Вера в Предопределение и его исполнение
- Предопределение и его исполнение;
- Ответственность человека;
- Что дает вера в Предопределение и его исполнение;
- Тайное ведает лишь Всевышний Аллах;
- Материальный удел (ризк);
- Срок жизни (аджль);
- Упование на Аллаха (таваккуль) и труд;
- Важность трудолюбия в Исламе.
предопределение и его исполнение
Шестым столпом исламского вероучения является вера в предопределение и его исполнение (аль-кадр валь-када), а так же вера в то, что добро и зло созданы Всевышним Аллахом. Необходимо знать, что все в мире, и добро и зло, и здоровье и болезни, и бедность и богатство – все происходит по воле Аллаха. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Что хотел Аллах, то и было, чего Он не хотел, того не было»[1].
Неправильно думать, что только добро происходит по воле Аллаха, а зло – вопреки Него, так как, таким образом, Всевышнему приписывается слабость, которая не соответствует Всемогущему Богу. При этом следует понимать, что Бог не принуждает человека совершать те или иные поступки, предоставив ему право выбора. Обладающий абсолютным и изначальным, неизменяющимся во времени Всезнанием Аллах еще до начала творения знал, что Его создания будут претерпевать и какие действия будут совершать в тот или иной конкретный момент времени. Таким образом, Предопределение – это изначальное Всезнание Аллаха, который создает (халяка) различные события, дает силы и способности для совершения тех или иных действий, но при этом предоставляет право выбора (кясаба) людям. Эти два процесса неразделимы, иначе бы миссия пророков и ниспослание Писаний были бы напрасными, а отчёт людей и воздаяние за поступки, совершенные в мирской жизни безвольно, был бы абсурдным и несправедливым.
Терминологическое значение слов «кадар» и «када»:
«Кадар» (Предопределение) – это полная и изначальная осведомленность Аллаха обо всем, что происходило, происходит или произойдет в этом мире; полная и изначальная осведомленность обо всем, что будет совершено каждым в отдельности, как в тех случаях, когда право выбора у человека есть, так и в тех, когда его нет (например, стихийное бедствие, наступление болезни или смерти).
«Када» (Исполнение) – это абсолютное соответствие фактически происходящего в реальном времени изначальному знанию Творца.
Можно сравнить «кадар» с изначальным Божественным планом, а «када» – с осуществлением этого плана в реальном времени. Все, что происходит во Вселенной, создано по Вечному Знанию и Воле Аллаха, и нет другого Создателя, кроме Него.
Ответственность человека
Действия человека делятся на 2 вида:
1) Непроизвольные действия – это то, что в жизни человека не связано с его волей и выбором. Например, сердцебиение, дрожь руки, высокий или низкий рост человека – не связаны с его волей. Непроизвольные действия создаются Аллахом без непосредственного участия воли человека, поэтому он не отвечает за них.
2) Произвольные действия – это те действия человека, которые зависят от его воли и выбора человека. Например, садиться или вставать, ходить, совершать какие-либо действия и т. д. Произвольные действия, так же как и непроизвольные, создаются Аллахом, но они связаны с выбором человека. Аллах дал человеку свободу выбора и волю произвести какое-либо действие или не произвести. Если человек выберет (кясаба) добро и будет прилагать усилия для его совершения, то Аллах, если пожелает, создаст (халяка) добро, если же человек выберет (кясаба) зло и будет стараться совершить его, то Аллах, если пожелает, создаст (халяка) зло. Единственным Создателем является Всевышний Аллах, человеку же Он предоставляет право выбора, дарует силы и возможности для совершения тех или иных действий, за которые человек и будет держать ответ в Судный День.
Также следует понимать, что создание Аллахом зла само по себе не является злом, а вот выбор зла человеком и его совершение является злом.
Всевышний Аллах создал вещи с их противоположностями таким образом, чтобы люди могли легко распознать их – одушевленное и неодушевленное, хорошее и плохое, доброе и злое, удовольствие и огорчение и т.д. Кроме того, Аллах указал нам пути, чтобы мы смогли уберечься от злых и дурных вещей, а также дал нам силу противостоять злу. Не будь в мире зла, нам не дано было бы понять и оценить смысл добра. Тогда не реализовался бы сокровенный смысл мира – быть местом испытаний для людей. Человек имеет врожденную склонность к совершению добра, а склонность к злу он обретает позже. Огромную роль в этом играют воспитание, обучение, окружение человека, а также обычаи, бытующие вокруг человека.
Аллах не одобряет зло, Он призывает людей к добру, указывая пути к его совершению, ниспосылая пророков Писания. Однако Всевышний Аллах дает злу свершиться, дабы испытать человека. Человек же отвечает только за те действия, которые происходят по его воле и выбору. Если он совершал добрые дела, то получит за них вознаграждение, а если плохие, то понесет наказание в случае, если Аллах его не простит.
Что дает Вера в предопределение и его исполнение
Мусульманин верит в Предопределение и знает, что все события во Вселенной происходят по воле Аллаха и создаются Им. Вместе с тем он знает, что у каждого человека есть выбор. Тот, кто обладает такой верой, будет всеми силами стараться добиться успеха в этой жизни и не испугается трудностей. В достижении благих целей мусульманин верит, что Всевышний Аллах поможет ему.
Человек, знающий, что ему предстоит держать ответ за свои действия, будет использовать свою свободу выбора для добрых дел и будет стараться избегать того, что приводит к наказанию. Правильная вера в Предопределение обостряет чувство ответственности человека.
При этом верующий в Предопределение с пониманием относится к постигшим его бедам и неудачам, потому что он знает, что все происходит по Воле Аллаха и в каждом событии есть смысл и знамение. Верующий понимает, что человеческие возможности ограничены, и поэтому не станет браться за то, что ему не под силу. Он покорно примет предопределенное Богом и будет уповать на Него. Вера в предопределение помогает преодолевать трудности и успокаивает душу.
ТАЙНОЕ ВЕДАЕТ ЛИШЬ ВСЕВЫШНИЙ АллаХ
В одном предании говорится, что некогда существовало арабское племя, где все важные решения принимались согласно советам и наставлениям жившего там праведника. Однажды утром люди этого племени нашли всех своих собак мертвыми. Тогда они пошли к праведнику и рассказали ему об этом. Немного подумав, он сказал: «Надеюсь, в их смерти – ваше спасенье!» На следующую ночь умерли все петухи, и люди снова пришли к праведнику и получили от него все тот же ответ: «Надеюсь, в их смерти – ваше спасение!» Когда же один из них спросил: «Уважаемый, собаки были нашими сторожами, а петухи – нашими муэдзинами[2]! Какая может быть польза в их смерти?» Праведник ответил: «Тайное ведает лишь Всевышний Аллах. Несомненно, Он скрыл в этом большую мудрость, которую мы пока не можем постичь». В следующую ночь никто из этого племени не смог разжечь огонь. «Что за беда нас постигла?» – начали думать они. Мудрость происходящего открылась лишь наутро: оказалось, что в прошедшую ночь в их местности появились разбойники. Совершая набеги на окрестные селения, они подошли к стенам и их поселения. Но, не услышав ни лая собак, ни крика петухов и не заметив никаких огней, они прошли мимо. Таким образом, люди были спасены, а их имущество сохранено.
Материальный удел (Ризк)
Материальный удел (ризк) – это все то, что едят, пьют и используют живые создания. Материальный удел дает Всевышний Аллах. В Священном Коране говорится:
«Нет на земле ни одного живого существа, которого Аллах по Своей Милости не обеспечил бы пропитанием»[3]. |
وَمَا مِنْ دآبَّةٍ إلاَّ عَلَى اللهِ رِزْقُهَا |
Обязанность человека – зарабатывать материальный удел дозволенным Аллахом путем (халяль). Тот, кто приобрел свой материальный удел запретно и питался тем, что ему запрещено (харам), используя дарованную Аллахом свободу воли во зло, получит за это наказание, если Аллах не простит его.
СРОК ЖИЗНИ (аджль)
Человек приходит в этот мир лишь на короткий срок. Он подобен путнику, возвращающемуся на родину. Его жизнь – это ограниченное время, которое длится от рождения до смерти. Аджль – это время наступления смерти человека, конец его земной жизни.
Аллах определил каждому человеку сколько и когда он будет жить, где и как умрет. Какими бы ни были причины смерти, все равно ее не избежать. Человек умирает, когда приходит его срок (аджль). О неизбежности наступления смерти в определенный Аллахом час в Священном Коране сказано:
«Когда срок наступает [смерть], то никто не сможет перенести его ни вперед, ни назад [ни ускорить, ни отсрочить]»[4]. |
فَإذَا جَاءَ أَجَلُهُمْ لاَيَسْتَئْخِرُونَ سَاعَةً وَلاَيَسْتَقْدِمُونَ |
Люди должны беречь свое здоровье, избегать того, что опасно для жизни, не расходовать понапрасну время, трудиться для этой жизни так, как будто они не умрут никогда, и трудиться для Вечной жизни так, будто смерть наступит уже завтра.
Человек должен выполнять свои обязательства вовремя и не оставлять их на потом, потому что никому не известно, когда закончится его жизнь и наступит смертный час.
Упование на аллаха (таваккуль) и ТРУД
Упование на Аллаха (таваккуль) не означает бездействия. Человек должен сделать всё необходимое для дела, а затем полагаться на Всевышнего. Например, земледелец, который хочет получить хороший урожай, перед тем как сеять зерно, вспашет землю, потом удобрит ее. Он будет поливать свои посевы, защищать всходы от вредителей. То есть для того, чтобы получить урожай, сделает все необходимое и возможное. Что касается прорастания семян, развития ростков, – то в этом земледелец бессилен и полагается на Аллаха. Это и есть истинное упование на Аллаха (таваккуль). Если же кто-то будет ждать, что его дело свершиться само по себе, не прилагая к этому должных усилий, и при этом будет надеяться на Аллаха, то это абсолютно не правильное упование на Аллаха.
Однажды пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал человеку, который, понадеявшись на Аллаха, не привязал своего верблюда: «Сначала привяжи верблюда, а затем уповай на Аллаха»[5]. То есть уповать на Аллаха следует делать только после того, как человеком предприняты все необходимые действия.
Стремление дозволенным путем зарабатывать себе на жизнь и обеспечивать свою семью является обязанностью мусульманина, и оценивается Всевышним Аллахом как поклонение Ему (‘ибада) так же, как и намаз, пост и т.п.
В Священном Коране говорится:
«Иесли завершили вымолитву, торассеивайтесь поземле иищите милости Аллаха [усердно трудясь]»[6]. |
فَإذَا قُضِيَتِ الصَّلاَةُ فَانْتَشِرُوا فِي اْلاَرْضِ وَابْتَغُوا مِنْ فَضْلِ اللهِ |
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил, что поиск дозволенного заработка (дохода) является обязанностью (фард).
Праведный халиф Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пусть никто из вас не оставляет поисков материального удела (ризк), говоря: «О Аллах, дай мне материальный удел». Вы ведь знаете, что с небес не сыплется ни золото, ни серебро».
Ислам призывает к труду. Это – обязанность каждого мусульманина. Для того, чтобы достичь успеха, в любом деле сначала следует приложить к нему свое старание, а уж потом надеяться на Аллаха.
ВАЖНОСТЬ ТРУДОЛЮБИЯ В ИСЛАМЕ
Цель религии Ислам – сделать человека счастливым. Ислам указывает людям пути достижения счастья как в этой жизни, так и после Конца Света. Наша религия повелевает трудиться, прилагая максимум усилий, для достижения успеха в обоих мирах. В Священном Коране говорится:
«Человеку – то, что он совершал (лишь то, к чему стремился, то, над чем работал, то, чего добился). И поистине, в последующем совершенное им будет увидено [им же самим, как и другими]»[7]. |
وَأَنْ لَيْسَ لِلاِنْسَانِ إلاَّ مَاسَعَى وَأَنَّ سَعْيَهُ سَوْفَ يُرَى
|
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самая лучшая пища для человека – это пища, на которую он заработал собственным трудом. Пророк Аллаха Дауд (Давид), мир ему, также зарабатывал на жизнь собственным трудом»[8].
Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники увидели проходящего мимо сильного и крепкого человека. Сподвижники сказали: «О Пророк! Если бы он работал во Имя Аллаха!»И на это Пророк, мир ему и благословение Аллаха, им ответил: «Если этот человек вышел из дома для того, чтобы зарабатывать на пропитание своим детям, то это значит, что он на пути Аллаха. Если он вышел для того, чтобы дать своим постаревшим родителям то, в чем они нуждаются, то он тоже на верном пути. Если даже он вышел зарабатывать себе на хлеб, и в этом случае он тоже на пути, указанном Аллахом. Но если он вышел для бахвальства, то он служит Сатане (шайтан)»[9].
Милостыня (закят) и паломничество (хадж) – эти два из пяти обязательных столпов Ислама доступны для совершения только состоятельным мусульманином. А состояние и богатство достигается трудом. Лучший из людей – это тот, кто работает, потому что, работая, человек приносит пользу не только себе и своей семье, но и всему обществу.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучший из людей тот, кто приносит пользу людям»[10]. Он всегда призывал своих последователей работать и развиваться как духовно, так и материально. В одном из своих изречений (хадис) он также сказал: «У кого два дня похожи друг на друга, тот находится в убытке»[11].То есть мусульмане каждый день должны стремиться к продвижению вперед.
Однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, подошел один бедный мединский мусульманин и попросил помощи. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил у него: «Нет ли у тебя чего-нибудь дома?»
Он ответил:
– У меня дома есть кувшин и покрывало, на одной половине которого я сплю, а другой укрываюсь.
– Иди и принеси их мне.
Этот человек принес их, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
– Кто это купит у меня?
Один из мусульман ответил:
– О Посланник Аллаха, я куплю это за один дирхем.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
– Есть тот, кто дал бы больше?
Другой мусульманин ответил:
– Я дам за это 2 дирхема.
Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, продал ему вещи, а деньги передал бедняку из Медины, сказав ему так:
– На один дирхем купи себе еды, а на другой купи топор и принеси его мне.
Когда бедняк принес топор, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, своими руками приделал к нему ручку.
– Иди в лес, наруби дров, затем продай их. И чтобы я 15 дней здесь тебя не видел.
Этот человек пришел через 15 дней, заработав 10 дирхемов. На одну часть денег он купил еду, а на другую – одежду. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучше работать, чем просить милостыню, потому что у попрошайки в Судный День будут черные пятна на лице»[12].
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучший из вас тот, кто, не оставляя эту жизнь ради жизни Следующей и не оставляет Следующую жизнь ради этой жизни, тот работает для обоих миров и не является обузой для людей»[13].
Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Если мусульманин посадит дерево или посеет что-нибудь, и от этих плодов вкусит человек, животное или птица, то это зачтется ему как подаяние (садака)».
Однажды праведный халиф Умар, да будет доволен им Аллах, увидел нескольких человек, которые сидели и ничего не делали. Умар спросил них, кто они такие.
– Мы из тех, кто вверил свои дела Аллаху и на Аллаха уповает, – ответили те.
– Поистине, вы заблуждаетесь, – возразил им Умар. – Вы просто бездельники, живущие за счет других людей. Тот, кто действительно уповает на Аллаха, сначала сажает зерно в землю, а потом надеется на Всевышнего, дающего ему удел (ризк).
[1] Абу Дауд.
[2] Муэдзин – человек, призывающий на молитву, возглашающий Азан.
[3] Св. Коран, 11:6.
[4] Св. Коран, 16:61.
[5] Аджулини, «Кашфуль Хафа», том I, стр.144.
[6] Св. Коран, 62:10.
[7] Св. Коран, 53:39-40.
[8] Аль-Бухари, «Бую», 15, «Анбия», 37.
[9] Ат-таргыб ват-тархиб, том II, стр. 524.
[10] 250 Хадисов, стр.121
[11] Аджулини, «Кашфуль Хафа», том II, стр. 233.
[12] Ат-таргыб ват-тархиб, том II, стр. 523.
[13] Мухтаруль-Ахадис.