Хвала Аллаху, который ниспослал Священный Коран, как руководство правильного пути. Благословение и приветствие пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем, кто последует прямым путём!
Одной из важнейших обязанностей мусульманина по отношению к обществу является призыв к своей религии. Как и многие другие религии, Ислам обязывает призывать людей в своё лоно, дабы люди следовали заповедям Всевышнего, излучая собой доброту, являясь примером для окружающих.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
«ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ» «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием»
Из данного аята ясно, что призывать людей следует мудро, т.е. самому быть примером для окружающих, вести себя в различных жизненных ситуациях достойным образом, соотнося свои действия с предписаниями Всевышнего. Что же касается доброго, благого увещевания, то это значит, что следует выбирать слова, так чтобы эти слова не обидели, были понятны, и разъясняли суть в полной мере, для того, к кому направлена данная речь.
Сегодня эта тема прокультивирована многими мусульманскими богословами и имамами мечетей. В условиях нашей современной действительности, в данном вопросе необходимо обратить внимание на один из аспектов призыва.
Обращение с призывом к родственникам и родным, является первой ступенью распространения религии Всевышнего. Сегодня наблюдается позитивная тенденция роста числа верующих мусульман. Всего лишь 2.5% верующих из общего числа, являются религиозно-практикующими. Остальная часть мусульман традиционно называется - этнической. Без сомнения, у каждого соблюдающего мусульманина есть родственники, которые не знают о своей религии почти ничего, знают только, что их религия Ислам. У каждого этнического мусульманина свой уровень познания Ислама, однако, каков этот уровень не был, этого не достаточно, чтобы человек стал религиозно соблюдающим. В суре «Поэты» (214-216 ) Всевышний Аллах говорит по этому поводу следующее:
وَأَنذِرْ عَشِيرَتَكَ الْأَقْرَبِينَ» |
|||
وَاخْفِضْ جَنَاحَكَ لِمَنِ اتَّبَعَكَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ |
|||
فَإِنْ عَصَوْكَ فَقُلْ إِنِّي بَرِيءٌ مِّمَّا تَعْمَلُونَ» |
|||
|
|||
В этих аятах повеление призывать своих близких родственников. Эти аяты адресованы пророку с.а.у. и нам в том числе. Пророк с.а.у. призывал своих родственников и не переставал делать этого. Обращался к ним всегда мягко и мудро, подбирая нужные слова и доводы. В жизнеописании посланника Аллаха можно видеть яркий пример того, как нужно обращаться к родственникам и родным с призывом. Стоя на холме Сафа, Абу Ляхаб, дядя пророка с.а.у. в ответ на призыв к единобожию сказал: «Да пропадёт остаток дня твоего! И для этого ты собрал нас?!». Впоследствии, Абу Ляхаб стал явным врагом Ислама. Что же касается нас, то мы сегодня обязаны донести до своих родственников родных и близких, истинность слов Всевышнего. Особенно это актуально ещё и потому что, информация об Исламе, которую можно найти в интернете, смотря телевизор, читая газеты, чаще всего не соответствует действительности. |
Необходимо помнить, что обратившись к родственникам с призывом, не следует ждать от них мгновенного восприятия и понимания сути Ислама.
Тем более не следует ждать, что родные и близкие сразу станут религиозно-практикующими. Даже если слова призыва будут мягкими, грамотно выверенными, утверждения логически обоснованными, подтвержденные научно, они будут находить всевозможные оправдания своим действиям. Мягко, но настойчиво, постоянно и непрерывно, следует призывать их к Исламу. И по прошествии некоторого времени, при том, что мы сами будем показывать пример, наши родственники, родные и близкие, начнут понимать то, какую милость оказывает Всевышний, наставляя их на истинный путь.
Молим Всевышнего Творца о помощи в деле распространения Его Слова, просим простить наши грехи и ошибки.
Имам-хатыб МРОМ г.Старая Купавна Вильдан-хазрат Габидуллин