ПОСТ

 

  • Значение поста;
  • Польза поста;
  • Мольба-ду‘а во время разговения;
  • Виды поста;
  • Утренний прием пищи (сухур) и вечернее разговение (ифтар);
  • Для кого обязателен пост в месяце Рамадан;
  • Причины, разрешающие перенести соблюдение поста месяца Рамадан на другое время;
  • Положение того, кто без уважительной причины не постился в Рамадан;
  • Когда и как совершается намерение соблюдать пост;
  • Действия, нарушающие пост и требующие возмещения (када) и искупления (каффарат);
  • Обстоятельства, нарушающие пост и требующие только возмещения (када);
  • Обстоятельства, не нарушающие пост;
  • Порицаемые (макрух) действия во время поста;
  • Искупительная милостыня – «фидья»;
  • Уединение – и‘тикяф;

 

 

ЗНАЧЕНИЕ ПОСТА

 

Пост – это воздержание от пищи, питья и половой близости от рассвета до захода солнца.

Третьим столпом Ислама является соблюдение поста в месяц Рамадан. Обязательным этот пост стал во втором году хиджры[1].

Количество дней в месяце Рамадан может быть 29 или 30 дней. Сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, за свою жизнь успел соблюсти девять постов месяца Рамадан, четыре из которых были по 29, а пять – по 30 дней.

Мусульмане почитают Рамадан как священный месяц. Именно в этом месяце началась пророческая миссия последнего Божьего Посланника Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. В это благословенное время началось ниспослание Священного Корана. На Рамадан приходится самая лучшая ночь года – ночь Могущества «Ляйлят-уль-Кадр».

В этом месяце верующие соблюдают пост, посредством которого человек очищается от грехов, злых помыслов и плохих поступков. Всевышний Аллах в Священном Коране предписывает:

يَأيُها الَّذِينَ ءَامَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ

كَمَا كُتِبَ عَلَي الَذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَكُمْ تَتَقُونَ

 

«О верующие! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными»[2].

«Кто из вас застанет этот месяц, пусть непременно проведет его в посте»[3].

Пост является одним из особо значимых видов поклонения – в мирской жизни он уберегает людей от плохих дел, а в Судный День – от Ада, способствуя прощению Аллахом грехов человека.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Если бы люди могли по достоинству оценить значение месяца Рамадан, то хотели бы, чтобы он длился целый  год»[4].

«Начало месяца Рамадан – это милость, середина – прощение, а конец – освобождение от Ада…»[5]

 

ПОЛЬЗА ПОСТА

 

1. Пост укрепляет нравственность.

Пост напоминает людям об Аллахе, повышает чувство ответственности, воспитывает нравственность, очищает сердца от низменных чувств и мыслей, предостерегает от неодобряемых поступков и от плохого отношения к людям.

Пост оберегает глаза от взглядов на запретное, язык – от лжи и недостойных слов, уши – от сплетен, живот – от запрещенной пищи, руки – от порицаемых действий, а ноги – от хождения за запретным.

Мудрость поклонения заключается в том, чтобы ради Аллаха выполнять Его повеления и избегать греховного.

2. Пост пробуждает чувство милосердия.

Человек, который никогда не испытывал чувство голода и недоедания, не поймет проблем бедняка. Постящийся же, сам испытавший данные чувства, способен на сострадание и готов протянуть руку помощи неимущим, помогая им преодолеть трудности.

3. Пост помогает осознать ценность благ, дарованных Всевышним Аллахом.

Человек осознаёт ценность чего-либо лишь после того, как лишается этого. Постящийся, отстраняясь от многих благ Создателя, лучше осознает их ценность, учится беречь их и еще больше благодарит Аллаха за Его бесчисленные дары.

4. Пост делает человека здоровым.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Соблюдайте пост – приобретете здоровье»[6].

Благодаря соблюдению поста, уставшие за 11 месяцев непрерывной работы органы пищеварения получают отдых и после Рамадана с новой силой активизируют свои функции.

Ученые доказали, что пост полезен для человеческого организма. По мнению известного французского ученого, лауреата Нобелевской премии, доктора Алексиса Карреля, во время соблюдения поста из организма выводятся накопившиеся продукты распада и происходит обновление организма.

5. Пост учит человека терпению.

Тот, кто приучил себя в определенное время не есть и не пить, отказываясь от дозволенного, будет способен перенести жизненные трудности, выдержать горе и страдания. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пост – это половина терпения»[7].

6. Пост становится причиной прощения грехов верующего.

В Священном Коране говорится:«…соблюдающие пост мужчины и женщины, оберегающие свою плоть [от прелюбодеяния] мужчины и женщины, часто поминающие Аллаха мужчины и женщины... Господь уготовил им прощение и великую награду»[8].

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто, веря и ожидая вознаграждения от Аллаха, соблюдает пост в месяц Рамадан, будут прощены совершенные им ранее грехи»[9].

7. Пост становится причиной вхождения в Рай.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в Раю есть врата, называемые «Ар-райян», через которые в День Суда будут входить постящиеся. И не войдет через эти врата никто, кроме них. Будет сказано: «Где постившиеся?» и они поднимутся. И не войдет через эти вратаникто, кроме них. А когда они войдут, эти врата будут закрыты, и больше никто не войдет через них»[10].

8. Пост будет заступником в Судный День.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пост и Коран в Судный день будут заступаться за рабаАллаха. Скажет пост: «О мой Господь! Я мешал ему есть и мешал его страстям. Прими мое заступничество!» Коран скажет: «Я мешал его ночным снам. Прими мое заступничество!» И оба они  будут заступаться (за этого раба Аллаха[11].

9. Всевышний Аллах принимает мольбу-ду‘а постящегося.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«У троих мольба-ду‘а не отвергается: справедливый правитель, постящийся до его разговения и угнетенный»[12].

«У постящегося никогда не отвергается ду‘а во время разговения»[13].

 По этой причине постящийся должен много молить Всевышнего Аллаха о счастье и спасении как в мирской жизни, так и Следующей.

Существует специальная мольба-ду‘а, которую читают во время разговения (ифтара):

 

«Аллахумма ляка сумту ва бикя аманту ва ‘аля ризкыкя афтарту»

 

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَبِكَ آمَنْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ

«О Аллах, ради тебя я соблюдал пост, уверовал в Тебя, уповаю на Тебя, Твоими дарами я разговляюсь».

 

ВИДЫ ПОСТА

 

Существует шесть видов поста:

1. Обязательный (фард) постэто пост в месяц Рамадан, а также возмещение (када) пропущенного поста в месяц Рамадан и пост-искупление (каффарат).

2. Необходимый (ваджиб) пост – это пост по обету (назр) и возмещение (када) нарушенного добровольного (нафиль) поста.

3. Желательный (сунна) пост – это, например, пост в 9 и 10 день месяца Мухаррам или 10 и 11 день этого же месяца.

4. Добровольный (мустахаб) пост.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самый похвальный пост это пост, который соблюдал пророк Дауд (мир ему). Дауд (мир ему) один день постился, а другой день не постился». Абдуллах ибн Умар сказал: «Я могу держать еще больше». На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Больше этого нет»»[14].

К этому же виду относится пост 13-го, 14-го и 15-го числа каждого месяца мусульманского календаря, понедельник и четверг каждой недели, шесть дней в месяце Шавваль после Рамадана, первые 10 дней месяца Зуль-хиджа, а также пост в месяце Шаабан.

5. Нежелательный (танзихан-макрух) пост это, например, соблюдение поста только 10-го числа месяца Мухаррам один день, пост только в пятницу или только в субботу, или только в воскресение (можно держать четверг и пятницу, или пятницу и субботу, или же субботу и воскресение).

6. Крайне порицаемый (тахриман-макрух) пост – это пост в день праздника Ураза-байрам и в четыре дня праздника Курбан-байрам, а также соблюдение поста 2-3 дня без разговения.

 

УТРЕННИЙ ПРИЕМ ПИЩИ (СУХУР) И ВЕЧЕРНЕЕ РАЗГОВЕНИЕ (ИФТАР)

 

Утренний прием пищидо рассвета (сухур) является одобряемым действием (мустахаб). Принимать пищу во время поста желательно не вечером, а именно накануне первых признаков рассвета, так как вознаграждение (саваб) в этом случае будет больше.

В Священном Коране говорится:

«Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца]»[15].

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Совершайте утренний прием пищи (сухур) и, таким образом, укрепляйте себя для соблюдения поста. Спите днем - это поможет встать ночью для совершения намаза-тахаджуд»[16].

«Ешьте до зари, так как в этом есть благословение от Аллаха (баракат)»[17].

Выделяют следующие факторы благословенности утреннего приема пищи (сухур)[18]:

1) Это действие совершал пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха;

2) Утренний прием пищи (сухур) придает силы для поклонения (‘ибада);

3) Утренний прием пищи (сухур) увеличивает искренность в поклонении (‘ибада), так как благодаря раннему подкреплению пищей человек не так сильно испытывает голод и слабость, которые могут отвлечь от благочестивых дел;

4) Утренний прием пищи (сухур) помогает людям контролировать самих себя, свой темперамент, так как злость нередко вызывается сильным голодом;

5) Время утреннего приема пищи (сухур) – это время, когда мольбы-ду‘а принимаются;

6) Встав на утренний прием пищи (сухур), человек имеет возможность совершить дополнительный ночной намаз «ат-тахаджуд» и поминать Всевышнего Аллаха (зикр) в последнюю часть ночи, поклонение в которой особо вознаграждаемы.

Вечернее разговение (ифтар) приносит несравненную радость и награду постящемуся, который провел весь свой день в поклонении, соблюдая пост ради Всевышнего Аллаха.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«У постящегося мусульманина есть две радости: одна – во время совершения разговения (ифтар), другая (настанет) тогда, когда он предстанет перед Аллахом»[19].

«Тот, кто накормит постившегося, получит награду, подобно самому постившемуся, не уменьшая его награды»[20].

 «Если кто-то из вас разговляется (ифтар), то пусть разговляется фиником, ибо в нем есть благословение (баракят), но если не найдете финика, то разговляйтесь водой, потому что она чистая»[21].

При этом ни во время утреннего приема пищи (сухур), ни во время вечернего разговения (ифтар) не следует переедать. Мусульманские ученые говорили: «Кто остается относительно голодным в разрешенные (для приема пищи) часы Рамадана, тот становится защищенным от зла Сатаны (шайтана) в течение всего года до следующего Рамадана».

 

ДЛЯ КОГО ОБЯЗАТЕЛЕН ПОСТ В МЕСЯЦ РАМАДАН

 

Каждый мукалляф – разумный мусульманин или мусульманка, достигший совершеннолетия, обязан (фард) соблюдать пост в месяц Рамадан. Это повеление Всевышнего Аллаха.

Ребенку, который не достиг совершеннолетия, соблюдение поста не обязательно. Вместе с тем, приучать к посту его лучше с детства, при этом делать это следует так, чтобы не препятствовать полноценному физическому развитию ребенка.

Женщины в дни менструации (хайд) и послеродового кровотечения (нифас) не соблюдают пост, но после их завершения восполняют (када) каждый пропущенный день поста.

 

ПРИЧИНЫ, РАЗРЕШАЮЩИЕ ПЕРЕНЕСТИ СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА МЕСЯЦА РАМАДАН НА ДРУГОЕ ВРЕМЯ

 

Не поститься в Рамадан без уважительной причины – большой грех, который влечет за собой наказание Всевышнего Аллаха, если Он не простит грешника по Своей милости.

 

Не соблюдать пост в месяц Рамадан или прервать его разрешается по следующим причинам: 

1. Болезнь. Если человек опасается, что его болезнь из-за поста может затянуться или осложниться, то ему разрешается не поститься или прервать свой пост. После выздоровления он должен будет возместить (када) каждый пропущенный день поста.

2. Путешествие. Тот, кто в месяце Рамадан отправился в дальнюю поездку, покинув свой населенный пункт более чем на 90 км, может не соблюдать пост. После поездки он должен возместить (када) каждый пропущенный день поста.

Однако, если в пути нет затруднений соблюдать пост, то  лучше поститься.

3. Принуждение. Если постящемуся  угрожают смертью или нанесением увечий, требуя, чтобы тот не постился, он может прервать свой пост. Позже он будет должен возместить (када) каждый пропущенный день поста.

4. Беременность или кормление. Если во время беременности или кормления грудью женщина опасается, что воздержание от еды и питья могут нанести вред здоровью ее или младенца, то ей разрешается не соблюдать пост или прервать его. После беременности или завершения кормления она должна возместить (када) каждый пропущенный день поста.

5. Невыносимый голод или жажда. Если постящийся испытывает голод или жажду настолько, что опасается потерять разум или причинить реальный вред своему организму, то он может нарушить пост, а потом возместить (када) его в другой день. В Священно Коране говорится:

«Не бросайте себя своими же руками в опасность (на погибель)!»[22]

«Не убивайте самих себя.Воистину, Всевышний необычайно Милостив к вам»[23].

6. Старость. Очень пожилым немощным людям, не имеющим сил соблюдать пост, разрешено не поститься. Так как из-за своей старческой немощности они уже не смогут возместить (када) пропущенные дни поста, им следует выплатить искупительную милостыню – «фидья» за каждый пропущенный день поста месяца Рамадан.

 

ПОЛОЖЕНИЕ ТОГО, КТО БЕЗ УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ НЕ ПОСТИЛСЯ В РАМАДАН

Соблюдать пост в месяц Рамадан – повеление Всевышнего Аллаха. Все мусульмане (мукалляф) должны соблюдать его.

Если мусульманин, не имея уважительной причины, пропустил пост в Рамадан, он должен возместить (када) каждый пропущенный день поста.

Если мусульманин без уважительной причины нарушил начатый пост, он обязан не только восполнить (када) нарушенный день поста, но и совершить искупление (каффарат).

Тот, кто в месяце Рамадан не держал пост без уважительной причины, считается грешником и несет ответственность за этот грех перед Аллахом. Невыполнившему повеление Аллаха соблюдать пост в месяц Рамадан необходимо покаяться. Совершивший грех должен молить Аллаха о прощении, не теряя времени, возместить (када) пропущенные дни поста, и, если необходимо, выполнить искупление (каффарат).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-то нарушит пост в Рамадане, кроме тех, кому это позволил Аллах (т.е. путники, беременные, больные и т.д.), то он не сможет возместить этот день (получить такое же вознаграждение), даже если будет держать пост всю жизнь»[24].

 

КОГДА И КАК СОВЕРШАЕТСЯ НАМЕРЕНИЕ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ

Обязательным условием поста является намерение. Пост без намерения не принимается.

Намерение для поста можно сделать в любое время после захода солнца и до рассвета. 

Лучше всего совершить намерение после утреннего приема пищи (сухур). Но если человек проснулся после рассвета, то он может сделать намерение до наступления полудня, не совершая при этом после рассвета действий, нарушающих пост.

Тот, кто не собирается вставать на утренний прием пищи (сухур), может сделать намерение соблюдать пост следующего дня уже с вечера.

Намерение соблюдать пост-возмещение пропущенных дней (када) и пост-искупление (каффарат) можно также сделать с вечера, но успеть до рассвета – обязательно. Для данных видов поста нельзя делать намерение после рассвета.

Намерение совершается сердцем. Это значит, что человек, в сердце пожелавший  соблюдать пост предстоящего дня, считается совершившим намерение. Человек, который встал на утренний прием пищи, также считается совершившим намерение.

Пожелавший соблюдать пост может как про себя, так и вслух сделать намерение: «Намерился совершить пост предстоящего дня месяца Рамадан искренне ради Аллаха».

 

ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ И ТРЕБУЮЩИЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ (Када) И ИСКУПЛЕНИЯ (КАФФАРАТ)

Если постящийся в месяц Рамадан сознательно и без уважительной причины нарушил пост, совершив в светлое время дня одно из следующих действий:

- пил, ел  или принимал лекарство (таблетки или жидкость),

- вступил в половую близость,

- курил,

то ему необходимо возместить нарушенный пост день за день (када) и совершить искупление (каффарат). Искупление (каффарат) является наказанием в этой жизни за сознательное нарушение поста месяца Рамадана, оно не налагается за нарушение других постов (в том числе и поста-возмещения (када)).

 Искуплением (каффарат) является непрерывное соблюдение поста в течение 60-ти дней. Если пост-искупление (каффарат) прерван, необходимо совершать непрерывный 60-тидневный пост заново. Женщины, соблюдающие пост-искупление (каффарат), прерывают его на дни менструации и продолжают поститься с первого дня после их окончания.

Тот, кто по уважительным причинам не в состоянии соблюдать непрерывный 60-тидневный пост, обязан накормить 60 бедных мусульман завтраком и ужином (желательно найти богобоязненных). Искупление (каффарат) не выдается неверующим. Еда должна быть в достаточном количестве (например, хлеб пшеничный). Можно накормить одного бедняка 120 раз завтраком или 120 раз ужином или 60 человек накормить завтраком и 60 человек ужином.

Также возможно передавать стоимость еды в денежном эквиваленте в течении 60-ти дней одному бедняку или за один раз передать 60-ти беднякам. Если отдать одному человеку всю сумму единовременно, то это зачтется как один день искупления (каффарат).

Если в течении одного Рамадана человек сознательно нарушил пост несколько раз (или если сознательно нарушал пост в течении нескольких Рамаданов), то ему достаточно совершить одно искупление (каффарат) за все нарушения.

 

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаха, передает:

«(Однажды), когда мы сидели  вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, к нему пришел какой-то человек и сказал:

- О Посланник Аллаха! Я погиб!

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

- Что с тобой (случилось)?

Он сказал:

- Я был с женой (в  супружеской близости) во время поста.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

- Есть ли у тебя рабы, чтобы отпустить их на волю?

Он ответил:

- Нет.

 Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

-  А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?

 Он сказал:

- Нет.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

- А сможешь ли ты накормить шестьдесят неимущих?

Он ответил:

- Нет.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаха, сказал: «После этого Пророк, мир ему и благословение Аллаха, некоторое время хранил молчание, и пока мы находились в подобном положении, ему принесли полную фиников корзину из пальмовых листьев. Он спросил:

- Где человек, задавший вопрос?

Он отозвался:

- Я здесь.

Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

- Возьми это и раздай в качестве милостыни.

Этот человек сказал:

- Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня, о Посланник Аллаха? Клянусь Аллахом нет в пределах Медины семьи беднее моей.

Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха,  улыбнулся так, что показались его зубы, а потом сказал:

- Иди и накорми ими свою семью»[25].

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ И ТРЕБУЮЩИЕ ТОЛЬКО ВОЗМЕЩЕНИЯ (КАДА)

  1. Глотание непригодных в пищу предметов (бумаги, земли, хлопка, и т.д.);
  2. Закапывание лекарства в нос;
  3. Закапывание лекарства в уши;
  4. Случайное попадание воды внутрь, например, во время полоскания рта или носа;
  5. Глотание скопившейся слюны, содержащей посторонние примеси;
  6. Вынужденное нарушение поста;
  7. Заливание воды в горло спящему кем-либо посторонним;
  8. Искусственно вызванная рвота;
  9. Преждевременное разговение по ошибке (думая, что заход уже наступил);
  10. Прием пищи после рассвета по ошибке (думая, что он еще не наступил).

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НЕ НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ

  1. Есть, пить или иметь половую близость в светлое время поста по забывчивости. Если человек после того, как вспомнит, что соблюдает пост, сразу прекратит есть или пить и освободит (прополощет) рот от пищи, то пост этого дня продолжается. Если же после того, как он вспомнит, что постится,  успеет что-либо проглотить, то пост этого дня нарушается;
    1. Попадание воды в уши;
    2. Закапывание лекарства в глаза;
    3. Непроизвольная рвота ( т.е. не вызванная специально);
    4. Поллюции (выделение спермы у спящего);
    5. Сдача крови;
    6. Случайное проникновение в горло пыли или дыма;
    7. Сглатывание слюны.

 

ПОРИЦАЕМЫЕ (МАКРУХ) ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ПОСТА

Совершение данных действий в светлое время поста не нарушают его, однако их совершение порицается:

  1. Пробование чего-либо на вкус (не глотая);
  2. Проглатывание слюны, скопившейся во рту;
  3. Многократная сдача крови, ослабляющая человека;
  4. Изнурительная работа.

 

Не возбраняется во время соблюдения поста:

  1. Нюхать или использовать духи;
  2. Чистить зубы, используя мисвак или зубную щетку;
  3. Полоскать рот;
  4. Полоскать нос;
  5. Мыться.

 

ИСКУПИТЕЛЬНАЯ МИЛОСТЫНЯ – «ФИДЬЯ»

Хронические больные и немощные старики, у которых нет сил поститься, за каждый пропущенный день поста должны выплачивать искупительную милостыню – «фидья».

«Фидья» исчисляется так же, как и милостыня «аль-фитр»(См. след главу «Закят», тема «Милостыня “аль-фитр”».) Это искупление можно отдать на протяжении всего месяца Рамадан.

По своему выбору можно отдать милостыню «фидья» одному бедняку или раздать нескольким нуждающимся.

Если больной человек не имеет возможности раздать милостыню «фидья», то он должен просить у Аллаха прощение.

Если больные выздоровят или пожилые люди приобретут силы для соблюдения поста, они должны возместить (када) каждый день пропущенных постов, даже если за них была выплачена «фидья», которая в этом случае будет засчитываться как милостыня (садака).

 

И‘ТИКЯФ

 

И‘тикяф – это пребывание в каком-либо месте с целью совершения поклонения Создателю. Вознаграждение аваб) за совершение и‘тикяфа очень велико, и невозможно даже перечислить всю его пользу и благословенность.

 

В соответствии с ханафитским мазхабом существуют 3 вида и‘тикяфа:

1)   Необходимый (ваджиб) и‘тикяф. Например, когда человек дает обет перед Всевышним Аллахом, что проведет определенное количество дней в и‘тикяфе, если Аллах исполнит его какое-нибудь конкретное желание. Тогда, с момента исполнения этого желания, и‘тикяф становится для этого человека необходимым (ваджиб). Или же человек может дать клятву без условий, что он делает и‘тикяф необходимым (ваджиб) для себя на какое-либо определенное количество дней;

2)   Желательный (сунна) и‘тикяф –  совершается в последние 10 дней месяца Рамадан;

3)   Добровольный (нафиль) и‘тикяф. Для этого вида нет специального времени или точного количества дней. Человек может сделать намерение на любое количество дней, даже на всю жизнь.

Длительность и‘тикяфа должна быть не менее одного дня.

Лучшее место для выполнения и‘тикяфа – Заповедная (аль-Харам) мечеть в Мекке, после которой – мечеть Пророка в Медине и затем – мечеть «аль-Акса» в Иерусалиме.

Следующая за ними по значению – это соборная мечеть в собственном городе, и, наконец, ближайшая от дома мечеть.

Женщины, по мнению некоторых ученых, могут выполнять и‘тикяф в своих собственных домах, желательно в специально отведенном на время и‘тикяфа месте. Это является облегчением для женщин.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Ищи Ночь Могущества (ляйлят-уль-кадр) среди нечетных ночей в последние 10 ночей Рамадана»[26].

 «Когда наступает месяц Рамадан, небесные врата открываются, а врата Ада запираются, и шайтаны сковываются цепями»[27].

 

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. В чем заключается мусульманский пост?
  2. Расскажите о пользе поста.
  3. Какие существуют виды постов?
  4. Кто обязан соблюдать пост в месяц Рамадан?
  5. В каких случаях разрешается переносить пост месяца Рамадан?
  6. Выучите наизусть ду‘а разговения (ифтар).
  7. Когда и как делается намерение соблюдать пост?
  8. Что такое «фидья»?
  9. Объясните, что такое возмещение (када) и искупление (каффарат)?
  10. Что нарушает пост и в каких случаях необходимы возмещение (када) и искупление (каффарат)?
  11. В каких случаях за пропущенный пост достаточно только возмещение (када)?
  12. Перечислите обстоятельства, нарушающие пост.
  13. Что нежелательно во время поста?
  14. Что такое и‘тикаф?

 

                                                                                           

 

                       

 

 



[1]    Хиджра – переселение пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, из Мекки в Медину в 622 г.н.э. С этого года мусульмане ведут свое летоисчисление.

[2]    Св. Коран, 2:183.              

[3]    Св. Коран, 2:185.

[4]    Ибн Хузайма, Сахих, III, 190.

[5]    Ибн Хузайма, Сахих, III, 191.

[6]    Кашфуль-хафа, том II, стр. 33.    

[7]    Ат-Тирмизи, «Даават», 86.            

[8]    Св. Коран, 33:35.              

[9]    Аль Бухари, «Имам», 28. «Савм», 6; Муслим, «Сыям», 203.

[10]    Аль-Бухари, «Савм», 4; Муслим, «Сиям», 166.

[11]    Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 174.

[12]    Ибн Маджа, I, стр. 557, №1752.

[13]   Ибн Маджа, I, cтр. 557, №1753.

[14]    Муслим, «Сыям», 192, 203; Ибн Маджа, «Сыям», 43.

[15]   Св. Коран, 2:187.              

[16]    Ибн Маджа, «Сыям», 22.              

[17]    Аль-Бухари, «Савм», 20; Муслим, «Сыям», 45.

[18]    Ибн Наджар, «Шарх Сахих Бухари».

[19]    Аль-Бухари, «Савм», 9; Муслим, «Сыям»,163.      

[20]    Ат-Тирмизи, «Савм», 81.

[21]    Ат-Тирмизи, «Закят», 26; Абу Дауд, «Савм», 21.

[22]    Св. Коран, 2:195.

[23]    Св. Коран, 4:29.

[24]    Аль-Бухари, Абу Дауд, «Ат-Тадж», II, стр. 68.

[25]    Аль-Бухари, «Савм», 30; Муслим, «Сыям», 81.

[26]    Аль-Бухари, «Лайлятуль-Кадр», 3.

[27]    Аль-Бухари, «Савм», 5; Муслим, «Сыям», 1, 2, 4, 5.