Вера (Иман)
· Исламское свидетельство;
· Основы веры. Общая вера. Столпы веры;
· Люди с точки зрения веры;
· Вера, дающая человеку спокойствие и счастье;
· Связь между верой и действиями;
· Условия правильной и принимаемой веры.
ИСЛАМСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО –«ШАХАДА»
Главным постулатом исламского вероучения является вера в существование и единственность Бога – Аллаха и признание Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, заключительным Божьим посланником. Данное положение сформулировано в формуле-свидетельстве «шахада», которую человек произносит при принятии Ислама.
«Ашхаду ан ля иляха иллял-лах ва ашхаду анна Мухаммадан‘ абдуху ва расулюх». |
أَشْهَدُأَنْلاٰإِلٰهَإِلاَّاللهُوَأَشْهَدُأَنَّمُحَمَّدًاعَبْدُهُوَرَسُولُهُ |
«Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник». |
СТОЛПЫВЕРЫ (АРКЯНУЛЬ-ИМАН)
Вера в пророческую миссию Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, подразумевает принятие всего того, с чем он был ниспослан. В соответствии со Священном Кораном и достоверной Сунной Пророка[1]мусульманское вероучение состоит из шести важнейших догматов:
• Вера в Аллаха;
• Вера в Его Ангелов;
• Вера в Его Книги;
• Вера в Его Посланников;
• Вера в Судный День;
• Вера в Предопределение и в то, что и добро, и зло созданы Аллахом.
Догматы мусульманского вероучения сформулированы в формуле «ду‘а Аманту»:
«Аманту бил-ляхи ва маляикатихи ва кутубихи ва русулихи валь-йаумаль-ахири ва биль-кадари хайрихи ва шаррихи минал-лахи та‘аля». |
اٰمَنْتُ بِاللهِ وَمَلٰئِكَتِه وَكُتُبِه وَ رُسُلِه وَالْيَوْمِ الاْٰخِرِ وَبِالْقَدَرِ خَيْرِه وَشَرِّه مِنَ اللهِ تَعَالٰى
|
«Я уверовал в Аллаха, в Его Ангелов, в Его Писания, в Его Посланников, в Судный День, в Предопределение и в то, что добро и зло созданы Аллахом». |
ВЕРА, НЕВЕРИЕ И ЛИЦЕМЕРИЕ
Вера (иман) – это убеждениесердцем в существованииЕдинственного Бога – Аллаха и признаниеМухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, пророком, а также подтверждениесвоейверысловами, произнеся формулу«шахада». Мусульманин верит, что все, что передал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,– истина.
Неверие (куфр) - отрицаниесердцем существование Богаи истинность достоверных (мутаваттир) сообщений от пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Лицемерие(нифак)–заявление о своей приверженности религии Ислам на словах и, возможно, выполнениеее внешнихпредписания, но сердцем не признаниеистинностиИслама.
Человек, заявляющий о своей приверженности Исламу, считается верующим мусульманином, даже если он не выполняет религиозных предписаний и совершает большие грехи. Категорически запрещено обвинять кого-либо в неверии и лицемерии. Никто,кроме Самого Всевышнего,не знает о внутренних убеждениях человека.
ВЕРА, ДАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕКУ СПОКОЙСТВИЕ И СЧАСТЬЕ
Человек – это существо не только физическое, но и духовное. Точно также, как организм человека нуждается в физической пище, душа нуждается в пище духовной.
Основа духовного– это вера. Верующий в Аллаха и уповающий на Него получит духовную пищу и силу. Именно вера является ключом к спокойствию и уверенности.
В Священном Коране говорится:
«Сердца находят спокойствие в поминании Аллаха (зикр)»[2]. |
أَلاَبِذِكْرِاللهِتَطْمَئِنُّالْقُلُوبُ |
Вера – это естественная потребность нашей души и свет нашего сердца. Придавая жизни смысл, вера делает человека счастливым. Она спасает человека от одиночества и духовной пустоты. Сталкиваясь с различными жизненными трудностями, люди истинно верующие не впадают в отчаяние. Именно вера дает им силу духа и надежду. Имея связь с Всевышним Создателем через любовь и благоговение перед Ним, они в любой жизненной ситуации сохраняют спокойствие и психологическое равновесие.
СВЯЗЬ МЕЖДУ ВЕРОЙ И ДЕЙСТВИЕМ
Человек, имеющий веру в сердце и признающий истинность того, с чем пришел пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, считается верующим мусульманином, даже если не соблюдает религиозных предписаний и совершает большие грехи. За неповиновение повелениям Всевышнего и совершение запретного он считается грешником, но не выходит из веры. Такой человек получит воздаяние за каждый совершенный им грех, но при этом вплоть до самой смерти у него есть возможность покаяться в содеянном. Всевышний Аллах,если пожелает, может простить его, может дать разрешение на заступничество за него в Судный день, а также, может воздать ему за грехи. Но, в конце концов, поскольку в сердце у человека есть вера, он войдет в Рай. Аяты Священного Корана доказывают, что люди, совершившие большие грехи, за исключением многобожия (ширк) и неверия (куфр), остаются верующими.
Например, в аятах«О уверовавшие, за убиенных вами вам полагается возмездие»[3]и «Если две общины мусульман воюют между собой, то примирите их»[4]люди, совершающие грехи, названы верующими мусульманами.А в аяте «О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне!»[5] Всевышний Аллах обращается к людям, совершившим грехи, называя их верующими.
Это является доказательством того, что совершивший тяжкий грех верующий человек становится грешным мусульманином, но не выходит из веры. В случае смерти такого человека по нему необходимо совершить заупокойную молитву и похоронить в соответствии с мусульманскимобычаем,за прощение его грехов можно возносить молитвы.
Совершение обрядов поклонения (‘ибада) сохраняет и усиливает веру. Это защищает верующего от наказаний, как в этом мире, так и в будущем, и приближает к Райским дарам. Не выполнение обрядов поклонения является причиной ослабления и затухания веры. Они подобны стеклу, хранящему огонь в лампаде. Совершая молитву намаз, соблюдая пост и выполняя другие обряды поклонения, человек защищает и укрепляет веру, не давая ей погаснуть. А потеряв веру, человек лишится Рая.