Этика трапезы в Исламе. Часть вторая




    Дорогие братья и сестры!
    Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
    В этот пятничный день мы продолжим проповедь об этикете трапезы в Исламе. В прошлый раз мы остановились на вкушение пищи правой рукой.  Следующее важное правило:
    7. Брать из еды только то, что находится рядом с тобой
    Правило поучает скромности и высокой культуре поведения, особенно в гостях. Иногда на праздничных трапезах приходится видеть совсем нелицеприятные вещи. Приглашенные гости «накидываются» на фрукты, начинают класть пироги в свои сумки прямо со стола! Такое поведение противоречит нормам Ислама. Хочется отметить, что смысл меджлисов не заключается в еде, люди приходят на такие мероприятия, чтобы послушать аяты Священного Корана и лекцию имама.

 


    Сообщается, что Умар бин Абу Салама (да будет доволен им Аллах) сказал:
    - В детстве я находился на попечении посланника Аллаха (алейхиссалям). Обычно я протягивал руку к (разным концам общего) блюда, но (однажды) посланник Аллаха (алейхиссалям) сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха /Би-сми-Лляхи/”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!» (сахих).


    Маленький Умар бин Абу Салама рос и воспитывался в доме пророка (алейхиссалям). Как вам известно, Умм Салама была женой Посланника Аллаха (алейхиссалям). Доброе воспитание сыграло немаловажную роль в будущей жизни Умара. Уже во время правления имама Али (да будет доволен им Аллах) его назначат наместником Бахрейна.


    8. Восхваление Аллаха после еды и питья
    Пророк (алейхиссалям), его самые близкие родственники и первые верующие (да будет доволен ими всеми Аллах) сами испытали на себе всю тяжесть голода. Много сподвижников от нехватки еды погибли в «год печали», тогда мекканские курайшиты объявили всем принявшим Ислам семьям бойкот. Им ничего не продавали и ничего не покупали. Голод чувствовался и после переселения в Лучезарную Медину.
    Передают со слов Абу Сагида аль-Макбури, что (однажды какие-то) люди, перед которыми лежала жареная баранина, пригласили (поесть с ними) проходившего мимо Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, однако он отказался от еды, сказав: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) покинул мир этот, так и не наевшись досыта (даже) ячменного хлеба» (Аль-Бухари).
    Они знали истинную цену еде, и поэтому всегда после трапезы благодарили Всевышнего. В одном хадисе сказано:
    «Воистину, Аллах доволен рабом, который когда поел, восхвалил Его за это, или выпил, и восхвалил Его за это» (Муслим).


    9. Проявления почтения к милости Всевышнего и приподнимание упавшей еды
    Передают от Джабира, сказавшего: «Я слышал, как Пророк, говорил: «О, да! Шайтан присутствует с кем-то из вас при каждом деле и даже присутствует рядом с ним при еде. Поэтому, если у кого-то из вас упадёт кусочек, то пусть устранит с него мусор и после пусть скушает его, а не оставляет его шайтану (Муслим).
    Например, чтобы не выкидывать черствый хлеб можно нарезать его на мелкие кусочки и высушит. Сухарики долго не портятся и ими можно кормить птиц или животных.


    10. Желательность вкушения еды с края, а не с середины
    «Благодать «баракат» нисходит на середину пищи, ешьте же  с ее краев и не ешьте с ее середины» (Абу Дауд).
    11. Запрет на вкушение пищи из золотой либо серебряной утвари (посуды)


    Как было сказано выше, Ислам приучает человека к скромности. На протяжении тысячелетий, золото и серебро ассоциировалось с роскошной жизнью и богатством.  Тираны и короли имели троны и украшения из золота. Земное богатство, власть, нередко становились  для них причиной гордости и алчности. В то время как верхи утопали в золоте, низы гибли от нехватки пищи.
    Абдулла Ибн Аким сказал: «Мы были вместе с Хузайфой в Мадаине. Там Хузайфа попросил пить и к нему пришёл дехкан (вождь) с напитком в серебряном сосуде, но тот кинул им в него и пояснил: «Я сообщаю вам, что уже приказывал ему не поить меня из него! Ведь, Посланник Аллаха, сказал: «Не пейте из золотого и серебряного сосуда! И не облачайтесь в парчу и шёлк! Истинно, это — для них в нижнем мире. А для вас это — в ином, в День Представания» (Муслим).
    В другом хадисе он (алейхиссалям) предостерег свою Умму:
    «Поистине, у того, кто станет пить из золотого или серебряного сосуда, в животе будет шуметь пламя ада» (Муслим).
    Задайте себе вопрос: Хорошо ли есть из золотой тарелки, в то время как мои братья и сестры мучаются от голода, нуждаются в лекарствах?


    12. Нельзя есть лежа или облокотившись на локти
    О том, как правильно сидеть за трапезным столом учат с детства. Если есть согнувшись или лежа можно нанести существенный урон своему здоровью. Человек во время еды должен сидеть прямо, только в такой позе кровь хорошо циркулирует в желудке и в печени.
    Посланник (алейхиссалям) говорил:
    «Я не принимаю пищу, опираясь на что-либо» (аль-Бухарий).
    В другом риваяте сказано:
    «Кто верит в Аллаха и в Судный День, то пусть не садиться за стол, за которым пьют вино и пусть не ест облокотившись (распластавшись) на живот» (Абу Дауд).


    13. Нельзя плохо отзываться о еде
    Нередко когда детям или подросткам приносят суп, они говорят: «Фу, мы это не будем!».  Нужно грамотно пересекать такое поведение. Объясняйте им, что так отзываться о еде нельзя! Если они не воспринимают ваши слова, расскажите им о блокадном Ленинграде и о маленькой девочке, у которой от голода погибли все родные.
    Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха (алейхиссалям) никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, то он оставлял её» (Согласованный хадис).


    14. Нельзя дышать в сосуд и дуть в него
    Большинство инфекций передаются через воздушно-капельный путь. Во времена пророка (алейхиссалям) никто не знал о болезнетворных бактериях, но Всевышний через своего Посланника (алейхиссалям) научил простым мерам предосторожности. Тогда люди обычно ели руками из одной большой посуды, они не пользовались ложками и вилками. Часто пили из одного сосуда, сначала пил один человек, потом другой и тд.
    Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк (алейхиссалям) запрещал дышать в сосуд или дуть в него (ат-Тирмизи).
    Современной медициной доказано, что причиной язвы и гастрита является бактерия «хеликобактер пилори». Заразиться ею можно при использовании грязной посуды или же через предметы гигиены. Представьте, что будет, если инфицированный этой заразной бактерией начнет дуть в кастрюлю с пловом.


    Последнюю часть проповеди, инша Аллах, продолжим на следующей неделе!
    В конце воздаю всю хвалу одному Всемогущему Аллаху! (Продолжение следует)

    Имам-мухтасиб г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир-хазрат Беюсов.

http://munir-hazrat.livejournal.com/