Страх и надежда
О, рабы Аллаха! Поистине, дела сердец являются наиболее великой и важной вещью. И награда за них является наиболее полной, а наказание за них является наиболее тяжким. А как же иначе, если все остальные органы тела подчинены сердцу и следуют его велениям. Поэтому говорят, что сердце – это король, а остальные органы тела – это войско этого короля.
Сообщается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Вера раба не будет правильной, пока его сердце не будет придерживаться прямоты» (Ахмад).
То есть, до тех пор, пока не будет сердце придерживаться Единобожия, и пока не будет сердце возвеличивать Аллаха, бояться Его и надеяться на Него.
Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине Аллах не смотрит на вашу внешность и ваше имущество, однако, Он смотрит на ваши сердца и ваши дела» (Муслим).
И одним из наиболее важных дел сердца являются страх и надежда. Поистине, они подталкивают к праведным деяниям, удерживают от грехов и напоминают о мире грядущем.
Страх перед Аллахом ведет своего обладателя к благодеяниям, удерживая от пагубных поступков. А надежда на Аллаха приводит своего обладателя к награде Аллаха и Его довольству.
Поистине, Всевышний Аллах повелел страшиться Его и запретил проявлять страх перед кем-либо помимо Него.
Аллах Всевышний сказал:
{إِنَّمَا ذَلِكُمْ الشَّيْطَانُ يُخَوِّفُ أَوْلِيَاءَهُ فَلا تَخَافُوهُمْ وَخَافُونِي إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ} [آل عمران: 175]
«Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» (Семейство Имрана, 175).
Также Он сказал:
{فَلا تَخْشَوْا النَّاسَ وَاخْشَوْنِي وَلا تَشْتَرُوا بِآيَاتِي ثَمَنًا قَلِيلاً} [المائدة:44]
«Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену» (Трапеза, 44).
И приказал Всевышний:
{وَإِيَّايَ فَارْهَبُونِ} [البقرة:40]
«И Меня одного страшитесь» (Корова, 40).
Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, обращаясь к нам: «Если бы вы знали то, что знаю я, то вы бы смеялись мало, а плакали много». И сподвижники прикрыли свои лица, и они при этом плакали”.
О, мусульмане! Поистине, Всевышний Аллах обещал тем, кто страшится Его, великую награду.
Аллах Всевышний сказал:
{وَلِمَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ جَنَّتَانِ فَبِأَيِّ آلاءِ رَبِّكُمَا تُكَذِّبَانِ ذَوَاتَى أَفْنَانٍ} [الرحمن:46-48]
«Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? В них обоих есть ветви» (Милостивый, 46-48).
Также Всевышний сказал:
{وَأَمَّا مَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ وَنَهَى النَّفْسَ عَنْ الْهَوَى فَإِنَّ الْجَنَّةَ هِيَ الْمَأْوَى} [النازعات: 40-41]
«Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» (Вырывающие, 40-41).
Наши праведные предшественники боялись Аллаха, делали благое и надеялись на награду Аллаха.
Сообщает, что 'Умар, да будет доволен им Аллах, совершая ночной обход, услышал, как один человек читал суру «ат-Тур». Тогда Умар слез со своего осла, оперся о стену и начал слушать, в результате чего заболел так (то есть на него так повлиял смысл этой суры), что люди, навещая его, не могли понять, что с ним.
Также сообщается, что Суфьян ас-Саури заболел от страха.
И сказал Абу Хафс: «Страх - это светильник в сердце».
И сказал Абу Сулейман: «Нет такого, чтобы страх покинул сердце, и оно при этом не испортилось».
Однако надо отметить, что похвальным страхом является тот страх, который побуждает человека делать праведные деяния. Однако если страх перейдет в крайность, то он превращается в отчаяние. А отчаяние в милости Аллаха является большим грехом.
Что касается надежды, то она является желанием в получении награды Аллаха. И условием шариатской надежды является праведное дело, отстранение от запрещенного и искреннее покаяние. И Всевышний Аллах разъяснил, что настоящая надежда бывает только после праведного дела:
{إِنَّ الَّذِينَ يَتْلُونَ كِتَابَ اللَّهِ وَأَقَامُوا الصَّلاةَ وَأَنْفَقُوا مِمَّا رَزَقْنَاهُمْ سِرًّا وَعَلانِيَةً يَرْجُونَ تِجَارَةً لَنْ تَبُورَ} [فاطر:29]
«Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной» (Ангелы, 29).
Также в другом месте сказал Аллах:
{إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَاجَرُوا وَجَاهَدُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ أُوْلَئِكَ يَرْجُونَ رَحْمَةَ اللَّهِ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ} [البقرة:218]
«Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, надеются на милость Аллаха. А ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Корова, 218).
И надежда является поклонением, поэтому тот, кто привязал свою надежду к кому-то помимо Аллаха, тот впал в многобожие. Поэтому Всевышний сказал:
{فَمَنْ كَانَ يَرْجُوا لِقَاءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلاً صَالِحًا وَلا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا} [الكهف:110]
«Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (Пещера, 110).
И является обязательным объединить в себе страх и надежду. Это и было состоянием пророков, о которых сказал Всевышний:
{إِنَّهُمْ كَانُوا يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَيَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا وَكَانُوا لَنَا خَاشِعِينَ} [الأنبياء:90]
«Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» (Пророки, 90).
Также Всевышний сказал:
{تَتَجَافَى جُنُوبُهُمْ عَنْ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ} [السجدة:16].
«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (Поклон, 16).
И кто размышляет над величием Аллаха и Его наказанием, тот начинает испытывать страх. И кто размышляет над милостью Аллаха и Его наградой, тот начинает испытывать надежду. Поэтому пришло в хадисе от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если бы знал верующий что есть у Аллаха из наказания, то никто не понадеялся бы (попасть) в Его Рай. И если бы знал неверный что есть у Аллаха из милости, то никто не отчаялся бы (попасть) в Его рай» (Муслим).
И также по этой причине во многих местах в Коране наказание и прощение упомянуты вместе. Так Всевышний сказал:
{وَإِنَّ رَبَّكَ لَذُو مَغْفِرَةٍ لِلنَّاسِ عَلَى ظُلْمِهِمْ وَإِنَّ رَبَّكَ لَشَدِيدُ الْعِقَابِ} [الرعد:6]
«Воистину, твой Господь прощает людей, несмотря на их несправедливость. Воистину, твой Господь суров в наказании» (Гром, 6).
И поведал имам аль-Газалий в своей книге «Оживление религиозных наук», что Макхуль ад-Димашки сказал:
«Кто поклонялся Аллаху только по причине страха, тот харурий (хариджит). Кто поклонялся Ему только по причине надежды, тот мурджиит. Кто поклонялся ему только по причине любви, тот зиндик (лицемер). Кто же поклонялся Ему по причине страха, надежды и любви, тот и есть суннит-единобожник».
И сказал ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах:
«Сердце в своем пути к Аллаху подобно птице. И любовь является ее головой, а страх и надежда ее крыльями. И когда голова и крылья целы, то полет птицы хорош. А когда голова отрезана, птица умирает. А когда крылья утеряны, то она является мишенью для всякого нападающего охотника. Однако предшественники предпочитали, чтоб в состоянии здоровья крыло страха преобладало над крылом надежды, а в состоянии выхода из этого мира крыло надежды преобладало над крылом страха…» (Мадаридж ас-саликин).
О, мусульмане! Бойтесь Аллаха, страшитесь Его наказания и надейтесь на Его милость. Ведь Всевышний говорит:
{اعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ وَأَنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ }[المائدة: 98]
«Знайте, что Аллах суров в наказании и что Аллах – Прощающий, Милосердный» (Трапеза, 98).