ХАДЖ

 

  • Значение хаджа;
  • Специальные термины паломничества – ихрам, микат, тальбия, таваф, сай, вукуф, джамарат;
  • Умра;
  • Порядок совершения умры;
  • Виды хаджа;
  • Для кого и когда обязателен хадж;
  • Обязательные (фард) условия и действия хаджа;
  • Необходимые действия (ваджиб) хаджа;
  • Порядок совершения хаджа.

 

ЗНАЧЕНИЕ ХАДЖА

 

Хадж-паломничество является пятым столпом Ислама. Хадж совершается в месяц Зуль-хиджа в Мекке и ее окрестностях.

В Священном Коране говорится:

«Первый храм (Дом), который был построен для людей,это тот, что вМекке. Онблагословен иявляется верным путем для миров.Тамявные знамения,«место Ибрахима (Авраама)». Кто заходит туда, тот вбезопасности (наполняется спокойствием, умиротворенностью).Паломничество (хадж) кДому долг для людей пред Богом, тех изних, кто всостоянии это сделать. Акто неверует, то, воистину, Всевышний ненуждается ниводном измиров»[1].

Хадж – это поклонение Аллаху (‘ибада), совершаемая телом и имуществом верующего. Выполнение ритуалов хаджа было вменено в обязанность в 9 году хиджры. При наличии всех условий необходимо совершить его хотя бы один раз в жизни.

 Облачение в специальное одеяние – ихрам уравнивает между собой всех людей. Сбор великого множества верующих на Священной земле Мекки напоминает о великом Сборе всего человечества в Судный День (махшар), где воскрешенные Аллахом люди соберутся и будут держать перед Ним ответ за все свои деяния. Совершение хаджа увеличивает знания и расширяет кругозор, человек приобретает умение противостоять трудностям, уменьшается его зависимость от материального, крепнет чувство любви и милосердия к бедным и неимущим, укрепляется братство.

Посещение мест, где родился пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, где было даровано первое Божественное Откровение, откуда пошло распространение Ислама, безусловно, вызывает духовный трепет и усиливает религиозные чувства верующих. Там человек проявляет смирение и богобоязненность, получая за каждое поклонение достойное вознаграждение. Тому, кто ради Аллаха выполняет ритуалы хаджа и воздерживается от причинения людям вреда, Аллах простит многие грехи, кроме греха ущемления прав других.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто совершит хадж ради Аллаха и воздержится от плохих слов и отношений, вернется таким чистым от грехов, каким он был в день, когда его родила  мать»[2].

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ ПАЛОМНИЧЕСТВА –

ИХРАМ,МИКАТ, ТАЛЬБИЯ, ТАВАФ, САЙ, ВУКУФ, ДЖАМАРАТ

 

Ихрам – это особое состояние паломника во время хаджа или  умры, начинающееся с намерения и облачения в специальное одеяние.

Вхождение в состояние ихрама должно происходить в специальных местах, называемых «микат».

Желательно, чтобы намеревающийся войти в состояние ихрама вначале совершил полное омовение, использовал ароматические вещества (касается только мужчин) и прочитал намаз в два ракяата.

В состоянии ихрама действуют специальные запреты:

  1. Мужчинам запрещено надевать любую сшитую одежду и покрывать чем-либо голову. Женщины могут носить обычную одежду, прикрывающую ‘аурат. Однако в состоянии ихрама им запрещено закрывать лицо и носить перчатки;
  2. Запрещено брить и стричь волосы, подстригать ногти;
  3. Запрещено использование ароматических веществ и благовоний;
  4. Запрещены ласки, поцелуи и половая близость;
  5. Запрещено охотиться или помогать в этом;
  6. Запрещено рвать или срезать траву, ломать зеленые ветки.

 

В случае нарушения одного из данных запретов паломник должен сделать искупление в форме жертвоприношения.

После вхождения в состояние ихрама и далее на протяжении всего паломничества (хаджа или умры) читается тальбия. Мужчины читают вслух, а женщины – тихо.

«Ляббяйкал-лахумма ляббяйк. Ляббяйка ля шарика ляка ляббяйк. Инналь-хамда ван-ни‘мата лякя валь-мульк, ля шарика ляк».

 

لَبَّيْكَ اللهُمَّ لَبَّيْكَ لَبَّيْكَ لاَ شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ

 إِنَّ الْحَمْدَ  وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالْمُلْكَ لاَ شَرِيكَ لَكَ

«Вот я пред Тобой, о Всевышний, я пред Тобой. Вот я пред Тобой, нет у Тебя сотоварища, я пред Тобой. Поистине, хвала, милость и владычество принадлежат только Тебе! Нет у Тебя сотоварища!»

 

Таваф – это ритуал обхождения вокруг Каабы. Совершают обход 7 раз, двигаясь против часовой стрелки. Начинают ритуал с места, находящегося напротив Черного Камня.

Сай – это быстрая ходьба (бег) между двумя холмами Сафа и Марва, которые находятся близ Каабы в Заповедной (аль-Харам) мечети Мекки. Начиная с холма Сафа надо пройти 7 раз, т.е. от 4 раза Сафы до Марвы и 3 раза от Марвы до Сафы, завершая сай на холме Марва.

Вукуфэтонахождение 9-го числа месяца Зуль-хиджа в долине Арафа и в долине Муздалифа. Вакф в долине Арафа обязателен (фард), а нахождение в долине Муздалифа необходимо (ваджиб).

Джамарат – три каменных столба, расположенные в долине Мина, которые символизируют собой Сатану.

 

УМРА

Умра – это посещение Заповедной (аль-Харам) мечети в Мекке в установленном порядке. Совершение умры является желательным (сунна), которую можно выполнять в любое время года, кроме дня ‘Арафа и праздничных дней «ат-ташрик».

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «(Совершение каждой следующей) ‘умры (после предыдущей) служит искуплением (грехов, совершённых) между ними, что же касается безупречного хаджа, то не будет за него иного воздаяния, кроме Рая»[3].

 

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ УМРЫ

В микате делают намерение совершить умру, потом, прочитав тальбия, входят в состояние ихрама. После прибытия в Мекку совершается семикратный ритуальный обход вокруг Каабы (таваф), 2 ракяата намаза, семикратный ритуальный бег между холмами Сафа и Марва (сай) и выходят из состояния ихрама, подстригая волосы на голове.

ВИДЫ ХАДЖА

                                    

В Священном Коране говорится:

«И соревнуйтесь же [пред Всевышним] в совершении благих дел!»[4]

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Торопитесь с совершением хаджа, потому что никто из вас не знает, когда к нему придет смерть»[5].

«Совершающие хадж и умру (находятся) в гостях у Аллаха. Что бы они ни попросили, Он им ответит. Если просят прощения, Он простит их»[6].

 

Существует три вида хаджа по отношению к совершению умры:

1. Хадж-ифрад – это совершение хаджа без умры. Совершающий хадж после облачения в ихрам делает намерение только на хадж и выполняет только действия хаджа. Для того, кто выполняет хадж-ифрад, жертвоприношение (курбан) не является необходимым (ваджиб);

2. Хадж-таматту – это совершение умры и хаджа, входя в ихрам отдельно для каждого. Совершающий хадж вначале входит в ихрам для умры, потом, совершив ее, выходит из ихрама и с наступлением времени хаджа вновь входит в ихрам для совершения хаджа. Для совершающих хадж-таматту жертвоприношение (курбан) является необходимым (ваджиб);

3. Хадж-кыран – это совершение хаджа и умры в одном ихраме. При вхождении в ихрам верующий делает намерение и на хадж, и на умру. Сначала паломник совершает умру, а затем, не выходя из ихрама, хадж. Совершающему хадж-кыран жертвоприношение (курбан) также является необходимым (ваджиб).

Тот, кто собрался совершить хадж, по своему усмотрению может сделать намерение на любой из этих трех видов хаджа. При соблюдении всех условий каждый из них является правильным.

 

ДЛЯ КОГО И КОГДА ОБЯЗАТЕЛЕН ХАДЖ

Условия, при которых хадж становится обязательным (фард):

  1. исповедание Ислама;
  2. совершеннолетие;
  3. быть разумным;
  4. быть свободным от рабства;
  5. знать, что хадж является обязательным действием (фард). Это условие для тех, кто принял Ислам и живет в немусульманской стране. Незнание обязанностей (фард) не является уважительной причиной для мусульманина, проживающего в мусульманской стране;
  6. обладание имуществом, которое позволит обеспечить проживание семьи отправляющегося в хадж до его возвращения;
  7. обладание деньгами на дорогу в хадж и обратно;
  8. прибытие в хадж своевременно.

Кроме вышеперечисленных условий, есть и другие, которые называются условиями выполнения хаджа.

Условия выполнения хаджа:

  1. здоровье (не быть слепым, старым, слабым для совершения хаджа);
  2. не должно быть препятствий для совершения хаджа (например, человек не должен находиться в местах заключения);
  3. путь должен быть безопасным;
  4. женщина должна быть в сопровождении мужа или другого махрама (за кого не может выйти замуж). Допускается, если нет мужа или другого махрама, совершение хаджа женщиной в сопровождении не менее двух надежных женщин;
  5. разведенная женщина может совершать хадж после истечения послеразводного периода (идда[7]).

При наличии вышеперечисленных условий хадж становится обязательным в первый же сезон.

Обязательные действия (фард) хаджа:

  1. вхождение в состояние ихрама;
  2. нахождение в долине ‘Арафа;
  3. обход вокруг Каабы (таваф) «аль-ифада»;

Необходимые действия (ваджиб) хаджа:

  1. Вхождение в состояние ихрама в микате;
  2. Соблюдение запретов ихрама;
  3. Совершая ритуальный обход (таваф), находиться в состоянии омовения и с прикрытым ‘ауратом;
  4. Совершая ритуальный обход Каабы (таваф), начинать обход со стороны Черного Камня. Обходить Каабу пешком, оставляя ее слева;
  5. Совершать намаз в два ракяата после каждого семикратного обхода Каабы (таваф);
  6. Ритуальный обход Каабы (таваф) совершать за пределами места, называемого «хатим»;
  7. Семикратный ритуальный бег (сай) между холмами Сафа и Марва;
  8. Начинать ритуальный бег (сай) с холма Сафа, делая его на своих ногах (тем, кто может);
  9. Нахождение в долине ‘Арафа до захода солнца;
  10. Со времени рассвета и до восхода солнца праздничного дня (10 Зуль-хиджа) находиться в долине Муздалифа; 
  11. Бросать камни в джамарат в долине Мина;
  12. Выполняющим хадж-кыран или хадж-таматту делать жертвоприношение;
  13. После бросание камней в джамарат в долине Мина в течение первых трех дней праздника постричь волосы;
  14. Семикратный обход вокруг Каабы (таваф). (4 круга – обязательные (фард), остальные 3 – необходимые (ваджиб));
  15. Совершать обход вокруг Каабы (таваф) «аль-ифада» в дни праздника Курбан-байрам;
  16. Завершая паломничество, совершить прощальный обход вокруг Каабы (таваф) «аль-вада‘».

 

 

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ХАДЖА

Хадж следует совершать на средства, заработанные дозволенным (халяль) путём. Паломник должен до отъезда расплатиться с долгами и попросить прощения у тех, кого, возможно, обидел. Также необходимо принести покаяние (тауба) Аллаху, прося у Него прощения, и по возможности возместить долги поклонения (ибада). Перед дорогой возможно совершить 2 ракяата дополнительного намаза (нафиль).

На всем протяжении паломничества человек должен избегать сквернословия и плохого отношения к людям, проявлять терпение.

В микате паломник входит в состояние ихрама. Для этого подстригает ногти, укорачивает усы, удаляет волосы из подмышек и паха, после чего совершает полное омовение (гусль). Если нет возможности совершить данные действия, то делается малое омовение (вуду). Затем паломник-мужчина снимает с себя всю сшитую одежду и обворачивается в две белые материи «ихрам», представляющим из себя два куска ткани, которые называются изар (нижняя)и рида(верхняя). В состоянии ихрам голова мужчины должна быть открыта. Женщина может войти в состояние ихрама в повседневной одежде, не меняя ее.

После этого в микате совершается 2 ракяата желательного намаза (сунна) по случаю вхождения в ихрам, произносится намерение о совершении того или иного вида хаджа и читается тальбия. С этого момента паломник находится в состоянии ихрама и должен соблюдать его запреты.

Прибыв в Мекку, паломник совершает полное (гусль) или малое (вуду) омовение. Затем идет в Заповедную (аль-Харам) мечеть, где совершает обряды умры – семикратный обход вокруг Каабы (тавафаль-кудум), чтение 2 ракяатов намаза и ритуального бега между холмами Сафа и Марва (сай).

После этого в зависимости от вида хаджа действия паломника будут отличаться. Если совершается хадж-таматту, то после совершения обрядов умры паломник выходит из состояния ихрама, подстригая волосы. После этого запреты ихрама снимаются, и он может посещать Заповедную (аль-Харам) мечеть для совершения намазов в обычной одежде. В день начала хаджа утром 8-ого числа месяца Зуль-хиджа паломник заново входит в состояние ихрама, но не в микате, а в Мекке, в месте своего пребывания.

Если же паломник совершает хадж-кыран, то после совершения обрядов умры он не выходит из состояния ихрама и соблюдает его запреты вплоть до окончания хаджа.

8-ого числа месяца Зуль-хиджа паломник в состоянии ихрама прибывает в долину Мина и ночует.

После утреннего намаза (аль-фаджр)  9-го Зуль-хиджа в день Арафа направляется в долину Арафа, где остается до захода солнца. Это основное действие хаджа. Это время паломник должен провести в поклонении Аллаху (ибада), покаянии (туба) и мольбах-ду‘а. В этот день во время полуденного намаза (аз-зухр) этот намаз совершаются совместно с  послеполуденным (аль-‘аср). После захода солнца паломник отправляетсят в долину Муздалифа, где совместно совершает вечерний (аль-магриб) и ночной (аль-‘иша’) намазы. Здесь же он собирает 70 камешков размером с горошину для последующего бросания в джамараты. После ночевки в Муздалифе, совершив утренний намаз (аль-фаджр), 10-го Зуль-хиджа паломник возвращается в долину Мина.

Действия в первый день праздника Курбан-байрам (10-е Зуль-хиджа):

  1. бросание 7 камней в большой джамарат – «джамарат аль-Акаба» (из 3 джамаратов это самый дальний от долины Мина и ближний к Мекке);
  2. бритье или стрижка волос на голове (для женщин возможна только стрижка) и выход из состояния ихрама. Совершающий хадж-ифрад сразу сбривает (стрижет) волосы и выходит из состояния ихрама. Совершающие хадж-таматту или хадж-кыран после бросания камней должны  совершить жертвоприношение (курбан) и только потом выйти из состояния ихрама, сбрив (подстригая) волосы. Не обязательно, чтобы паломник самостоятельно закалывал жертвенное животное, он может поручить это другому человеку, который от его имени совершит его;
  3. обход вокруг Каабы (таваф) «аль-ифада». Это одно из обязательных (фард) действий хаджа. После совершения семикратного обхода Каабы (таваф) паломник совершает 2 ракяата намаза.

Если паломник совершает хадж-таматту, то после этого он должен выполнить ритуальный бег (сай) между Сафой и Марвой.

При совершении других видов хаджа паломник не совершает ритуального бега (сай), если он совершил его при первом посещении Заповедной (аль-Харам) мечети «таваф аль-кудум». Если же этого не было совершено ранее, то ритуальный бег между холмами Сафа и Марва совершается во время данного «таваф аль-ифада».

До выполнения данного тавафа паломнику запрещены интимные отношения с супругой. В случае невозможности совершить данный таваф 10-го Зуль-хиджа допустимо его выполнение 11 или 12-го числа этого месяца. 

Действия во второй день праздника (11-е Зуль-хиджа):

В малый, средний и большой джамараты бросают по 7 камней.

Действия в третий день праздника (12-е Зуль-хиджа):

В малый, средний и большой джамараты бросают по 7 камней. После чего в этот же день возвращаются в Мекку.

Перед отъездом из Мекки паломнику необходимо (ваджиб) совершить прощальный обход вокруг Каабы (таваф) «аль-вада‘». Во время которого паломник выполняет семикратный обход вокруг Каабы и читает 2 ракяата намаза, не совершая ритуальный бег (сай).

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

 

  1. Что такое хадж?
  2. Расскажите о значении хаджа.
  3. Расскажите, что такое ихрам, микат, тальбия, таваф, сай, вукуф, джамарат?
  4. Что такое умра и как её совершают?
  5. Сколько существует видов хаджа?
  6. Кто обязан выполнять обряд хаджа?
  7. В каком из видов хаджа не нужно совершать жертвоприношение (курбан)?

 

 



[1]    Св. Коран, 3:96-97.

[2]    Аль-Бухари, «Хадж», 4; Муслим, «Хадж», 438.

[3]    Аль-Бухари, «Умра», 1; Муслим, «Хадж», 437. 

[4]    Св. Коран, 2:148.

[5]    Абу Дауд, «Манасик», 5; Ибн Маджа, «Манасик», 1.

[6]    Ибн Маджа, «Манасик», 5.

[7]    Послеразводный период (‘идда) – три цикла месячных у женщин.