Пятничная проповедь. Начало месяца Рамадан

 

Сказано в Священном Кур’ане:
﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ﴾


Это означает: «О те, которые уверовали! Вам предписан Пост (обязательный Пост месяца Рамадан), подобно тому, как Пост был предписан предыдущим общинам (предыдущих Пророков). Будьте же богобоязненными!».
Сура «Аль-Бакара», Аят 183.

 


Дорогие Единоверцы! Приближается главный месяц года – месяц Рамадан, в котором был ниспослан Священный Кур’ан. Это месяц добра, благочестия и благословения и получения одобрения Господа.
Это месяц очищения души (сердца) от грязи пороков и недостатков, от запятнавших честь грехов.
Это месяц увеличения добродетели, когда верующие с ещё большим старанием делают благое. Это месяц особого приготовления – набирая вознаграждения для спасения в Конце Света и достижения высот благочестия и богобоязненности для вечного счастья.
Это великий месяц, о котором Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, что его начало для соблюдающих верующих  – это милость, Его середина – прощение грехов, а его конец – спасение от мучений в аду.


Пост месяца Рамадан – это одно из величайших поклонений, проявления покорности и подчинения Одному Творцу.
Это один из самых главных столпов Ислама, как об этом сказано в Хадисе Пророка Мухаммада, мир Ему:
 «Основ Ислама пять: свидетельство того, что нет божества кроме Аллаhа и что Мухаммад – Посланник Аллаhа; выполнение Намаза; выдача Закята; выполнение Хаджа; соблюдение Поста месяца Рамадан».


Сказано в Священном Кур’ане:: «Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Священный Кур’ан. Тот, кто застал этот месяц, пусть соблюдает Пост. А тот, кто болеет или находится в путешествии, то выполнит пропущенные дни в другое время. Аллаh дарует вам облегчение и не дает непреодолимых сложностей. Аллаh повелел соблюдать все, как положено до конца определенное число дней и возвеличивали Аллаhа за то, что Он наставил вас на прямой путь. Будьте же благодарными!».
Сура «Аль-Бакара», Аят 185.


Аллаh Всемогущий в этом Аяте повелел тем мукялляфам, которые застали этот благословенный месяц соблюдать Пост этого месяца.
Именно этот Пост является для них обязательным, а не другой.
Пророк Мухаммад, мир Ему, объяснил, как определять наступление месяца Рамадана, его первый и последний день, и когда завершается этот месяц.
Вот что передано от Пророка Мухаммада, мир Ему.
Приведено в книге «Аль-Мууатта» имама Малика, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
 «Не начинайте соблюдение (обязательного) Поста (месяца Рамадан) пока не увидите новолуние (новый месяц Рамадана), и не завершайте Пост, пока не увидите новолуние (месяца Шаууаль). А если небо было облачным, то считайте, что этот месяц – 30 дней».


Поэтому, дорогие единоверцы, наступление Рамадана определяется исключительно наблюдением новолуния Рамадана, а не берутся в основу подсчеты звездочетов и астрономов.
При этом наблюдение производится после захода солнца 29 числа месяца Ша‘бан.
А что же нам делать, если мы не увидим новую Луну после захода солнца 29 Ша‘бана из-за того, что будет пасмурная погода или по другим причинам?
Пророк Мухаммад, мир Ему, не оставил и этот вопрос без внимания, сказав:
«А если от вас было скрыто новолуние, тогда считайте длительность данного месяца 30 дней, то есть месяца Ша‘бан».
Это и есть Шари‘ат – Закон Божий!


Именно так объяснил Посланник Аллаhа это правило, чтобы мы соблюдали религиозные ритуалы в соответствии с Шари‘атом.
И со времен Пророка мусульмане следуют этому правилу, передавая друг другу знания, и так мусульмане соблюдают по сегодняшний день. Этот способ определения начала и конца месяца опирается на очное наблюдение (то есть глазами) за луной, как в городах, так и в селах и поселках, и об этом способе знает каждый, кто жил в мусульманских странах и видел традиции и обычаи мусульман. Например, как мусульмане выходят из домов для наблюдения и собираются в таких открытых местах, где удобнее производить это наблюдение. После чего, если увидели новолуние, то стреляют из пушек или разводят на верхушке горы большой огонь. Объявляя тем самым о начале благословенного месяца Рамадан или наступления праздника разговения.


Эти прекрасные обычаи имеют глубокие корни, которые простираются аж до той эпохи, когда жили сахаба – сподвижники Пророка Мухаммада, мир Ему. И так продолжалось на протяжении столетий. И эти традиции сохраняли, принимая в них активное участие богобоязненные и благочестивым ученые, и таким образом такие традиции распространились по всей земле и стали использоваться повсеместно и постоянно среди мусульман.


Более того, об этом говорили ученые четырех мазhабов, которые подтвердили, что определение первого числа месяца Рамадан производится путем наблюдения за новолунием после захода солнца месяца Ша‘бан. И если новолуние наблюдалось, тогда следующий день – первое Рамадана, а если же новолуния не наблюдалось, тогда следующий день – это 30 число Ша‘бана, и, соответственно, только после этого наступает первое Рамадана. Мусульманские ученые подтвердили, что определение начала и конца лунных месяцев происходит исключительно этим способом.


И не берутся за основу, и не являются основанием расчеты астрономов и звездочетов. Их утверждения не берутся во внимание при определении начала и конца месяца Поста. Имам Ан-Науауий сказал в своей книге «Аль-Маджму‘»:


 «Тот, кто опирается на расчет в определении положения луны, то его расчеты отвергаются и не принимаются во внимание. Так как Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:: «Мы такой народ, который не живет по подсчетам, расчетам и предположениям и догадкам.  Мы не записываем и не подсчитываем. Месяц бывает и таким (то есть 29 дней) и таким (то есть 30 дней). Начинайте соблюдать Пост, увидев новолуние (Рамадана), и завершайте соблюдение Поста, увидев новолуние (Шаууаля). А если небо было закрыто, то дополните месяц Ша‘бан 30 днем».
И этот Хадис передан в сборниках имамов Аль-Бухарий и Муслима.


Значение слов Пророка, мир Ему:“
«Мы не записываем и не подсчитываем» – мы не основывается на записи и расчеты для определения начала лунных месяцев.
А значение слов Пророка, мир Ему:
«Месяц бывает и таким, и таким» – лунные месяцы: либо 29 дней, либо 30 дней, не бывает месяцев с количеством дней 28 или 31.
В книге знаменитого ханафитского ученого Ибн ‘Абидин «Радд аль-мухтар ‘аляд-дурриль-мухтар» сказано следующее: «Не принимаются заявления звездочетов и астрономов, рассчитывающих время (то есть для определения начала Поста – чтобы люди знали о том, настало время обязательного Поста, или нет) и даже в книге «Аль-Ми‘радж» ханафитских ученых передано единодушие (иджма‘) в том, что неприемлемы их заключения».


Имам Ибн hабира в своей книге «Разные заключения ученых» сказано: «Ученые (4 мазhабов) единодушны в том, что не принимаются во внимание расчеты фаз луны для определения начала Поста (первого дня месяца Рамадан), как тем, кто знает это, так и тем, кто этих расчетов делать не умеет. Воистину, это (соблюдение обязательного Поста) обязательно только по наблюдению новолуния или завершению месяца 30-м днем».
Это правило, данное нам Пророком, мир Ему, передается великими мусульманскими учеными всех времен, учеными – муджтаhидами, а раз есть высказывание самого правдивого из всех – нашего Пророка, то нельзя принимать любые слова противоречащие Пророку Мухаммаду, мир Ему.


Мы обязаны всегда следовать по пути, указанному Пророком, мир Ему.
Мы не оставим путь Пророка, чтобы в определении даты начала месяца Поста и даты праздника Разговения полагаться на догадки звездочетов и расчеты астрономов. Несмотря на то, что бы они ни говорили и какие бы то ни было доводы приводили.
Все, с чем пришел к нам Пророк – это для нас неоспоримое руководство к соблюдению Закона Божьего, это мы принимаем, чтим и уважаем. Это для нас превыше всего иного!
И все, что противоречит этому – заблуждение, как сказано в Священном Кур’ане:
 «Всё, с чем пришел к вам Пророк – берите (соблюдайте), а то, что запретил – не совершайте!».


И не думайте, что люди во времена Пророка, мир Ему, или в эпоху Его благочестивых сподвижников были неграмотными в вопросе расчета фаз луны. Но они очень часто и много наблюдали за небом, солнцем, луной, звездами, и они в те давние времена знали о фазах луны и положении планет и звезд намного лучше, чем многие люди в наше время.


Несмотря на это Пророк Мухаммад, мир Ему, не основывал это заключение на расчеты, а Он передал нам Закон Божий для его соблюдения по вопросу наступления месяца обязательного Поста, который подтверждается наблюдением новолуния или завершения 30 дня месяца Ша‘бан, а не по расчетам фаз луны.


Дорогие мусульмане! Воистину наш Всемогущий Творец предписал нам соблюдение Его Законов, переданных последнему Пророку Мухаммаду, после которого не будет никакого нового закона Божьего до Судного Дня. И эти Законы пригодны для всех веков, времен и эпох, они не устаревают до самого Конца Света. И мы с помощью Аллаhа будем стойко соблюдать учение последнего Пророка, мир Ему, несмотря ни на что – нравится это кому–то или не нравится (даже если кому–то это не нравится или непонятно).
Просим у Аллаhа блага и прощения для себя и для вас!

http://www.islamyat.org/pyatnichnye-propovedi/nastuplenie-mesyatsca-ramadan.html