Дорогие братья и сестры!
Если кто-то прочитав заголовок проповеди подумал, что я призываю его заработать побольше рублей и долларов, то это совсем не так. Согласитесь, большинство известных нам валют подвержены инфляции, лет десять назад литр бензина стоил 16 рублей, сегодня уже за тридцать. И даже золото вроде на первый взгляд самый устойчивый по цене металл стал терять в цене.
Ни одну из известных денежных единиц нельзя забрать с собой в Ахират. В День расчета, когда поставят «мизан» («Весы»), на его чаши будут класть не деньги и не драгоценные металлы, а награду Всевышнего Аллаха ― «аджр». Она же является самой твердой и устойчивой валютой, ей не страшны экономические перепады, санкции и разрушительное влияние времени. Раньше при упоминании о награде люди со слабой верой возможно сомневались в существовании подобных вещей. Награду Аллаха нельзя потрогать руками, ее нельзя увидеть, но она постепенно накопляется, увеличивается и сохраняется до Судного Дня. С появлением банков и современных технологий, с момента внедрения электронных банковских карт и электронных виртуальных расчетных счетов все встало на свои места. Виртуальные деньги, находящиеся в вашей карте, не видимы для глаз, они не имеют никакого веса, но вы можете расплачиваться ими за коммунальные услуги, покупать на них продукты питания и все что угодно!
Религия, состоящая из законов и установок Творца, опережает наше время по многим параметрам. Научные открытия вновь и вновь доказывают правоту Коранических аятов и слов благословенного пророка Мухаммада ﷺ.
Эта проповедь будет посвящена достоинствам захоронения верующих. За омывание умершего, участие в заупокойном намазе «салят аль-джаназа», за подготовку могилы, сопровождение носилок до кладбища и другие ритуальные действия мы, инша Аллах, получим огромную награду.
Имеется множество способов получения «аджра». Почему-то верующие иногда неправильно полагают, что больше всего хороших дел можно заработать только совершая Хадж или же жертвоприношение. Причиной такой наивности, либо ошибочных взглядов служит недостаточная осведомленность в религии.
Известны случаи, когда некоторые из сподвижников упускали из вида на первый взгляд обычные, но вознаграждаемые деяния. Кто бы мог подумать, но именно такой случай произошел с Ибн Умаром — знатоком Священного Корана и хадисов:
«(В своё время) Ибн Умару сообщили, что Абу Хурайра говорит: “Тот, кто присоединится к похоронной процессии, получит (награду в один) карат”, и (Ибн Умар) сказал: “Абу Хурайра преувеличивает!”. Однако Аиша (подтвердила правоту Абу Хурайры) и сказала: “Я слышала, как то же самое говорил посланник Аллаха ﷺ ”. Тогда Ибн Умар воскликнул: “(Значит) упустили мы множество каратов (награды)!”» (аль-Бухари).
Люди рождаются и умирают каждый день. Сходите на большие городские кладбища и вы увидите нескончаемый поток ритуальных машин, близких и родственников умерших. Но мало кто знает о награде за участие в похоронных делах.
Абу Хурайра, как и многие другие сахабы относящиеся к группе «ахлю ас-суффа» долгое время проживали и учились в мечети Пророка ﷺ. Большинство из них были сиротами, либо из неимущих семей и всех их содержала мусульманская община. Средства на их содержание выделялись из «закята» и прочих пожертвований. К известным представителям «ахлю ас-суффа» относятся следующие сподвижники:
- Абу Хурайра
- Абу ад-Дарда
- Абу Убайда
- Билял бин Рибах
- Саубан
- Хариса ибн ан-Нугман
- Хузайфа ибн аль-Йаман
- Салман аль-Фариси
- Абдулла ибн Масгуд
- Аммар ибн Ясир
Находясь в мечети, они брали уроки от самого посланника Аллаха ﷺ, у них было больше возможности задавать вопросы и получать ответы. Остальные, в основном более-менее обеспеченные, сахабы были заняты торговлей, семьей и другими делами. Вспомните последние аяты суры «аль-Джума»:
«Когда же они увидели торговлю или забаву, они разошлись, бросившись к ней, и оставили тебя стоять во время пятничной проповеди. Скажи: «То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах — Наилучший из дарующих удел» (62:11).
Услышав о прибывшем в Медину торговом караване большинство прихожан покинули мечеть и этот факт отражен в данном аяте.
Хадис о достоинстве участия в похоронной процессии призывает нас не отворачиваться от шанса заработать побольше хороших дел. В других хадисах комментируется смысл термина «Кыйрат»:
«Тот, кто проводит (в последний путь) покойного мусульманина, храня веру и надеясь на награду от Аллаха, и останется с ним до тех пор, пока не прочитают заупокойную молитву и не предадут тело земле, вернётся с наградой в два карата, каждый из которых будет величиной с (гору) Ухуд. Тот же, кто совершит молитву по покойному и уйдёт до погребения, вернётся с наградой (только в один) карат”» (аль-Бухари).
В то время, когда люди не умели считать до десяти, не владели письмом, им нужно было объяснять на местном, понятном языке, строя доходчивые для ума аналогии. Какая будет награда за участие в «Джаназа»? ― «С величиной двух больших гор Ухуд», и для средневекового араба становилось все понятным.
К огорчению, нынешние мусульмане не обучают и не готовят детей к похоронным делам. Умирает отец или мать, и их дети в помешательстве, не знают, что дальше им делать. Звонят в городские ритуальные службы, а он вряд ли похоронят по законам ислама. По нормам нашей религии, умерших должны омывать и заворачивать в белый саван родственники. Отсутствие воспитания привело к тому, что люди стали относиться ко всему перечисленному брезгливо. В обычных школах и в университетах не учат правилам похорон. Думаю, со мной многие согласятся, порой и выпускники религиозных учебных заведений из-за отсутствия необходимой практики сталкиваются с большими проблемами в вопросах «Джаназа». Как правильно делать гусль умершему? Как глубоко копать могилу? Как умершего оборачивать в «кафан»? Без опыта, сложно научиться необходимым навыкам. Значит нужно при медресе создавать дополнительные курсы и занятия по практической стороне вопроса. Хирург, прежде чем приступить к своей сложнейшей профессии, набирается опыта у других специалистов, проходит определенные тренинги. Кого сейчас можно назвать «хранителями» знаний по мусульманским ритуальным делам? ― Пенсионеры, наши аксакалы и абыстаи, некоторым уже за восьмой десяток! Пусть Аллах даст им терпения и воздаст наградой за их неоценимую помощь!
В рядах тех, кто помогает хоронить наших братьев и сестер, почти нет молодых, а зря! Это по исламу самое благородное и награждаемое Аллахом дело!
Не упускайте возможность заработать лучшую из всех валют ― аджр!
Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов
Источник www.dumrf.ru