ИСЛАМ

 

  • Что значит Ислам?
  • Столпы Ислама;
  • Кто такой мукалляф?
  • Виды действий мукалляфа.

 

 

ЧТО значит Ислам?

 

Ислам – это покорность Единому Создателю Аллаху в соответствии с ниспосланными Им предписаниями. Покорность Аллаху подразумевает признание всего того, что говорил пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, и исполнение того, к чему он призывал.

 

СТОЛПЫ Ислама

 

 Ислам основывается на 5 столпах:

1. Исламское свидетельство (Признание истинности  Ислама сердцем и подтверждение это языком).

2. Выполнение пятикратной молитвы-намаза.

3. Ежегодное соблюдение поста в месяц Рамадан.

4. Выплата обязательной милостыни-закят. Пожертвование состоятельным человеком определенной части своего имущества.

5.Паломничество-хадж. Для тех, у кого есть возможности обязательно совершение хаджа хотя бы раз в жизни.

 

Кто такой мукалляф?

 

Мукалляф – это психически нормальный (разумный) и достигший совершеннолетия человек.

Совершеннолетие наступает с половым созреванием, которое зависит от физического развития человека. Мальчики достигают совершеннолетия в возрасте 12-15 лет, а девочки – в 9-15 лет. Если у человека еще не появились признаки совершеннолетия до 15-ти лунных лет (примерно 14,5 лет по солнечному календарю), то он считается мукалляфом с этого возраста.

Мукалляф обязан соблюдать все повеления религии и избегать запретного.

 

виды действий мукалляфа

 

Действия мукалляфа (по-арабски – Аф‘али мукаллифин) подразделяются на восемь видов:

1. Обязательное (Фард) – действие, которое ясно и четко предписано в Священном Коране.Например, пятикратный намаз, пост в месяц Рамадан, милостыня-закят и т.д.

Тот, кто выполняет обязательное (фард), получает вознаграждение Всевышнего Аллаха; беспричинное невыполнение обязательного (фард) – грех, за который человека ждет наказание Аллаха, если Он не простит его. При этом тот, кто не совершает обязательное, не отсупает от веры, а отрицающий обязательное (фард) становится неверующим.

Обязательное (фард) делится на 2 вида:

а) Индивидуальная обязанность (фард-‘айн)– это действия, которые каждый мукалляф обязан выполнять самостоятельно, как, например, выполнение пятикратного намаза.

б) Коллективная обязанность (фард-кифайя)– это действия, не обязательные для всех, достаточно, чтобы его выполнил хотя бы один человек из мусульманской общины. Если же никто из общины его не выполнит, то грех за невыполнение обязанности ляжет на всех. К этому виду действий относится например, погребальная молитва – намаз аль-джаназа.

2. Необходимое (Ваджиб). В отличие от обязательного (фард), необходимое (ваджиб) имеет не столь конкретные и сильные доказательства об обязательности его выполнения. К необходимому (ваджиб), например, относится милостыня разговения (фитр-садака), праздничные молитвы, жертвоприношение в дни праздника (курбан) и т.д.

Выполняющий необходимое (ваджиб) будет вознагражден, не выполнение без уважительной причины строго порицается (макрух тахриман). Однако, отрицающий необходимое (ваджиб) не отступает от веры.

3. Желательное (Сунна)– это действия, которые дополнительно совершал и рекомендовал пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Выполняющий желательное (сунна) получает вознаграждение и заступничество Пророкав Судный День.

Желательное (сунна) делится на 2 вида:

а) Сунна муаккада – это действия, которые пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, выполнял постоянно и пропускал очень редко. Беспричинное невыполнение данной сунны порицается (макрух), но не является грехом. Однако, если ее оставление становится привычкой, это может стать грехом. Например, 2 ракяата сунны перед обязательной (фард) утренней молитвой-намазом.

б) Сунна гайри муаккада – это действия, которые Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выполнял редко. Например, 4 ракяата сунны перед обязательной предвечерней молитвой-намазом.

4. Одобряемое (Мустахаб) – это дополнительные одобряемые действия. Выполняющий их получает вознаграждение, а невыполнение не порицается. Например, совершение дополнительных молитв-намазов.

5. Нейтральное (Мубах) – это любое нейтральное действие, такое как садиться, вставать, спать, есть, пить и т.д. Совершение и несовершение таких действий в своей основе не относится ни к хорошим, ни к греховным поступкам. Однако, если заниматься подобными делами в надежде на награду Аллаха, она не обойдет человека. Так, например, обыкновение ложиться спать пораньше можно использовать как средство, способствующее совершению дополнительных ночных молитв или, по меньшей мере, обязательной утренней молитвы. Такой сон считается благим и приравнивается к поклонению (‘ибада), за которые человек получает награду. А, например, излишество в еде или чрезмерный сон, будут порицаться.

6. Запретное (Харам)– это действие, категорически запрещенное в Исламе. Например, убийство, воровство, употребление алкоголя, наркотиков и свинины, азартные игры, прелюбодеяние, обвешивание, колдовство, непослушание родителей и т.д. (Более подробно об этом см. «Глава Третья», тема «Некоторые запрещенные действия»). Невыполнение обязательного (фард) также относится к запретному (харам).

Тот, кто совершает запретное (харам) делает грех, за который получит наказание от Всевышнего Аллаха, но, при этом, не отступает от веры. Тот, кто отрицает запретное (харам), говоря, например, о дозволенности употребления свинины, становится неверующим. Избегающий запретного (харам) из страха перед Аллахом получит вознаграждение от Него.

7. Порицаемое (Макрух)– это действие нежелательное и порицаемое, но не запрещенное категорически.

Порицаемое (макрух) делится на два вида:

а) Макрух тахриман – это строго порицаемые действия, близкие к запретному (харам). Например, невыполнение необходимого (ваджиб). Тот, кто воздерживается от совершения данных действий, получит вознаграждение Всевышнего Аллаха, а совершающий будет наказан, если Аллах его не простит.

б) Макрух танзихан – это нежелательные действия, за совершение которых не будет наказания, они ближе к нейтральному (мубах), чем к запретному (харам). Например, невыполнение желательного (сунна). Тот, кто избегает таких действий,получит вознаграждение, но совершающий их не будет наказан.

8. Нарушающее (Муфсид)это действие, которое прерывает тот или иной обряд поклонения (‘ибада). Например, разговор во время молитвы-намаза, сознательный прием пищи или воды во время поста. Беспричинное нарушение обряда поклонения(‘ибада) т.е. совершение нарушающего действия (муфсид) наказуемо Всевышним Аллахом.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

 

1.       Что значит Ислам?

2.       Сколько столпов Ислама? Перечислите их.

3.       Кто такой мукалляф?

4.       Что значит совершеннолетие в Исламе?

5.       Расскажите о видах действий мукалляфа.

 

 

 

 

                                                                                                          

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть III

 

Очищение

 

  • Значение очищения в Исламе;
  • Виды воды;
  • Нечистоты (наджаса);
  • Личная гигиена – истинджа;
  • Личная гигиена – истибра;
  • Правила посещения туалета;
  • Польза омовения;
  • Обязательные действия (фард) малого омовения (вуду);
  • Желательные действия (сунна) малого омовения (вуду);
  • Полный порядок совершения малого омовения (вуду);
  • Нежелательные действия (макрух) малого омовения (вуду);
  • Обстоятельства, нарушающие малое омовение (вуду);
  • Что нельзя делать без малого омовения (вуду)?
  • Протирание (масх) кожаных носков;
  • Полное омовение (гусль);
  • Обязательные действия (фард) полного омовения (гусль);
  • Желательные действия (сунна) полного омовения (гусль);
  • Что нельзя делать без полного омовения (гусль)?
  • Простительное состояние (‘узр);
  •  Протирание (масх) повязки;
  • Физиологические особенности женщин;
  • Таяммум;
  • Прикрытие (тасяттур);
  • О важности прикрытия женщин;
  • Как нужно прикрываться.

 

Значение очищения в исламе

 

Нет сомнений в том, что чистота является одним из основных средств предупреждения болезней и их распространения в обществе. Вот почему Ислам уделяет много внимания чистоте тела и одежды и побуждает людей поддерживать чистоту окружающей среды. В Священном Коране говорится:

 

 

 

«Поистине, Аллахлюбит искренне кающихся илюбит очищающихся[внимательных всоблюдении духовной и физической чистоты]»[1].

إنَّ اللهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ

 

Чтобы быть в числе тех, кого Аллах любит, надо уметь правильно очищаться.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Очищение – половина веры»[2], «Ключ к молитве-намазу – чистота»[3].

Этими словами он подчеркнул, что Ислам придает очищению большое значение.

Когда мусульманин встает на молитву-намаз, он предстает перед Аллахом. Поэтому необходимо, чтобы его тело, одежда и место моления были чистыми. Также наша религия придает большое значение чистоте внутренней. Поэтому мусульманин должен очищаться не только  физически, но и духовно.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Воистину, Аллах не смотрит на вашу внешность и на ваше богатство, а смотрит на ваши сердца».

«Знайте, что в организме человека есть кусочек плоти, если он будет здоровым, то и все тело будет здоровым, а если он будет больным, то и все тело будет больным. Поистине, это сердце»[4].

«Верующий, когда совершит грех, на его сердце появится черное пятно. Если он сразу, поняв это, раскается и не возвратится к совершению этого греха, его сердце обретет первозданную чистоту, ибо черное пятно сотрется раскаянием. Если не сделает этого и продолжит совершать грехи, черные пятна полностью покроют его сердце»[5].

Великий исламский ученый имам аль-Газали сказал: «Болезни сердца лечатся только через знания и соблюдение предписаний Аллаха».

 

вИДЫ ВОДы

 

Основным источником физического очищения человека является вода. С точки зрения мусульманского права (фикх) вода бывает двух видов:

1. Натуральная природная вода (Мутлак)  это дождевая, талая, озерная, речная, морская, ключевая и колодезная вода, которая ни с чем не смешана. Такой вид воды можно разделить на 5 подвидов:

1) Чистая и очищающая. Это вода, которая не изменила цвета, вкуса, запаха и ранее не использовалась для очищения. Такая вода  пригодна  для всех видов омовения: полного (гусль) и малого (вуду); а также – для питья, приготовления пищи и т.п.

2) Вода чистая и очищающая, но использование которой нежелательно. Это вода небольшого объема, из которой пили домашние животные и птицы (например, кошка, курица) или хищные птицы (например, сокол, ястреб). Считается порицаемым (макрух) использовать такую воду для полного (гусль) или малого (вуду) омовения, если имеется другая чистая вода. Если же другой воды нет, то ее использование не будет считаться порицаемым (макрух). 

3) Вода чистая сама по себе, но не очищающая – это вода, которая ранее была использована для полного (гусль) или малого (вуду) омовения. Такой водой нельзя совершать омовение.

4) Нечистая вода. Это малый объем воды, в которую попали нечистоты. Эта вода считается нечистой и непригодной для любого очищения. Однако если объем такой воды превышает 60см3, то тогда она считается чистой и пригодной для очищения, при условии, что ее физические свойства – цвет, вкус, запах, – не изменились.

5) Сомнительная вода. Это вода, из которой пил осёл или мул. Такая вода пригодна для очищения от нечистот (наджаса), но совершать полное (гусль) или малое (вуду) омовение, в случае наличия другой воды, не рекомендуется. Если же другой чистой воды нет, тогда такой водой делается омовение, после которого совершается таяммум[6], потому что чистота такой воды сомнительна.

 

2. Чистая, но не очищающая вода (Мукайяд)это, например, арбузный, виноградный сок, а также вода, смешанная с молоком, чаем, кофе и т.п. Такой водой нельзя совершать малое (вуду) или полное (гусль) омовение.

 

НЕЧИСТОТЫ (НАДЖАСА)

 

К нечистотам (наджаса) относятся вещества, оскверняющее тело человека, его одежду и место молитвы. Нечистоты (наджаса) подразделяется на два вида:

  1. Легкие. К ним относятся кал птиц, не разрешенных к употреблению в пищу (например, ястреб, ворона), и моча животных, разрешенных к употреблению в пищу (лошадь, корова, баран и т. п.);
  2. Тяжелые. К ним относятся:

- кал, моча и выделения из половых органов человека;

- кал животных, разрешенных к употреблению в пищу;

- кал, моча, слюна, мясо и шкура животных, запрещенных к употреблению в пищу (собака, волк и т.д.);

- мясо, кости, невыделанная кожа животного, умерщвленного не по законам Ислама;

- свинья (вся целиком, даже в обработанном виде);

- кал разрешенных к употреблению в пищу птиц (гусь, курица и т.д.).

- падаль, трупы;

- кровь, гной, лимфа, выделения из больных глаз;

- спиртосодержащие вещества;

- рвотная масса.

 

К нечистотам (наджаса) не относятся:

- кал голубей и воробьев;

- кровь рыб, блох;

- жидкость, выделившаяся из разрешенного мяса;

- кровь и жир водных животных;

- слезы, слюна и мокрота человека;

- шерсть, высохшая кость, жидкость из носа животных (кроме свиньи);

- выделанная кожа животных (кроме свиньи), умерщвленных не по Шариату;

- мясо и невыделанная кожа животных (кроме свиньи), умерщвленных по Шариату;

- опьяняющее вещество, превратившееся в уксус;

- парфюмерия, содержащая легкоиспаряющийся спирт.

 

Допустимое количество нечистот (наджаса).

Это такое количество нечистот (наджаса), которое является простительным и не мешает совершению молитвы-намаза. На теле человека, его одежде или месте молитвы допускается наличие нечистот (наджаса) в следующих размерах:

- тяжелые густые нечистоты (наджаса) – не более размера арбузного зернышка;

- тяжелые жидкие нечистоты (наджаса) – диаметр не больше углубление на ладони;

- легкие нечистоты (наджаса) – не более 1/4 часть одежды.

Однако более предпочтительно совершать молитву-намаз, предварительно очистившись от любого, даже малого, количества нечистот (наджаса), если это возможно.

 

Очищение от нечистот (наджаса).

1.    Сначала удалить сами нечистоты (наджаса);

2.    Трижды последовательно промывают в проточной воде место, где были нечистоты (наджаса) и отжимают (если это одежда);

3.    Если требуется очистить вещь, которую трудно отжимать (ковер, одеяло, шуба), то следует промыть ее 3 раза, каждый раз давая воде полностью стечь;

4.    Если нечистоты (наджаса) удалены, но троекратным промыванием не удалось полностью избавиться от ее цвета или запаха, то одежда считается чистой.

5.  Гладкие предметы (нож, стекло и т.д.) достаточно хорошо протереть, но лучше промыть водой.

6.    Если нечистоты (наджаса) высохли, то достаточно их просто соскоблить.

7.    Если человек забыл, куда попали нечистоты (наджаса), то следует трижды промыть предполагаемое место. Это будет считаться удалением нечистот (наджаса).

 

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА – ИСТИНДЖА

Истинджа – это соблюдение личной гигиены (подмывание) после справления физиологических потребностей, то есть удаление водой или иными гигиеническими средствами (например, туалетной бумагой) остатков экскрементов после малой или большой нужды.

В зависимости от области загрязнения обязательность выполнения истинджа будет различной:

-  если загрязнена только область естественного прохода, то совершение молитвы-намаза без выполнения истинджа допустимо, но является порицаемым (макрух)[7].

- если загрязнена область равная площади одной монеты (дирхем), то выполнение истинджа является необходимым (ваджиб);

- если загрязнена область, превосходящую площадь одной монеты (дирхем), то выполнение истинджа является обязательным (фард).

Для женщин удаление остатков нечистот в области половых органов является обязательным (фард) независимо от площади загрязнения.

Следует отметить, что после выделения газов выполнять истинджа не нужно.

 

Правила совершения истинджа:

 

  • Истинджа осуществляется водой, а при ее отсутствии – иными гигиеническими средствами (например, туалетной бумагой). Использовать для истинджа писчую бумагу, ткань и некоторые другие предметы порицаемо (макрух).
  • Лучше вначале удалить остатки экскрементов туалетной бумагой, а затем загрязненное место обмыть водой.
  • После совершения истинджа обмытые участки желательно протереть сухой бумагой или полотенцем.
  • Истинджа следует совершать левой рукой, а правой рукой – лить воду.

 

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА – ИСТИБРА

 

Истибра означает выжидание мужчиной короткий период времени после малой нужды, дабы дождаться окончания выделения мочи. Последовательность выполнения истибра зависит от особенностей организма мужчины. Для совершения истибра может быть достаточным вставание, покашливание, приседание по несколько раз, выжимание остатков мочи из мочеиспускательного канала и т.п. Не допускается совершение малого омовения (вуду) без уверенности в завершении истечения мочи.

Также следует помнить, что если остатки мочи на нижнем белье превысили размер углубления ладони, то оно считается нечистым, и совершать молитву-намаз в нем нельзя.

Сподвижник Пророка Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что, однажды, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проходя мимо двух могил, сказал: «Они сейчас испытывают большие мучения, но не из-за больших грехов, один из них сплетничал, а другой не очищался от мочи, как следует».После этого он попросил свежую пальмовую ветвь и, разделив ее на две части, воткнул у изголовья могил, сказав: «Они облегчат их мучения, пока не засохнут»[8].

 

ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ ТУАЛЕТА

 

  1. Не иметь при себе бумажных записей, содержащих аяты Священного Корана или молитвы на арабском языке;
  2. Желательно подвернуть нижнюю часть брюк и снять носки во избежание попадания капель нечистот;
  3. В туалете нельзя произносить что-либо вслух без необходимости, читать Коран, есть, пить, плеваться, разрисовать стены. Также нежелательно отвечать в туалете на приветствие;
  4. Желательно заходить в туалет с левой ноги, прочитав до этого мольбу-ду‘а:

 

 

«Аллахумма, инни аузубикя миналь-хубси валь-хабаис».

اَللَّهُمَّ  اِنِّى اَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخُبْثِ وَالْخَبَائِثِ

«О Аллах! Ищу у Тебя защиты от всякого рода нечистот».

  1. Порицаемо (макрух) справлять малую нужду стоя;
  2. Порицаемо (макрух) обращаться лицом или спиной в сторону Кыблы при исправлении нужды;
  3. Запрещено справлять нужду на дорогах и в местах прохода людей, а также на источники воды (проточные и непроточные), на трещины в почве (так как там могут обитать насекомые и мелкие грызуны) и под плодовыми деревьями;
  4. После опорожнения следует совершить истинджа;
  5. Желательно выходить из туалета с правой ноги, затем прочитать следующее мольбу-ду‘а:

«Аль-хамдулил-ляхил-лязи азхаба ‘анниль-аза ва ‘афани».

اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِى اَذْهَبَ عَنِّى اْلاَذَى وَ عَافَانِى

«Хвала Аллаху, который избавил меня от страдания и дал мне облегчение».

 

  1. Затем необходимо тщательно помыть руки с мылом или же заменяющим его средством и, по возможности, совершить малое омовение (вуду).

 

Польза омовения

 

Малое омовение (вуду) – это мытьё и протирание определенных частей тела. О его пользе пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда человек при совершении омовения моет руки, ему прощаются грехи, совершенные руками, когда моет лицо, прощаются грехи, совершенные глазами, когда протирает голову, то прощаются грехи, совершенные ушами, когда моет ноги, то прощаются грехи, совершенные ногами при ходьбе»[9].

Сподвижник Пророка Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я слышал, как мой любимейший друг (пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Те части тела, которые верующий омывал, покроют(в Раю) украшениями»[10].

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, также передал, что как-то раз Пророк, мир ему и благословение Аллаха,придя на кладбище, сказал: «Мир вам, о пребывающие в обители верующих, мы же, если пожелает Аллах, присоединимся к вам (Ас-саляму ‘аляйкум, дара каумин му’минина, ва инна ин ша’ал-лаху бикум ляхыкуна), и я бы хотел, чтобы мы увидели наших братьев!». Люди спросили: «А разве мы не являемся твоими братьями, о посланник Аллаха?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Вымои сподвижники, а моими братьями являются те, кто ещё не пришёл в(этот) мир». Они спросили:«Как же мы узнаем тех (членов) твоей общины, которые ещё не пришли (в этот мир), о посланник Аллаха?» Он сказал: «Скажите мне, если у человека есть лошади с белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на ногах, которые находятся среди лошадей тёмной масти безо всяких примесей, разве не узнает он своих лошадей?» Они сказали: «Конечно, узнает, о посланник Аллаха!» Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, благодаря омовению они придут, сияя белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах, а я уже буду ожидать их у водоёма»[11].

 

обязательные действия (Фард) малого омовения (вуду):

 

  1. Мытьё лица – 1 раз;
  2. Мытьё рук до локтей включительно – 1 раз;
  3. Протирание 1/4 части головы – 1 раз;
  4. Мытьё ног до щиколотки включительно – 1 раз.

Выполнив эти действия, малое омовение (вуду) считается действительным, поэтому в затруднительных ситуациях (нехватка воды, времени и др.) ими можно ограничиться. При невыполнении хотя бы одного из этих обязательных действий (фард) малое омовение (вуду) считается недействительным.

желательные действия (СУННА) малого ОМОВЕНИЯ (вуду):

 

  1. Намерение (в сердце) совершить малое омовение (вуду);
  2. Начать со слов «Бисмилляхир-рахманир-рахим» (Именем Аллаха, милость Которого безгранична и вечна!);
  3. Трижды вымыть кисти рук до запястья;
  4. Чистить зубы, используя сивак[12] или зубную щетку;
  5. Трижды полоскать рот;
  6. Полоскать рот тщательно (кроме постящихся);
  7. Трижды промыть нос: правой рукой набирать воду в нос, а левой высмаркиваться;
  8. Мытьё каждой части тела по 3 раза;
  9. Начинать омовение с правой стороны;
  10. Начинать мытье рук и ног с пальцев;
  11. Прочесывание пальцами густой бороды;
  12. Сдвигание колец, надетых на пальцы.
  13. Протирание ушей;
  14. Протирание шеи;
  15. Протирание всей головы;
  16. Мытьё между пальцами;
  17. Соблюдение последовательности;
  18. Во время мытья протирание руками частей тела;
  19. Совершение омовение без пауз, так, чтобы, при омывании одной части тела, другая не успела высохнуть.

 

 

 

 

полный порядок совершения малого омовения (вуду)

 

По возможности следует повернуться в сторону Кыблы, сделать намерение на совершение малого омовения (вуду) ради Аллаха и произнести: «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим»  (Именем Аллаха, милость Которого безгранична и вечна!).

Вымыть кисти рук 3 раза. Если на пальце есть кольцо, то во время мытья рук нужно сдвинуть его так, чтобы вода попала на участок тела под ним. После этого, если есть возможность, почистить зубы сиваком или зубной щеткой. Далее, набирая воду правой рукой, 3 раза прополоскать рот, потом 3 раза промыть нос, высмаркиваясь левой рукой. 3 раза вымыть лицо.  3 раза вымыть правую, а потом левую руки до локтей включительно. Намочить ладони и протереть ими голову. Еще раз намочить руки и протереть уши – указательными пальцами внутри, а большими – снаружи ушной раковины, после чего тыльной стороной ладони протереть шею. В завершении 3 раза вымыть правую, а затем левую ноги до щиколотки включительно, промывая между пальцами.

После омовения желательно, повернувшись к Кыбле, произнести Исламское свидетельство «Шахада». Также по завершении малого омовения (вуду) желательно прочитать следующую мольбу-ду‘а:

«Аллахумма-дж‘альни минат-таввабин ва-джальни миналь-мутатаххирин».

اَللهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ

وَ اجعَلْنِي مِنَ الْمُتَطَهِّرِينَ

«О Аллах, сделай меня из числа кающихся и сделай меня из числа очищающихся!»

 

НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (МАКРУХ) малого омовения (ВУДУ):

 

  1. Излишний расход воды;
  2. Чрезмерная  экономия воды;
  3. Плескание воды на лицо или на другие части тела;
  4. Разговоры во время омовения без необходимости;
  5. Совершение омовения в нечистых местах;
  6. Сморкаться правой рукой;
  7. Пользоваться чьей-либо помощью без необходимости.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НАРУШАЮЩИЕ МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ (ВУДУ):

 

1. Выделение из любой части тела крови, гноя или жидкости из раны (если они растекаются);

2. Рвота (если рвотные массы наполнили рот);

3. Кровь изо рта, если ее больше, чем слюны, или столько же;

4. Естественные оправления (в т. ч. и газы);

5. Опьянение, обморок или потеря сознания;

6. Громкий смех во время намаза;

7. Сон (лежа или прислонившись к чему-либо).

 

 

 

Что НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ БЕЗ малого омовения (ВУДУ)?

 

  1. Совершать молитву-намаз;
  2. Прикасаться к арабскому тексту Священного Корана;
  3. Совершать «сажда тилява» при чтении Священного Корана (см. далее раздел «Сажда тилява»);
  4. Совершать обход вокруг Каабы (таваф).

 

протирание (Масх) кожаных носков

 

Это одно из облегчений Ислама, когда после совершения омовения человек, надевший на ноги специальные кожаные носки (масих, хуфф, читек или др.) при повторном совершении малого омовения (вуду) вместо мытья ног может только протереть поверх этих носков. При этом данные кожаные носки должны соответствовать следующим условиям:

  1. Они должны быть не ниже щиколотки;
  2. Способны выдержать  путь в 6 км;
  3. На них не должно быть дырки, превышающей площади 3-х  мизинцев ноги (независимо от того, порваны или распороты);
  4. Должны быть плотными, чтобы самостоятельно держаться на ногах без шнурков;
  5. Вода не должна просачиваться внутрь (при кратковременном окунании в воду).

 

Кожаные носки надеваются в состоянии малого омовения (вуду).

Данное послабление возможно в течение 24 часов с момента первого (после надевания) нарушения малого омовения (вуду) для тех, кто не находится в путешествии. Для путника данный срок увеличивается до 72 часов с момента первого нарушения малого омовения (вуду). По истечении этого времени необходимо совершить малое омовение (вуду) с мытьем ног.

 

Как делается протирание кожаных носков?

Малое омовение (вуду) совершается в обычном порядке. Когда очередь доходит до мытья ног, то  намочив правую руку, тремя разведенными пальцами протирают верхнюю часть правого кожаного носка, начиная с кончиков пальцев и до уровня щиколотки включительно. Затем также протирают кожаный носок на левой ноге. Подошва носка не протирается.

 

Что нарушает протирание кожаных носков:

  1. При нарушении малого омовения (вуду) совершается новое, во время которого ноги не моют, а лишь протирают поверх кожаных носков;
  2. При снятии одного или обоих кожаных носков (намеренно или случайно) у человека, имеющего ритуальную чистоту, малое омовение (вуду) не нарушается. В этом случае требуется совершить лишь мытьё обоих ног.
  3. По истечении срока действия необходимо совершить малое омовение (вуду) с мытьём ног.
  4. При нарушении состояния полного омовения (гусль) необходимо выполнить его заново с мытьём ног.

 

 

полное омовение (гусль)

 

Полное омовение (гусль) – это мытье всего тела так, чтобы не осталось ни одного сухого места.

Полное омовение (гусль) обязательно (фард) совершать в следующих случаях:

  1. В состоянии «джунуб», которое возникает в случаях половой близости (даже если только половые органы соприкоснулись) и выделении спермы у мужчин и аналогичной жидкости у женщин (даже если не было полового акта), как в состоянии бодрствования, так и во сне;
    1. После завершения менструации и послеродового кровотечения у женщин.

 

В Священном Коране говорится: «Если вы находитесь в состоянии «джунуб», то вымойтесь полностью»[13].

Желательно (сунна) совершать полное омовение перед пятничной (джум‘а) и праздничными молитвами-намазами.

 

Обязательные действия (фард) полного омовения (гусль):

 

  1. Полоскание рта – 1 раз;
  2. Промывание носа – 1 раз;
  3. Омовение всего тела так, чтобы на теле не осталось ни одного сухого места – 1 раз.

 

Выполнив эти действия, полное омовение (гусль) считается действительным, поэтому в затруднительных ситуациях (нехватка воды, времени и др.) ими можно ограничиться. При невыполнении хотя бы одного из этих обязательных действий (фард) полное омовение (гусль) считается недействительным. Поэтому, если человек, промоет рот и нос, а затем войдет в водоем (бассейн, озеро, море и т.д.) и вымоет все тело, то считается, что он совершил полное омовение (гусль).

 

Желательные действия (сунна) полного омовения (гусль):

 

  1. Намерение (в сердце) совершить полное омовение (гусль);
  2. Начать со слов «Бисмилляхир-рахманир-рахим» (Именем Аллаха, милость Которого безгранична и вечна!);
  3. Трижды вымыть кисти рук до запястья;
  4. Омыть половые органы;
  5. Трижды, набрав правой рукой воды в рот, тщательно прополоскать его до гортани. (Постящемуся следует быть внимательным, чтобы не проглотить воду);
  6. Трижды набрав в нос воду правой рукой, высморкаться левой.
  7. Совершить действия малого омовения (вуду), за исключением мытья ног, которые лучше омыть в самом конце;
  8. Трижды вымыть голову;
  9. Трижды вымыть все тело, начиная с правой и заканчивая левой стороной. Стараться при этом протирать рукой промываемые части тела;
    1. Облить все тело водой так, чтобы не осталось ни одного сухого места величиной даже с кончик иглы.

 

При совершении полного омовения (гусль) следует не забыть вымыть пупок, уши, корни волос, отверстия от проколов для сережек.

Во время совершения полного омовения (гусль) нежелательно поворачиваться в сторону Кыблы, разговаривать без необходимости и читать мольбы-ду‘а.

 

Что нельзя делать без полного омовения (гусль):

 

  1. Все, что нельзя делать без малого омовения (вуду):
  • Совершать молитву-намаз;
  • Прикасаться к арабскому тексту Священного Корана;
  • Совершать «сажда тилява» при чтении Священного Корана (см. далее раздел «Сажда тилява»);
  • Совершать обход вокруг Каабы (таваф).
  1. Читать Священный Коран наизусть;
  2. Без необходимости заходить в мечеть.

 

 

Простительное СОСТОЯНИЕ (‘УЗР)

 

Если у человека по причине болезни или старческой немощности не прекращаются обстоятельства, нарушающие омовение, то его состояние называют простительным (‘узр). Например, если выделения мочи продолжаются на протяжении всего времени молитвы-намаза и не прекращаются даже во время омовения, то подобное положение считается простительным (узр). Если же выделения прекращаются, то не подпадает под простительное(узр), и, в таком случае, необходимо дождаться окончания, сделать омовение и совершить молитву-намаз. 

Правила омовения в простительным состоянии (узр) являются одним из облегчений нашей религии. В данном случае, после наступления времени молитвы-намаза, следует сделать омовение и совершить намаз. Если на протяжении времени молитвы-намаза не было обстоятельств, нарушающих омовение, кроме тех, которые считаются простительными (‘узр), то разрешается совершать не только обязательные (фард), но и другие молитвы-намазы, например восполнять пропущенные (кадa) или совершать дополнительные (нафиль).

Однако, малое омовение (вуду) в простительном состоянии (узр) нарушается с окончанием времени обязательной молитвы-намаза (фард). Поэтому, для того,  чтобы совершить обязательную молитву-намаз (фард) в простительном состоянии (узр), необходимо совершенние малого омовения (вуду) во время этой же обязательной молитвы-намаза.

 

ПРОТИРАНИЕ (масх) ПОВЯЗКИ

 

Если на теле есть рана, закрытая повязкой, то при совершении малого (вуду) или полного (гусль) омовения эта повязка снимается, чтобы вода попала на тело.

Если же повязку снять нельзя или мытье раны может повредить здоровью, то следует один раз протереть мокрой рукой по повязке.

Если на рану нанесено лекарство и она не перевязана, то, если попадание воды не повредит, это место моется. Если же вода может нанести вред здоровью, то в этом случае рана только протирается. Если и протирание вредно, то место раны не протирается.

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН

Физиологические особенности женщин состоят из трех видов:

 

1. Менструация (хайд).

У женщин по достижении совершеннолетия начинаются критические дни. Они повторяются ежемесячно в определенные дни. Обычно менструации бывают до 55 лет, но у некоторых женщин могут заканчиваться и раньше.

Период менструации у женщин бывает разным. В мусульманском праве минимальным периодом менструации считается три дня, средним – пять дней, а максимальным – десять дней. Не обязательно, чтобы выделения были непрерывными во все эти дни, все равно они будут считаться днями менструации. Если истечение крови у женщины будет продолжаться четыре дня, после чего прекратится на пятнадцать дней, а потом снова будет продолжаться четыре дня, тогда первые четыре дня будут периодом месячных, следующие пятнадцать дней – периодом чистоты, отделяющим предыдущие месячные от следующих, а вторые четыре дня – новым периодом месячных. В том случае, когда истечение крови продолжается один день, после чего прекращается на два дня, а потом возобновляется ещё на один день, считается, что месячные продолжались все четыре дня, если им предшествовал период полной чистоты. Если же истечение крови продолжалось два дня, после чего женщина в течение пяти дней оставалась чистой, а потом истечение крови возобновилось ещё на один день, то продолжительность месячных составит все эти восемь дней.

 Некоторые действия в эти дни для женщин становятся запрещенными, поэтому необходимо обращать внимание на то, когда начинается и когда заканчивается менструация.

 

2. Послеродовое кровотечение (нифас).

Период послеродового кровотечения начинается с момента рождения ребенка и продолжается не более сорока дней. Он может длиться и меньше сорока дней, так как минимальный срок не ограничен. По завершении кровотечения женщина выходит из данного состояния, не дожидаясь истечения сорока дней. Если в течение сорока дней после родов были дни, в которые прекращались выделения, а затем вновь возобновлялись, то эти дни также входят в данный период.

 

В период менструации (хайд) и послеродового кровотечения (нифас) запрещается:

1. Совершать молитву-намаз;

2. Соблюдать пост;

3. Читать Священный Коран на арабском языке (при этом разрешается читать аяты, содержащие слова мольбы-ду‘а, если женщина хочет обратиться с ней к Аллаху);

4. Держать в руках арабский текст Священного Корана;

5. Совершать обход вокруг Каабы (таваф);

6. Заходить в мечеть без необходимости;

7. Совершать половой акт.

 

После окончания менструации и послеродового кровотечения женщине обязательно (фард) совершить полное омовение (гусль). Пропущенные в это время молитвы-намазы не восполняются, а пропущенные дни поста месяца Рамадан возмещаются день за день.

 

3. Выделение крови по болезни (истихада).

Если ежемесячное выделение у женщины длится меньше трех дней, то это считается выделениями по болезни и относится к простительному состоянию (‘узр). В этом случае необходимо руководствоваться правилами для тех, кто находится в данном состоянии (cм. главу «Простительное состояние (узр)»). Женщина должна продолжать совершать предписанные обряды поклонения (намаз, пост и др.). Если кровь выделялась меньше трех дней, а женщина в ожидании более длительных выделений прекратила совершать обряды поклонения, то ей следует восполнить пропущенное, как долг (када). По окончании подобных выделений совершение полного омовения (гусль) не обязательно, но одобряемо (мустахаб).

Если менструация длится больше десяти дней или послеродовое кровотечение превышает сорок дней, то по окончании указанного максимального срока (даже если выделения не прекратились), женщина обязана (фард) сделать полное омовение (гусль) и приступить к совершению обрядов поклонения. Выделения, продолжающиеся после максимального срока, нарушают малое омовение (вуду), подобно кровотечению из носа или другой части тела. Если же эти выделения постоянны, то они также считаются простительными (узр).

 

ТАЯММУМ

 

Таяммум– это ритуальное очищение без использования воды, которое заменяет малое (вуду) или полное (гусль) омовение в случае фактического отсутствия воды (на радиусе более 2 км) или невозможности ею воспользоваться (болезнь, опасность и т.п.).

 

Обязательные действия (фард)таяммума:

  1. Намерение.
  2. Дважды ударить ладонями по чистому песку, земле или пыли и протереть после первого удара лицо, а после второго удара руки, включая локти.

 

Желательные действия (сунна) таяммума:

  1. Начать со слов «Бисмилляхир-рахманир-рахим» («Именем Аллаха, милость Которого безгранична и вечна!»);
  2. Соблюдение последовательности;
  3. Совершение таяммума без длительных пауз;
  4. Во время удара повести руку по песку, земле или пыли вперед, затем назад;
  5. Во время удара о песок не держать пальцы сомкнутыми;
  6. Стряхивать после удара остатки песка, земли или пыли, ударяя руки друг о друга;
  7. Делать таяммум после наступления времени обязательной молитвы-намаза.

Полный порядок совершения таяммума:

  1. сначала закатываются рукава до локтей. Если на руках имеются часы или кольца, их необходимо снять или сдвинуть, чтобы можно было протереть места под ними.
  2. Делается намерение для совершения таяммума вместо малого (вуду) или полного (гусль) омовения;
  3. Произносятся слова «Бисмилляхир-рахманир-рахим» (Именем Аллаха, милость Которого безгранична и вечна!);
  4. Ладони в раскрытом виде ударяются о песок, землю или пыль. Если к ладоням прилипли песчинки или пыль, то следует стряхнуть их, ударив руки друг о друга;
  5. Затем ладонями протирается лицо.
  6. Потом ладони ударяются второй раз о новый песок, землю или пыль (при необходимости остатки песка стряхиваются так же, как и после первого удара);
  7. Сначала левой ладонью протирается правая рука, включая локоть, затем правой ладонью протирается левая рука, включая локоть.

 

Обстоятельства, нарушающие таяммум:

  1. Все, что нарушает малое (вуду)  или полное (гусль) омовение, нарушает и таяммум;
  2. Обнаружении воды или появление возможности ее использования.

 

ПРИКРЫТИЕ (ТАСЯТТУР)

 

О прикрытии асяттур) определенных частей тела (аурат) говорится в Священном Коране:

«Люди! Мынизвели вам одежду, которая прикрывает вашу наготу иукрашает вас. Одежда набожностинаилучшее. Это – изчисла Божественных знамений. Возможно, люди опомнятся, извлекут назидание, урок. Люди! Пусть необольщает вас Сатана, подобно тому, как вывелон [обольстив] ваших прародителей изРая, снимая сних покровы ивыставляя напоказ наготу. Он[Дьявол] иего соплеменники видят вас [людей] оттуда, откуда выихневидите. Мы сделали дьяволов покровителями ипомощниками для безбожников»[14].

يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاساً يُوَارِي سَوْءَاتِكُمْ وَرِيشاً وَلِبَاسُ التَّقْوَىَ

 ذَلِكَ خَيْرٌ ذَلِكَ مِنْ آيَاتِ اللّهِ لَعَلَّهُمْ يَذَّكَّرُونَ  يَا بَنِي آدَمَ لاَ يَفْتِنَنَّكُمُ الشَّيْطَانُ

كَمَا أَخْرَجَ أَبَوَيْكُم مِّنَ الْجَنَّةِ يَنزِعُ عَنْهُمَا لِبَاسَهُمَا لِيُرِيَهُمَا  سَوْءَاتِهِمَا إِنَّهُ يَرَاكُمْ

 هُوَ وَقَبِيلُهُ مِنْ حَيْثُ لاَ تَرَوْنَهُمْ إِنَّا جَعَلْنَا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاء لِلَّذ ِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ

Прикрытие скрывает тело от чужих взоров и удерживает от запретных желаний. Прикрывать определенные части тела обязывает человека порядочность и стыдливость. Но главная цель прикрытия верующими – это исполнение повеления Аллаха. 

Если посмотреть на созданный Аллахом мир, то легко заметить, что каждое из творений имеет покров, защищающий его: у земли – атмосфера, у деревьев – кора, у животных – шкура, у плодов – кожица и т.д. Если бы этого покрова не было, то все бы они погибли. Человеку таким покровом служит одежда. И в этом скрыта большая мудрость Всевышнего.

Животные живут в одних и тех же климатических условиях, что и люди. Но их защитный покров дарован им Аллахом в готовом виде. Человек же, в отличии от животных, должен использовать разум и знания, чтобы защитить не только свое тело, но и свою честь и достоинство. Одежда не только защищает человека от воздействия внешней среды, но и является его украшением.

В Исламе существуют нормы прикрытия определенных частей тела (аурат), а так же оговаривается запретность смотреть на определенные части тела других.

В Священном Коране говорится:

«Скажи верующим мужчинам, чтобы опускали свои взоры [несмотрели свожделением напредставительниц противоположного пола] иберегли свою плоть [непрелюбодействовали]. Это чище (лучше иблагонравнее) для них. Господь вполной мере осведомлен отом, что они делают»[15].

قُلْ لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ اَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ذَلِكَ اَزْكَى لَهُمْ

 

«Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры [несмотрели свожделением напредставителей противоположного пола] иберегли свою плоть [непрелюбодействовали]. Ичтобы невыставляли напоказ свою красоту, помимо лишь того, что явно [что трудно скрыть][16].

وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ اَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ

وَ لاَ يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ اِلاَّ مَا ظَهَرَ مِنْهَا

Супруга Пророка Айша, да будет доволен ею Аллах, передала, что однажды Асма, дочь Абу Бакра, пришла к пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, в тонкой одежде. Он отвернулся от нее и сказал: «О Асма! Женщина, которая достигла совершеннолетия, не должна открывать места, кроме этих мест», показав на лицо и кисти рук»[17].

Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Аллах не примет молитву-намаз  женщины, у которой не прикрыто тело (‘аурат)»[18].

Как мужчинам, так и женщинам порицаемо (макрух) носить облегающую одежду, однако совершать в ней намаз не запрещено. Стоит отметить, что ношение свободной одежды полезно и для здоровья, так как обтягивающая одежда способствует плохому кровообращению в организме.

Одежда должна быть непрозрачной, чтобы нельзя было различить цвет кожи. В прозрачной одежде нельзя совершать молитву- намаз,  потому что она не прикрывает.  

Женщине разрешается использовать духи, когда она находится со своим мужем, в кругу семьи или среди других женщин. Не следует душиться перед выходом из дома, в мечети или среди мужчин. (Данное положение не распространяется на не имеющие резких запахов средства гигиены, такие как дезодоранты и т.п.).

 Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если некая женщина выйдет из дома, используя благовоние с намерением, чтобы этот запах почувствовали в обществе, то это первый шаг к прелюбодеянию».

Женщине не следует носить одежду, похожую на мужскую, а мужчине – на женскую, так как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Аллах проклял женщин, уподобляющихся мужчинам, и мужчин, уподобляющихся женщинам»[19].

Аллах создал мужчину и женщину отличными друг от друга физически. Учитывая эти особенности, Ислам установил правила в отношениях между мужчинами и женщинами и определил их различие в одежде.

 

О ВАЖНОСТИ прикрытия женщин

 

Несомненно, женская красота является особым даром Всевышнего Аллаха, радующим взор мужчины. Но фундаментом семейного счастья всегда были духовные ценности человека. И как бы не обнажалась женская плоть, она никогда не заменит нравственную красоту, если только человек не опустится до уровня животного.

Разумно ли считать обнаженность людей признаком цивилизации, если нагота является внешним атрибутом представителей неразвитых племен? Напротив, процесс бесстыдного обнажения тела можно скорее назвать признаками утраты культуры и духовной деградации общества.

Если женщина хочет, чтобы с ней считались, она не должна делать то, что может вызвать страсть чужого мужчины. А это значит, что ей необходимо прикрываться, закрывая тело от посторонних взглядов. Такая женщина не может стать объектом мужской страсти, так как весь ее внешний вид говорит о скромности, целомудрии, достоинстве, а лицо приобретает внутренний свет (нур).

Смысл прикрытия женщины в Исламе состоит в защите от посягательств на ее честь.

Поэтому женщина-мусульманка принимает необходимость прикрытия с довольной душой и спокойным сердцем, будучи твердо убежденной в его важности, так как это – веление Всемогущего Аллаха, а не произвол мужчин или потакание их прихотям. Мусульманка понимает, что прикрытие – это не просто дань традиции или особый стиль в одежде, а выполнение предписания Аллаха и проявление скромности, которую пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, назвал частью веры.

 

КАК НУЖНО ПРИКРЫВАТЬся

Части тела, которые необходимо прикрывать, называются аурат.

 

Аурат мужчин:

Мужчины перед другими мужчинами и женщинами (кроме своей жены), а также во время совершения молитвы-намаза должны прикрывать часть тела от пупка до колен включительно.

 

Аурат женщин:

  1. Перед посторонними мужчинами и во время совершения молитвы-намаза женщине необходимо прикрывать все тело, кроме лица, кистей рук и стоп ног;
  2. Перед близкими родственниками-мужчинами (махрам[20]) могут быть открыты руки, волосы, шея, голень и уши;
  3. Перед другими женщинами необходимо прикрывать часть тела от пупка до колен.

 

‘Аурат детей:

У маленьких детей до 4 лет аурата нет. С 4 лет до возраста совершеннолетия (полового созревания) необходимо прикрывать половые органы.

 

Прикрытие между мужем и женой.

Между супругами не существует ‘аурата, они могут смотреть на любые части тела друг друга.

 

Обнажение‘аурата при лечении или по иной необходимости.

Женщине лучше проходить лечение у врачей-женщин, а мужчине – у врачей-мужчин, однако если такой возможности нет, то допустимо обращаться к врачам противоположного пола и обнажать перед ними ‘аурат в случае медицинской необходимости. Также в целях лечения или по иной необходимости женщина может дотрагиваться до постороннего мужчины, а мужчина – до посторонней женщины.

 

 

ВОПРОСЫ и задания:

 

  1. Объясните, какое значение Ислам придает чистоте.
  2. Какие существуют виды воды?
  3. Каковы правила посещения туалета?
  4. Что такое истинджа?
  5. Что такое истибра?
  6. Расскажите о пользе омовения.
  7. Перечислите обязательные (фард) и желательные (сунна) действия малого омовения (вуду).
  8. Как совершается малое омовение (вуду)?
  9. Перечислите порицаемые действия (макрух) во время малого омовения (вуду) и обстоятельства, его нарушающие.
  10. Какие действия запрещено совершать без малого омовения (вуду)?
  11. Каким образом протираются (масх) кожаные носки?
  12. В каких случаях протирают (масх) повязки?
  13. Что значит полное омовение (гусль)? Когда обязательно (фард), а когда желательно (сунна) совершение полного омовения (гусль)?
  14. Какие действия запрещено совершать без полного омовения (гусль)?
  15. Перечислите обязательные (фард) и желательные (сунна) действия полного омовения (гусль).
  16. Как совершается полное омовение (гусль)?
  17. Что значит простительное состояние (‘узр)?
  18. Какие особые положения существуют для женщин?
  19. Что такое таяммум? В каких случаях выполняют таяммум?
  20. Перечислите обязательные (фард) и желательные(сунна) действия таяммума.
  21. Как совершается таяммум?
  22. Что значит прикрытие (тасяттур)?
  23. Что такое аурат?

 



[1] Св. Коран, 2:222.

[2] Муслим, «Тахара», 1; Ахмад бин Ханбаль, IV, 260.

[3] Абу Дауд, «Салят», 73; Ат-Тирмизи, «Тахара», 3.

[4] Аль-Бухари, «Иман», 39.

[5] Ат-Тирмизи, Тафсир, 83; Ибн Маджа, Зухд, 29.

[6] Таяммум – альтернативный малому (вуду) и полному (гусль) омовению способ приобретения ритуальной чистоты без использования воды. Подробнее см. далее в главе «Таяммум».

[7] Согласно шафиитскому мазхабу подобные действия недопустимы.

[8] Муслим, «Тахара», 111.

[9] Муслим, «Мусафирун», 294; Ат-Тирмизи, «Тахара», 2.

[10] Муслим, «Тахарат», 40.

[11] Муслим, «Тахара», 39; Ибн Маджа, «Зухд», 36.

[12] Сивак – палочка из веток дерева арак, произрастающего в Аравии, которой пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, чистил зубы. Подробнее см. главу «Обязанности перед самим собой».

[13] Св. Коран, 5:6.

[14] Св. Коран, 7:26-27.

[15] Св. Коран, 24:30.

[16] Св. Коран, 24:31.

[17] Абу Дауд, «Либас», 31.

[18] Ибн Маджа, «Тахарат»,132; Ат-Тирмизи, «Салят», 160.

[19] Аль-Бухари, «Либас», 62; Ат-Тирмизи, «Адаб», 24.

[20] К близким родственникам-мужчинам (махрам) относятся родственники, за которых данная женщина не имеет права выйти замуж. К ним относятся родные отцы, свекры, родные сыновья либо сыновья мужей, а также родные братья и племянники.