и желательных действиях в праздничные дни.
- Расскажите о преимуществе намаза «ат-таравих».
- Как совершается намаз «ат-таравих»?
- Когда и как совершается намаз сидя и глазами?
- Кто считается путником и как он совершает намазы?
- Как возмещаются пропущенные намазы?
- Для кого совершают намаз «аль-джаназа»?
- Как выполняют намаз «аль-джаназа»?